-Что это было? – спрашивают сегодня все, кто следит за новостями, об интервью генпрокурора Луценко одному из американских СМИ, в котором он обвинил посла США в Украине Мари Йованович в том, что она на первой же встрече передала ему перечень людей, в отношении которых нельзя проводить расследование. А еще в том, что куда-то исчезли 4 млн.долларов, которые США выделило на реформу украинской прокуратуры.
Конечно, и посольство, и Госдеп назвали первое бредом, а по поводу денег объяснили просто: не достойны. Да, выделить выделили, а передать не передали, не будучи уверенными в том, что деньги американских налогоплательщиков будут использованы по назначению. Примерно так сказано в официальных ответах.
Но не в деньгах счастье, хотя ради поиска этих миллионов ГПУ возбудило целое дело, пока посольство им не объяснило, что искать нечего. Главное в луценковском интервью в другом. Во-первых, в тексте промелькнуло, хоть и со ссылкой не на Луценко, что Йованович якобы заявляла о своем “презрении” к администрации Трампа. А во-вторых, и это самое главное, что Украина обнаружила внутри себя отщепенца, буквально предателя государственных интересов, которые у нас во всем теперь совпадают с интересами Трампа. Как заявил Луценко, ГПУ расследует заявление депутата Верховной Рады Розенблата о том, что директор Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) Артем Сытник вроде пытался способствовать Хиллари Клинтон на выборах 2016 года.
Напомним, если кто забыл: Розенблат – это тот самый фигурант громкого янтарного дела, которому 13 июля 2017 г. после спецоперации НАБУ объявили подозрение. Там было много чего интересного – и про паспорта, и про ценности. Розенблат даже судился с директором НАБУ Сытником, но суд проиграл. Но, в принципе, взаимоотношения по линии Розенблат-Сытник понятны.
С другой стороны, в начале марта посол США в Украине Мари Йованович заявила, что необходимо заменить руководителя Специальной антикоррупционной прокуратуры Назара Холодницкого. Как сообщалось на сайте посольства Соединенных Штатов, “тому, кто был пойман на предоставлении консультаций подозреваемым, как избежать ответственности по обвинению в коррупции, нельзя доверить вести эти самые дела”.
Конечно, Холодницкий возмутился и даже потребовал реакции от МИДа на вмешательство в наши внутренние дела. У нас ведь как: даешь деньги на реформу прокуратуры – это не вмешательство, а даешь оценку этим самым или родственным органам – еще какое. Но это к слову.
Итого, что мы имеем в сухом остатке. Посол США выразила недоверие руководителю САП Холодницкому, генпрокурор Луценко обвинил во вмешательстве в выборы США директора НАБУ Сытника.
Как говорят «политические обозреватели Запада», НАБУ стало особенно опасно после разгоревшегося «оружейного» скандала, в котором замешано «близкое окружение» Порошенко. Кстати, сам Порошенко на откровения Луценко никак пока не отреагировал, а вот нардеп Арьев заявил, что это «чистая самодеятельность», никак не согласованная со штабом кандидата «президент один».
Конечно, никто не верит, что Луценко решился на такой отчаянный шаг добровольно и по собственной инициативе. А это значит, что все совсем плохо, и выжженная вокруг земля провластный лагерь уже не пугает. И пространство вокруг Украины теперь вполне реально может превратиться в выжженную политическую пустыню, потому что «старик Трамп» опус с Луценко заметил и отметил: «Русский заговор исчезает, а украинский заговор на помощь Клинтон возникает»…
Иными словами, Украина, геополитически зависимое от США государство, грызет руку, которая его пытается удержать, матерно кроет эту самую руку, рассчитывая, что пальцы руки теперь перегрызутся друг с другом, и нам от этого будет только лучше. Вывод может быть только один: инициатору (или инициаторам) скандала абсолютно плевать и на государство, и на страну, и на живущих в ней граждан. Власть, и только власть, позволяющая уйти от ответственности или отстрочить неизбежный приговор – вот что имеет единственный смысл этого внешнеполитического перфоманса.
Конечно, самодеятельные откровения украинского генпрокурора уже получили адекватную оценку. Аналитик Atlantic Council Андерс Аслунд уверен, что Луценко “был привлечен к разного рода сомнительным делам”. «Он – человек, который пытается заработать деньги для себя. Он считается одним из самых коррумпированных лиц в Украине и не сделал ничего, что бы касалось его работы”, – считает Аслунд. “Он является человеком президента Порошенко. Но у него нет никакого доверия. Так почему кто-либо должен обращать внимание на его слова? Мы в Вашингтоне слышим об этом только потому, что там присутствуют обвинения против посла США, о которой здесь высокого мнения. Никто из тех, кто знает обоих людей, как, например, я, не сомневается ни на минуту в том, кто говорит правду, а кто – нет”, – отметил Аслунд.
Вот обидно. Но что из всего этого следует? Только одно: у Порошенко все плохо. Идти на скандал, а по сути, на разрыв определенных отношений с США, – это надо иметь очень веские причины. Вопрос в том, какие это причины – государственные или личностно-клановые? Государству от этого точно лучше не будет – даже если они там, в США, поругаются и договорятся, осадочек останется. Вопрос – на кого он ляжет, на администрацию Порошенко или на страну в целом?
Совсем пессимистичные наблюдатели предположили, что таким образом Луценко готовит себе отход через Турцию, потому что все другие концы он уже отрубил. Но для себя или не только? И отход куда и откуда?
Но перейдем непосредственно к выборам.
Было несколько интересных моментов на прошедшей неделе. Хотя, расстановка в рейтингах «тройка, семерка, туз» и не меняется, но есть нюансы. Тимошенко объединилась с Тарутой. Ну, хорошо. Ей это добавит ровно столько же, сколько объединение Гриценко с Садовым. То есть, ничего.
Наконец, начали проявлять себя технические кандидаты – не только публично, но и вполне зримо. В Николаеве – в окружных избирательных комиссиях – наблюдаются явные признаки работы общего штаба Тимошенко с кандидатами Новака, Габера, Носенко, Деревянко, а также у Литвиненко в пользу Порошенко. Ну, это когда члены комиссии заявляются сначала от одного кандидата, а потом от другого. Точнее, когда их “заявляют” сначала от одного кандидата, а потом от другого. В зависимости от квот на руководящие должности в участковых избирательных комиссиях, где необходимо поставить “своих” (либо опытных, либо преданных) людей. Пока ничего чрезвычайного в этом нет, если не учитывать их полной неподготовленности для такого рода деятельности, что может стать проблемой и во время выборов, и во время подсчета голосов.
А что касается зашкаливающих рейтингов Зеленского, то с философской точки зрения тут все закономерно и неизбежно. Судя по цветовой палитре, кандидат ЗЕ – это позднее и несанкционированное дитя стремительно стареющего украинского политикума.
В 2004 году в Украине сформировалось два политических лагеря – «оранжевые» (Наша Украина) и «голубые» (Партия регионов). С тех пор эти два политических лагеря дробились и размножались, что нашло отражение и в сегодняшней расстановке кандидатов.
По сути, до сих пор в Украине политические группы и кандидаты – носители того глобального политического расчленения. Группа «оранжевых»: Порошенко, Тимошенко, Гриценко.
Группа «голубых»: Бойко, Вилкул, Мураев, Рабинович.
Если до этих выборов считалось, что «оранжевые» – неустойчивое электоральное образование, а «голубые» – стойкий электорат, что теперь шансы сравнялись – раскол и тут, и там. В итоге сторонники ОппоБлока до сих пор не могут понять, кто теперь их «правильный» кандидат. Что на руку всем остальным.
В общем, 15 лет «оранжевые» и «голубые» делили в нашей стране власть. Итог – сумасшедшие антирейтинги и полное недоверие ко всем ветвям власти. И к оппозиции – тоже.
И тут появляется кандидат ЗЕ…
Если ЗЕ – «зеленый», то это результат соединения голубого и оранжевого цветов – попробуйте смешать краски сами. Получается, что ненавистный всем Зеленский – неизбежный продукт самоуничтожения старых политических украинских элит.
И это не тот Зеленый, который «если коровы будут летать, то мне в космосе делать нечего». Это тот ЗЕ, который вот уже месяц как морозит глупости и демонстрирует свою полную проф-президентскую непригодность, но только наращивает рейтинг.
Считается, что за Зеленского готовы голосовать украинские обыватели. Не патриоты и не ватники, а те, которым нужно совсем немного – немного денег, немного комфорта, и чтобы их не трогали. И, как оказалось, таких очень много. Значительно больше тех, кто готов рисковать собой и своей жизнью ради языка, армии и веры и многого другого.
Но вернемся к Порошенко и его команде. Что им нужно сделать уже сейчас, учитывая рейтинг Зеленского и скандал с Луценко?
Ввести в действие закрытый от посторонних глаз план Б. В Николаеве, в том числе. На случай, если Порошенко не выйдет во второй тур. Надеюсь, такой план есть, потому что он должен быть. Иначе от обломков рассыпающейся системы пострадают многие ни в чем не виноватые люди.
Этот план должен содержать точные инструкции, кто, что и когда должен делать для того, чтобы жизнедеятельность в областном центре, в городах и селах не прекращалась. И до окончательного подведения итогов президентских выборов, и после. Потому что, кто бы ни стал следующим президентом Украины, жизнь должна продолжаться.
Оксана Тихончук.