В 2018 году на фронте войны с российскими оккупантами на Донбассе погибли в бою и во время выполнения боевых задач 133 украинских воина (относительно обстоятельств гибели еще одного бойца сейчас идет экспертиза, возможно, он будет признан 134-м погибшим в бою).
Основные факторы, угрозы и выводы проанализировал на страницах своего издания главный редактор Цензор.нет Юрий Бутусов.
Обстоятельства гибели каждого официально расследованы, хотя в некоторых отдельных случаях можно столкнуться с различной трактовкой событий даже в официальных источниках.
Итак, погибло 133 воина.
Основные факторы потерь:
- Снайперский огонь и огонь пулеметов – 47 погибших;
- Осколочные ранения от огня минометов, СПГ-9, РПГ-7, ВОГов, орудий БМП, артиллерии – 43 погибших;
- Подрывы на минах – 27 погибших;
- Ближний бой с использованием стрелкового оружия и ручных гранат – 11 погибших;
- Поражение управляемой ракетой – 3 погибших;
- Умершие в военных госпиталях от ран, полученных на фронте в прошлые годы, – 2 погибших.
Следовательно, в условиях Минских ограничений основным фактором поражения оказывается прицельный огонь из снайперских винтовок и пулеметов.
- Большинство потерь от такого огня – на участках, где дистанция между позициями незначительная или местность позволяет приблизиться к нашим позициям и не контролируется дозорами. Примерно в половине случаев противник вел огонь в темное время с использованием приборов ночного видения.
Как минимум, в 5 случаях противник начинал обстрел опорных пунктов специально, чтобы спровоцировать передвижения бойцов на позиции, а снайпер, который, скорее всего, подбирался близко к нашим позициям, мог сделать выстрел под прикрытием огня и остаться при этом незамеченным и отойти.
Снайперы противника, как правило, не работают на одном месте, сразу меняют позиции, потери на одной и той же позиции не повторяются – за исключением случаев, как в Водяном, где траншеи на дистанции 70-100 метров и перестрелки происходят из всех видов стрелкового оружия.
Большинство участков фронта, где работают снайперы противника, – это близкие дистанции, именно в этих местах необходимо сосредоточение сил для контрснайперской борьбы и средства для постоянного наблюдения за возможными действиями противника.
- Основные поражения от обломков нанесены обломками пехотного вооружения – РПГ-7, минометы, СПГ. Ни одного случая ранения от огня из танков, несколько случаев гибели от артиллерии. Украинское сопротивление, Минские договоренности, политическая обстановка в мире и миссия ОБСЕ, в целом, способствовали значительному снижению эскалации боевых действий с использованием тяжелого оружия по сравнению с прошлыми годами.
Однако очевидно, что количество потерь от осколков можно сократить, если вооружать бойцов жилетами с большей площадью и большей плотностью противоосколочной защиты и уделять внимание дисциплине использования жилетов во время боевых столкновений на передовой.
- Тяжелый раздел – подрывы на минах. К сожалению, значительная часть подрывов, учитывая обстоятельства, произошла на наших собственных минах. Причина – использование мин недостаточно подготовленным личным составом, что приводит к хаотическому минированию окружающей местности. При этом карты минных постановок в подавляющем большинстве не составляются. Если мина не отмечена на карте – она уже не наша, а вражеская. За много ротаций различные подразделения ставят разные мины, не имея до сих пор единого плана инженерного обеспечения. И большинство потерь во время войны на минах – это потери от собственных мин. Хотя по сравнению с прошлыми годами эти потери уменьшились.
- Сложно определить понятие “ближний бой” – это потери при контактном боевом столкновении. Гибель от применения средств ближнего боя – автомат, ручная граната. Такое бывает во время выходов наших разведывательных и штурмовых групп и подразделений противника. Случаи бывают разные – штурмовая группа успешно атаковала и уцелела в контактном бою, но впоследствии понесла потери от обстрела из минометов и ВОГов. Однако за год при таком роде боев я насчитал 11 случаев гибели бойцов.
К сожалению, основой проблемой при ведении разведки остается небольшая численность разведывательных групп, ниже штатной, отсутствие резервов для поддержки в случае огневого контакта у позиций противника, недостаточность средств разведки и эвакуации, недостаточность эффективной огневой поддержки.
Инициативные действия и активная оборона, разведывательные выходы внедряют далеко не все воинские части. Активность на определенных участках фронта полностью зависит от инициативы и компетентности конкретных командиров бригад и батальонов.
Я насчитал 8 случаев гибели наших бойцов, связанные с участием в разведывательных выходах, и 9 наших бойцов погибли в боях со штурмовыми группами, которые атаковали опорные пункты.
Только в одном случае – 23 августа – противнику удалось занять наши позиции на непродолжительное время, но быстро положение было восстановлено. Штурмовая группа 4-й бригады 2-го армейского корпуса ВС РФ атаковала наблюдательный пункт 24-го батальона “Айдар” 53-й бригады ВСУ. Три бойца СП погибли в бою, один погиб из состава резервной группы, которая шла на помощь, один захвачен в плен. Во всех других случаях атаки противника были успешно отбиты.
В целом, украинские войска действуют на фронте гораздо активнее противника, держат в своих руках инициативу, навязывают противнику условия боя.
- Противник очень ограниченно использует управляемое оружие, эффективность использования достаточно низкая. Самый циничный случай произошел в Золотом. Сержант 14-й механизированной бригады Андрей Елистратов на дороге вблизи линии фронта остановился на свой “копейке”, чтобы помочь незнакомым ему местным жителям, машина которых заглохла и вышла из строя. В это время машина Елистратова была поражена ПТУР, Андрей погиб.
Два других случая гибели бойцов от огня управляемых ракет – это район Красногоровки. В феврале был обстрелян БРДМ, в котором погибла медик 10-й горно-штурмовой бригады – 23-летняя Сабина Галицкая (стоит отметить, что экипаж успел заметить пуск ракеты и сманеврировать, иначе потери были бы еще больше). В августе там была подбита водовозка 28-й бригады, погиб водитель.
- Количество умерших от болезней и несчастных случаев примерно равно количеству боевых потерь. Но я в боевые потери включил только двух умерших, поскольку причиной их гибели является непосредственно последствия боевых ранений за прошлые годы.
Из числа погибших 122 – военнослужащие ВСУ, 5 – Нацгвардии, 4 – добровольческих отрядов, 2 – СБУ.
По статистике месяцев потери распределяются так:
январь – 12;
февраль – 9;
март – 10;
апрель – 8;
май – 17;
июнь – 16;
июль – 7;
август – 18;
сентябрь – 8;
октябрь – 12;
ноябрь – 9;
декабрь – 7.
Закономерностей системных здесь нет, на потери влияет целый комплекс факторов:
- Ротация и качества воинских частей и командиров, их нежелание продвигаться вперед или улучшить свои позиции, нанести потери врагу;
- Политические договоренности на высшем уровне и генеральские проверки с обеих сторон;
- Тактическая обстановка в местах контактных боевых столкновений, обострение обстановки на определенных участках фронта, где позиции приближаются во время затишья;
- Инициатива бойцов и командиров на местах;
- Случай, характер, везение или невезение и невезение.
Наименьшие потери – зимой. За три месяца зимы в 2018-м погибло 28 бойцов.
Несмотря на открытую местность, удобную для снайперов, исключительные возможности для наблюдения, ограниченность средств маскировки, тепловые следы, удобные для тепловизоров, потери от снайперов малы зимой. Январь – 3; февраль – 2; декабрь – 5. Тяжелые зимние условия не способствуют работе снайперов противника, требуют качественного оборудования и подготовки, волевых качеств, поскольку уязвимость для снайперов также становится выше.
Надо отметить, что в январе погибли 5 человек на минах, в феврале – 2, в декабре – 0. Это связано с ротацией – когда части сменились на Новый год и не получили данных о минной обстановке в своих районах, которая очень сложна из-за многочисленных минопостановок других частей.
Наибольшие потери – летом, как всегда больше всего людей погибает в августе. Поскольку на фронте идет пехотная война, наибольшая активность противника именно тогда, когда есть удобные условия для действий малых групп. Только один наш воин погиб во время обстрела на своих позициях, но 5 погибли в ближнем бою, 7 – от огня снайперов, только 1 погиб на позициях во время обстрела.
К сожалению, в течение года противнику удалось захватить тела, как минимум, 5 наших бойцов, погибших во время разведывательных выходов, и 3 тела наших бойцов, погибших от нападения штурмовой группы противника. Но все тела были возвращены посредством обмена на убитых наемников РФ.
Во время штурмовых действий противнику удалось захватить в плен 1 украинского бойца, он включен в список на обмен. Еще, как минимум, двое бойцов попали в плен при неустановленных обстоятельствах.
Украинские воины в 2018 году удержали все занятые позиции и на некоторых участках несколько продвинулись и заняли большую часть серой зоны, вплотную приблизившись на значительном количестве участков фронта к позициям противника.
Боевые потери российских оккупационных войск больше украинских, но за счет гораздо меньшей численности у противника меньше небоевые потери. В целом, в пехотной войне на Донбассе наши войска имеют преимущество, которое может быть значительно больше, если судить по ходу боевых действий и ставить цель нанести максимальные потери врагу теми средствами, которые позволяют Минские соглашения.
Прежде всего, кардинальных изменений и усиления требуют снайперские и контрснайперские действия, комплектование, обеспеченность и подготовка снайперских подразделений.
В каждом районе обороны нужно создать карту минных постановок и системно обозначить силами саперов все минные постановки, которые расположены в зонах ответственности, которые передавались от части к части на каждую ротацию.
Есть острая необходимость в целом повышения боеспособности пехотных подразделений, которые несут на себе основную тяжесть войны.
Цена остановки агрессоров и защиты нашей земли очень высока. Основной задачей реформы армии должно быть укрепление и обеспечение боевых действий на Донбассе, уменьшение потерь, анализ и выводы, и потерь российских оккупантов.
Поименный список погибших за 2018.
Небоевые потери всех видов за 11 месяцев 2018 года в ходе операции Объединенных сил составили, по официальным данным МО, 100 человек.
Вечная память погибшим защитникам Украины.
Как сообщало «Інше ТВ», За сутки на Донбассе зафиксировано пять обстрелов