Исполнительный директор Международного центра обороны и безопасности (ICDS — International Centre for Defence and Security) Дмитрий Теперик заявил, что эксперты намерены провести мониторинг николаевского сегмента социальных сетей, чтоб выявить, кто является «распространителем антиукраинских или прокремлевских нарративов».
Об этом речь шла в студии Iнше ТВ.
— Решение, которое было принято на государственном уровне по социальным сетям, оно было для достижения краткосрочного эффекта. Исследования показывают, что решение было правильным, но принесло только краткосрочный результат. Оно было эффективным на протяжении полутора лет. Уровень использования российских социальных сетей в Украине уменьшился, но остается стабильно высоким. Насыщенность этих соцсетей токсичными текстами стала выше, там произошел концентрат агрессивной риторики. Также мы наблюдаем, что антиукраинские элементы, профили, дискуссии переместилась в Facebook. Если до этого Facebook в Украине был достаточно проукраинским, то теперь Facebook стал очень разношерстным. Туда переместилась пропаганда и часть токсичного трафика. Пока у власти нет видения, как эту проблему можно решить. В рамках нашего исследования мы хотим проанализировать публичные дискуссии в социальных сетях города Николаева, чтоб посмотреть, кто является создателем токсичных смыслов, кто является распространителем антиукраинских или прокремлевских нарративов. Покажем городской власти, какие коммуникации в социальных сетях. За этим есть смысл следить, ведь там могут происходить очень простые манипуляции, – сказал Дмитрий Теперик.
При этом прозвучало, что одной из уязвимостей нашей страны является низкий уровень компетенции представителей государственных структур или местной власти.
— Мы не приезжаем со своей повесткой дня, а наоборот привлекаем местных партнеров и специалистов. На предыдущем этапе нам удалось выяснить, что одной из уязвимостей является низкий уровень компетенции некоторых представителей государственных структур или местной власти. Мы говорим о том, что у некоторых чиновников недостаточно современных знаний, какие-то устаревшие навыки. Они этим самим представляют уже какую-то угрозу. Можно злонамеренно использовать их некомпетентность и неумение управлять этими процессами. Всегда во время кризиса ситуация развивается очень динамично, не у всех бывает возможность оценить суть угрозы, ее источник, возможные пути развития сценария. Мы знаем из собственного опыта, а также когда анализировали ситуацию на востоке Украины, что кибератакам предшествуют информационные вбросы, после кибератак идет массированная информационная кампания по созданию туманной амбивалентности, информационного хаоса, мировоззренческого мусора в головах людей. Местная власть, даже если и вовлечена в этот кризис, возможно, не имеет представления или поздно это выяснила, – пояснил Дмитрий Теперик.
Также он рассказал о переговорах с первым заместителем городского головы Владимиром Крыленко.
— У меня сложилось впечатление, что местная власть заинтересована в сотрудничестве. Возможно, на данном этапе они не понимают весь спектр, для этого здесь есть команда экспертов, которая при помощи экспертов поможет разобраться. Он дал четко понять, что их интерес – муниципальный уровень, на этом уровне можно много сделать. Как местная власть коммуницирует с наделением, этот двухсторонний процесс можно улучшить. Как это можно обезопасить, если мы говорим о доступе к публичным данным. Николаев представляет интерес нашим недоброжелателям уже долгое время, эти индикаторы на самом деле известны не только нам, а и городскому голове. Решение должно быть индивидуальным, оно не может быть универсальным. Какой-то опыт можем передать, но нам интересна наработка совместного опыта. Наша задача – стимулировать выработку местных решений местными специалистами. Мы готовы создать среду, чтоб мотивировать местных специалистов, с эстонской поддержкой создавать эти решения на местах, – заключил Дмитрий Теперик.
ICDS работает над реализацией эстонско-украинской программы по развитию сотрудничества «Стійка Україна», которая поддерживает внедрение реформы децентрализации посредством развития человеческого потенциала в кибербезопасности и в информационной устойчивости на региональном уровне.