Конституционный суд России признал законным соглашение между Ингушетией и Чечней об административной границе между регионами. Проверить законность соглашения просил глава Ингушетии.
Об этом сообщает Русская служба ВВС.
В октябре конституционный суд Ингушетии по запросу группы депутатов регионального парламента признал неправомерным закон об установлении границы с Чечней. Суд также постановил, что соглашение об установлении границы от 26 сентября необходимо утвердить на референдуме республики.
Председатель КС России Валерий Зорькин в четверг заявил, что конституционный суд Ингушетии не имел полномочий по оспариванию закона. В постановлении также отмечается, что соглашение о границе, одобренное 26 сентября, не противоречит конституции, а референдум в данном случае не является необходимым.
Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров и глава Чечни Рамзан Кадыров на заседании КС России, которое состоялось 27 ноября, не присутствовали.
Комментируя постановление КС, Евкуров отметил, что оно ставит точку в приграничном вопросе.
Кадыров назвал решение суда справедливым. “Я приглашаю всех, кому интересна приграничная территория Чеченской республики, приезжать, мы сдадим в аренду, продадим. Пусть вкладывают, развивают”, – заявил он.
“Камень в развал России”
Решение КС вызвало возмущение у группы депутатов народного собрания Ингушетии, которые заявили о намерении обратиться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).
“Решение уже принято. Мы считаем, оно чисто политическое. Я думаю, Конституционный суд сегодня заложил первый камень в развал России. Мы, конечно, сейчас будем готовить материалы в ЕСПЧ, выходить по этому поводу на международный уровень”, – сказал порталу “МБХ Медиа” депутат Закрий Мамилов.
По его словам, если власти попытаются помешать провести референдум по вопросу о границе, то депутаты будут обсуждать возможность проведения митингов протеста.
“Мы не исключаем никаких законных мер. Конституция РФ установила очень много возможностей, мы воспользуемся ими. Мы оставляем за собой право проведения митингов, обращения в международные институты”, – сказал изданию “Кавказский узел” глава ингушского отделения партии “Яблоко” Руслан Муцольгов.
Адвокат Рамиль Ахметгалиев, представлявший интересы противников договора о границы Ингушетии и Чечни, в своем “Фейсбуке” назвал решение КС России несправедливым.
Как КС рассматривал спор
Рассмотрение спора в конституционном суде состоялось на прошлой неделе, 27 ноября. Тогда на заседание КС приглашали и главу Ингушетии Юнус-бека Евкурова, и главу Чечни Рамзана Кадырова, а также депутатов народного собрания Ингушетии. Евкуров и Кадыров на заседание не приехали – их представляли адвокаты. Представители обоих глав республик говорили, что считают соглашение о границе законным.
Представитель группы депутатов народного собрания Ингушетии, голосовавших против принятия закона о границе, Андрей Сабинин заявлял, что закон был принят с нарушением процедуры, а сопредседатель Всемирного конгресса ингушского народа Ахмет Погоров называл соглашение антиконституционным и нарушающим территориальную целостность Ингушетии.
Участвовавший в заседании КС представитель президента России Михаил Кротов говорил, что соглашение между Ингушетией и Чечней не содержит положений, которые могли бы рассматриваться как противоречащие конституции.
Договор о границе
После распада Чечено-Ингушской АССР в двух новых республиках остались спорные территории, в частности – в Сунженском и Малгобекском районах Ингушетии
Конфликты вызывала принадлежность села Аршты. В 2013 году Грозный заявил, что приграничное село Аршты в Сунженском районе (входящем в состав Ингушетии) по праву принадлежит Чечне. Тогда же в село вошли сотрудники правоохранительных органов Чечни. А летом 2018 года ингушские общественники сообщили, что в Аршты ведутся строительные работы чеченскими дорожными рабочими.
26 сентября Евкуров и Кадыров подписали соглашение о закреплении границы между регионами. Ингушетия отдала Чечне участок Сунженского района, что вызвало массовое недовольство жителей Ингушетии, которые традиционно считали этот район своим.
Ранее Кадыров заявил, что готов воевать с Ингушетией.