Вчера состоялась третья встреча президента Петра Порошенко с украинскими предпринимателями. Успехи, которыми похвалился глава государства, в этот раз оказались весьма скромными, тогда как претензий предпринимателей к власти не поубавилось.
“Диалог власти и бизнеса”, ставший третьим по счету с начала года, изначально в графике президента запланирован не был и появился спонтанно. Организовывать мероприятие бизнес-ассоциациям – Союзу украинских предпринимателей (СУП), Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА) и Американской торговой палате (АТПУ) – пришлось в спешке и фактически “с колес”.
Уже перед самым началом встречи стало понятно почему: Всемирный банк опубликовал свежий рейтинг Doing Business, составляемый ежегодно. В нем Украина поднялась на 71-е место, улучшив свои результаты на 5 позиций в сравнении с прошлогодним рейтингом. Так что президент не мог не воспользоваться этим удобным поводом для общения с бизнесом. Вернее, для собственного пиара.
Свое выступление Порошенко начал с того, что принялся перечислять главные улучшения в рейтинге. Наибольшим достижением за последние 5 лет президент назвал сферу налогообложения. “Никто не надеялся сделать что-то с этим болотом”, – заявил он. И уже традиционно похвалил свою любимицу Нину Южанину, главу профильного парламентского комитета. Комплимент достался и и.о. министра финансов Оксане Маркаровой, которую Порошенко объявил “человеком из команды президента”. Предыдущего главу Минфина Александра Данилюка, который пролоббировал большинство правок, президент даже не упомянул, сообщает НВ Бизнес.
Впрочем, на этом похвалы закончились, и президент принялся журить Верховную Раду. Мол, улучшение позиций Украины в Doing Business могло бы быть намного более заметным, если бы депутаты поторопились и еще весной приняли Кодекс по процедурам банкротства, который “поднял” бы Украину сразу на 10 строчек в рейтинге. В этом контексте Порошенко пообещал форсировать в парламенте принятие закона о бизнес-омбудсмене.
Дабы разбавить негатив, Порошенко уже по традиции тут же в зале напоказ под аплодисменты подписал три важных закона – о возобновлении кредитования, о совершенствовании функционирования финансового рынка, а также касающийся проверок бизнеса так называемый закон “маски-шоу стоп-2”, который он преподнес как “вишенку на торте”.
Если на предыдущих встречах с президентом обыски были горячей топ-темой жалоб со стороны бизнеса, то на этот раз проблема отошла на второй план – представители всех трех ассоциаций получили нового мощного оппонента в лице Укрзализныци. Главным “мальчиком для битья” собрания невольно оказался глава Укрзализныци Евгений Кравцов, которого президент не стеснялся отчитывать со всей строгостью и даже нескрываемым раздражением. Президент строго поручил с участием всех заинтересованных министерств и ассоциаций в течение месяца разработать новую редакцию законопроекта о введении частной тяги. И предусмотреть в ней средства для УЗ, которые компенсировали бы потерю значительной части доходов и убыток от пассажирских перевозок. “Так точно, господин президент”, – ответил Кравцов. Больше слова ему не давали.
Часть своего спича президент посвятил проблеме нехватки рабочей силы и оплаты труда. “Украина становится частью европейского рынка труда. Никто и ничто не сможет защитить украинского работодателя от конкуренции”, – подчеркнул Порошенко. И в очередной раз настойчиво призвал бизнес повышать заработные платы своим сотрудникам в качестве единственно возможного способа удержать украинцев от выезда на работу за рубеж. “Увеличение количества рабочих мест и рост зарплат – конечная цель бизнеса в Украине, именно это должно стать результатом партнерства бизнеса и власти”, – так Порошенко описал смысл предпринимателей для государства.
“Фишкой” же своего выступления Порошенко сделал две самые обсуждаемые в последний год и одновременно наиболее противоречивые темы. Президент продолжил настаивать на создании Национального бюро финансовой безопасности (НБФБ) и как можно скорейшем введении налога на выведенный капитал (НнВК) вместо налога на прибыль.
Порошенко раздраженно напомнил, что еще летом оба этих законопроекта поступили в Раду как неотложные, но желаемого прогресса по ним он не наблюдает. Несмотря на то, что международные партнеры и кредиторы – Евросоюз, США и МВФ – стали, как заявил Порошенко, более благосклонно относиться к этим инициативам, что является большой победой для власти. Претензии к проектам президент уверенно объявил “надуманными” и заявил, что весь бизнес поддерживает его инициативы, а сам он, в свою очередь, “слышит и реагирует” на все замечания и предложения предпринимателей. В зале послышался ропот. Стало понятно, что не все согласны с тем, что говорит глава государства.
В частности, как рассказали корреспонденту НВ Бизнес присутствующие в зале предприниматели, высказанные ими еще полгода назад предостережения к документу никто не учел. Более того, никакого прогресса в процессе создания нового органа по расследованию экономических преступлений не наблюдается.
В свою очередь президент предложил официально включить представителей бизнеса в переговоры по поиску модели введения налога на выведенный капитал. Он резко подчеркнул, что “не собирается отходить от идеи налога на выведенный капитал” и надеется, что она будет реализована при первой возможности, но допускает, что в качестве компромисса введение налога могут отложить на следующий год.
Пожалуй, впервые публично Порошенко обвинил в препятствовании введению НнВК “несколько международных компаний, которые боятся, что им придется больше платить”. “Не уговаривайте лишь украинцев платить налоги, так как это нечестно. И этого я сделать не позволю. Налоги должны платить все”, – грозно подчеркнул президент. От нескрываемого раздражения Порошенко даже начал стучать кулаком по трибуне.
Выступавшая вслед за Порошенко исполнительный директор СУП Екатерина Глазкова сообщила, что предприниматели объединения предлагают компромиссный вариант – в 2019 году гарантированно уплатить авансом 50% суммы обязательств по налогу на прибыль за 2018 год. “Мы все посчитали. Этот аванс составляет те самые 45 млрд грн, которых не хватает”, – сообщила она, заявив о готовности предпринимателей к такому варианту.
Затем слово взяла Анна Деревянко из ЕБА, подчеркнув, что позиция ассоциации по НнВК “остается неизменной” – она против его введения. В то же время Деревянко подчеркнула – ассоциация могла бы согласиться на новый налог, но только если его принимать с одновременным переходом к “тотальной фискализации экономики”. Эта идея понравилась Порошенко, он тут же ухватился за нее и поручил Южаниной заняться темой. “Да, отличная идея, пакетом можем принять, мы готовы”, – сразу же отреагировала глава налогового комитета Рады. Она отметила, что уже готовы наработки, которые бы на уровне законов, а не решений Минфина и ГФС, упрощали бы работу с кассовыми аппаратами, одновременно усиливая их применение бизнесом.
В то же время представители всех ассоциаций сходятся в одном: предлагаемая Минфином модель введения НнВК не для всех компаний, а только для среднего и малого бизнеса – абсолютно неприемлема.
В этот раз представители бизнеса оказались разделенными на два лагеря из-за отношения к введению налога на выведенный капитал. И похоже, что Петр Порошенко этим умело воспользовался. “Когда мы смотрим на вопросы, которые волнуют бизнес, то налог на прибыль и его замена налогом на выведенный капитал не входит даже в Топ-10”, – пояснила в свою очередь в комментарии НВ Бизнес позицию ассоциации Анна Деревянко. Более того, подчеркнула она, последнюю версию законопроекта еще никто не видел. По словам исполнительного директора ЕБА, более актуальным является вопрос снижения налога на заработную плату. А еще защита прав собственности и борьба с коррупцией. Впрочем, эти темы, Петр Порошенко похоже не горел желанием обсуждать.
Напомним: Почему иностранцы не торопятся вкладывать в нашу страну