Президент Украины Владимир Зеленский, который 4 июня прибыл в Брюссель для проведения ряда дипломатических встреч, сегодня утром дал интервью журналистам 1+1. Общение прошло в одном из тренажерных залов. Глава государства ответил на острые вопросы, не прекращая крутить педали тренажера.
Смерть 5-летнего мальчика от рук полицейских
Когда каждый день гибнут наши военные на фронте, я понимаю, что они защищают Украину. А это – просто бессмыслица. Это очень серьезный вопрос. Все будут очень серьезно наказаны. Понесет ли кто-то политическую ответственность? Уверен, что будет и политическая ответственность, и уголовная. Мы об этом говорили неоднократно с министром (Аваковым – ред.) на протяжении этих двух дней. Обращаюсь ко всем, кто принимает решения, пожалуйста, на законодательном уровне все должны быть очень серьезно уголовно наказаны.
Дебют в Брюсселе. Движение в ЕС и НАТО
Не боюсь ли, что с Россией станет сложней разговаривать? Мы независимая страна, это наш выбор, наш курс. Я всегда говорил, что у нас курс в Европу, это закреплено в Конституции. Курс в НАТО – это прежде всего наша безопасность и уровень армии. Мы должны рассказать каждому украинцу, что такое НАТО, что это не так страшно. Когда все украинцы будут готовы, мы обязательно вынесем этот вопрос на референдум и Украина обязательно будет в НАТО. Поэтому мое выступление все хорошо восприняли. Хорошо восприняли Украину.
Президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер
О чем шутили? У нас была очень классная встреча. Я не знаю, дипломатично ли так говорить, но Юнкер – это такой добрый, теплый, нормальный дядька, очень умный человек, классный мужик. Он мне сказал, что Украина всегда может рассчитывать на его личную поддержку.
Вице-президент Домбровскис, который отвечает за макроэкономическую помощь
Деньги не главное, но сейчас в Украине сложная экономическая ситуация, но мы из нее выйдем. Про 500 миллионов транша давайте не будем? Я не хочу становиться одним из тех украинских политиков, которые все время что-то обещают – реформы, решения, законы, а потом не выполняют. Давайте так, получим деньги – скажем, что получили. Условия я знаю, мы к ним готовы. Готовы принимать поправки к законам.
Дефолт – это точно слухи?
О дефолте – это слухи. В Европе четко понимают, что это слухи, которые разогнали некоторые медиа-порталы. Никто не собирается объявлять дефолт. Все – за стабильную экономику в нашей стране. У нас очень много проблем, давайте не будем заниматься слухами.
Рост курса евро
Нам нужна спокойная экономика, привлекать в Украину инвестиции, говорить с украинцами так, чтобы не было никакой истерики. Больших проблем у нас нет. Миссия МВФ и сотрудничество с Международным валютным фондом у нас продолжается. Поэтому я хочу всех успокоить – все будет нормально.
Украинские олигархи
Я по очереди встречаюсь со всеми представителями большого бизнеса, можно сказать, со всеми олигархами. Встречался с Пинчуком. Их не так много. Кто-то еще приезжал, я не помню. Некоторые политики тоже олигархи, но мы не будем говорить о них. Приезд Пинчука был связан с Леонидом Кучмой. Я очень просил Леонида Даниловича, чтобы он был главой трехсторонней группы (ТКГ). Кстати, в Минске сегодня будет встреча после большого перерыва. Я держу кулаки, чтобы у нас все действительно пошло. С большим бизнесом мы собираемся встретиться, это будет в июне. Будем говорить о восстановлении Донбасса. У нас есть план, мы хотим предложить бизнесу инвестировать в инфраструктуру Донбасса. Мы все понимаем, что Донбасс обязательно вернется и кто-то им должен заниматься.
Кого готовы оставить из действующих министров?
Я не знаю их очень близко. Это не моя команда, мы не прошли какое-то продолжительное время работы. Я уверен, что там есть профессионалы, поэтому правительство остается сейчас работать. Думаю, что за два с половиной месяца до парламентских выборов, до создания нового правительства, мы познакомимся ближе. Я уверен, что они все профессионалы, но кто из них способен сделать что-то новое для Украины? Нам нужно делать не шаги, а прыжки.
По персоналиям
Супрун? К ней по-разному относятся. Вы же знаете, как ее называют? Слава Богу, у меня, у моей семьи есть другой доктор. Гриневич? Не знаком. Хотя я слышал, что она совсем неплохая. Климкин? Это профессиональный дипломат. Я предлагал ему оставаться в нашей команде. У нас очень сложная международная ситуация и он об этом знает, но он решил пойти в политику. Я никого из них близко не знаю, но смотрю по делам.
Парламент не согласился рассматривать Ваш закон об импичменте
Мы в течение двух недель подали в Верховную Раду, если я не ошибаюсь, десять поправок и законопроектов. Ничего не было принято. Что мы можем говорить о парламенте? Я уверен, что там тоже есть люди, есть профессионалы… но это какой-то бунт большинства в парламенте, который не хочет работать, а занимается политической рекламой. Мне кажется, им все равно – будут это очередные или внеочередные выборы, 31 октября или 21 июля. Они все занимаются политической рекламой, не принимают законы, которых Украина ждала уже 28 лет, таких как снятие неприкосновенности, закон об импичменте. Отменять закон о незаконном обогащении было нарушением. У нас же были договоренности с МВФ, с Европейским союзом, с Мировым банком. А они отменили этот закон. Мы предложили другой. Они не голосуют за новый закон. Мы добавили туда не только уголовную ответственность, но еще взыскание необоснованных активов, в чем заключается главное отличие. Я думаю, что без такого закона мы не имеем право говорить о какой-либо антикоррупционной деятельности в Украине.
Возвращение паспорта Саакашвили
Нет, политических планов на Саакашвили у меня нет. Планы были очень простые, человеческие. У него забрали паспорт незаконно, поэтому я его ему вернул.
Встречались, созванивались?
Он мне записал видео в социальных сетях, благодарил. Писал в телефоне, в WhatsApp. За что спасибо? Я просто исполняю свои обещания. У меня их очень мало, но я хочу, чтобы они были исполнены.
С кем сегодня и о чем будете говорить в Брюсселе?
У меня сегодня много встреч. Есть официальные с госпожой Могерини, с господином Туском. Всех интересует, как мы можем завершить войну. Вся Европа реально думает об Украине, о ее безопасности. Всех интересует возвращение к Нормандскому формату, Минские переговоры, борьба с коррупции. В последние пять лет начали хорошо, очень много хотели сделать реформ, но этого не произошло. Поэтому будем их убеждать, что Украина надежный партнер.
Напомним, планы провести в Киеве саммит Украина-ЕС остаются в силе.