Из запомнившегося за последнее время. Главный политтехнолог действующего президента и по совместительству лидер фракции БПП в парламенте Игорь Грынив заявил, что у Порошенко внутри Украины нет политических врагов, его единственный политический враг – Путин.
Арсений Яценюк на вопрос, поддержит ли Народный фронт Порошенко на выборах, сказал: Когда он вступит в Народный фронт, тогда мы этот вопрос рассмотрим.
Первое заявление электорально выверенное, что редкость для президентского штаба, которого пока якобы и нет. Второе, согласитесь, остроумное – рассуждать о поддержке кого бы то ни было с почти нулевым рейтингом – это таки надо иметь чувство юмора.
Увы, остроумного в текущей избирательной кампании (а кто сомневается, что она уже идет) мало. Цинизма – много. Не потому что участники президентской гонки вдруг стали хуже, чем были, просто границы возможного стали уже, и с этим надо что-то делать. Это как заявление Тимошенко с призывом прекратить менять лица во власти. Ну, логично: когда не можешь соответствовать запросу общества на новые лица в силу своего ветеранства в политике, надо объявить этот запрос деструктивным, убогим и вредным. А если еще пару «правильных» примеров привести в доказательство, а «их есть у меня», потому что молодость в политике, как мы давно поняли, совсем не гарантия не только профессионализма, но и честности. «Да», – говорит народ. – Молодые, а уже протухли». Как будто от возраста зависит иммунитет к коррупции.
Борьба с тухлятиной на всех этажах власти у нас за последние годы сошла на нет – гибридное время, гибридные методы, гибридные результаты. Самых активных, которых еще в 2014-м называли кирпичиками нового гражданского общества, уничтожили как класс – кого-то купили, разобрали по советам при губернаторах. мэрах и т.д., с перспективой и официальным почетом, а тех, кто остался, объявили склочниками, предателями и сумасшедшими. Их активно бьют, а иногда и убивают.
И официальная война с коррупцией оказалась какой-то кукольной. Вон в Китае в прошлом году расстреляли 10 тыс. коррупционеров, а вчера заявили, что, в общем, коррупцию победили. Мы круче – у нас ГФС опять разделили на налоговую и таможню, чтобы Насирова по решению суда на работу не пустить…
Наглое, бесстыдное пренебрежение к нормам нравственности и благопристойности стало у нас почти нормой. А в политике и подавно. Поэтому когда Нестор Шуфрич сравнивает срок отсидки «цеховика» Вадима Рабиновича с тюремными сроками узника совести Левка Лукьяненко, это уже практически никого не возмущает и рассматривается как удачный или не совсем удачный пиар-ход…
Но вернемся к президенту с его низкими рейтингами и попытками штабов что-то с этим сделать. Армия, Томос и язык – это, конечно, программа. Но! По статистике в I полугодии 2018 года реальный располагаемый доход населения вырос на 9,8%, но пока составляет 82% от уровня 2013 года. То есть, мы не то чтобы не стали жить лучше, мы еще не дошли до «когда было хуже». И вот тут начинается самое интересное.
Есть несколько версий по поводу того, как именно Порошенко хотят втолкнуть во второй срок. Кстати, справедливости ради заметим, что сам он на пресс-конференции после объединительного Собора не исключил, что готов поддержать другого кандидата на президентский престол. Отвечая на вопрос журналистов относительно вероятного проигрыша на выборах в 2019 году, Порошенко заявил, что надеется на три момента. “Я очень доверяю украинскому народу. Во-вторых, я уверен в ответственном выборе. Если решу не баллотироваться и будет кто-то достойнее – я буду ему помогать”.
Не будем относиться к этому заявлению слишком серьезно – это, скорее, запасной, совсем уже запасной ход, но он радует, потому что свидетельствует о непотерянной адекватности самого президента или части его окружения. Но только части.
В последнюю неделю-две не только в Фейсбуке у так называемых “порохоботов”, но и на некоторых типа аналитических сайтах появляется такое: ЦЕ НЕ ПОРОШЕНКО ЗРАДИВ ВАС, А ВИ ЙОГО І УКРАЇНУ. ЗАМІСТЬ ТОГО, ЩОБ СТАТИ НА ЗАХИСТ КРАЇНИ, ВИ ПОЧАЛИ КЛЯНЧИТИ ЗАРПЛАТИ, ПЕНСІЇ, ДЕШЕВУ КОМУНАЛКУ», — ОДКРОВЕННЯ ДЛЯ ЗРАДОФІЛІВ.
Есть варианты, но при разности форм содержание идентично: это не президент плохой, это вы козлы и уроды. Потому что не все пришли в военкоматы в 2014-м, потому что даете взятки учителям, врачам и судьям, потому что хотите жить лучше (да-да-да, представляете?), хотите «европейских зарплат, а сами – как свиньи».
Или вот такой вариант: «Президент Порошенко стал человеком, который реально поднял армию, добился безвиз, автокефалию, санкции против России, стал человеком, который возобновил за собственные средства систему ПВО. Такой лидер как минимум заслуживает уважения. Но нет, украинцы так не считают. Возникает вопрос: почему? Преступный Порошенко – это идеальная причина. Причина всех личных проблем, неспособности прилично заработать, купить хорошую машину и отдохнуть на Мальдивах. Причина серой жизни и перманентного похмелья».
Тексты реальные, взяты из открытых источников.
Ну, вы поняли: это не он не дорабатывает, это мы не в состоянии оценить титанические усилия и победы для нашего блага. Это мы виноваты, что не пошли, не сделали, не донесли, недоработали. Мы виноваты, что недостаточно активны, жизнерадостны и довольны жизнью. Ключевое здесь – чувство вины, которые неблагодарные мы должны испытывать. И стыд – если вины не чувствуем.
Испуганный и во всем виноватый электорат – идеальный электорат. Для любого кандидата.
Но не все так просто и однозначно – мы ведь еще должны и гордиться, в промежутках между виной и стыдом. Армией, церковью, традициями. Тем, что могло быть хуже. А ведь действительно могло…
Эмоциональная дезориентация – мощный разрушитель даже самой устойчивой психики. Когда по четным нас должно распирать от гордости, а по нечетным надо сгорать от стыда, это не каждый выдержит. Внутренний пофигизм как предохранитель – самый щадящий результат такого раздрая. «Поплакали – і знов фіалка розцвіла» не получится.
Метод «страшненькой подружки», на фоне которой основной «экспонат» выглядит лучше и привлекательнее, конечно, не нов. И его использовали или пытались использовать на всех президентских выборах. У Кучмы это был Симоненко, у пары Янукович-Ющенко все пошло не так из-за слишком большой разницы во вкусах избирателей. Но чтобы «страшненькой подружкой» пытались сделать избирателей, которые к тому же должны страдать от чувства вины, несоответствия, непонимания, неспособности постичь величия исторического момента, это что-то новое.
Чего хотят он нас политтехнологи? Они хотят, чтобы мы, осознавая все свое недовольство, перенесли центр этого глобального недовольства окружающей нас действительности с власти на себя и пришли к выводу, что альтернативы нет?
Гибридное время – гибридные инструменты.Чувство вины – разрушающее и очень сильное чувство. Значительно сильнее боязни экспериментировать. В том числе и на президентских выборах. Оно не мобилизует оставшихся сторонников президента и тем более не привлечет новых. Отторжение навязываемого понижения самооценки в условиях тотального разочарования порождает исключительно агрессию. Направленную, в первую очередь, на “источник унижения”. И это будут не анонимные политтехнологи или искренне болеющие за Порошенко журналисты. Объектом раздражения будет президент. Оно ему надо?
Оксана Тихончук.