Специализированная антикоррупционная прокуратура и Национальное антикоррупционное бюро намерены отрыть уголовное производство по фактам незаконного обогащения и другим эпизодам в связи с журналистским расследованием способа жизни бывшего начальника Главного управления Службы безопасности Украины в Киеве и Киевской области, первого заместителя главы Службы внешней разведки Сергея Семочко.
Об этом Українським Новинам сообщил источник в антикоррупционных ведомствах.
“Такое расследование будет, сведения будут вносится в Единый реестр досудебных расследований”, – сказал он.
По его словам, расследование будет проводить НАБУ.
Он сообщил, что будет проверен факт его возможного незаконного обогащения во время службы в СБУ.
Недвижимость на более 200 млн гривен, родственники с российским гражданством и бизнесом в Крыму. Такие факт биографии “засекреченного” контрразведчика СБУ, который стал заместителем главы Службы внешней разведки раскрыли в расследовании Леси Ивановой “Разведка по почкам” для программы “Наши Деньги с Денисом БИГУС”.
Как пишет издание, Сергей Семочко – руководитель экономической контрразведки СБУ, затем глава столичного управления СБУ, а ныне первый заместитель руководителя Службы внешней разведки. Второй разведчик в стране. Еще год назад даже его фото было невозможно найти. Хотя письма за его подписью несколько лет назад остановили закупки жизненно необходимых лекарств по всей стране.
Как утверждают журналисты, лечение больних с почечной недостаточностью государству обходится более четверти миллиарда гривен в год. Чиновники от медицины годами закупали те препараты, которыми уже лечились пациенты. Для этого выписывали тендеры под конкретного производителя. Формально это была “схема” – требования тендерной документации подгоняли под нужную фирму. Но учитывая медицинский аспект эта практика существовала много лет.
Пока ею вдруг не заинтересовалось СБУ. На облздрав в 16-17 году посыпались письма от экономической контрразведки за подписью лично Семочко.
По сути он говорил врачам: то, что вы считаете не взаимозаменяемы, можно заменять. Для усиления эффекта письма информировали об уголовных производства по фирме “Диавита” – поставщику американских препаратов, на которых “сидело” абсолютное большинство пациентов.
В “Диавите” уверяют: и письмами, и производствами СБУ боролась не за тендеры, а за взятки, потому что дела появились после того, как фирма отказалась платить спецслужбе откаты.
“Им очень важно было показать, что НЕ платить – нельзя, – уверяет Сергей Христинченко, директор департамента “диализной терапии” компании “Диавита”.
Не секрет, рассказывает он, годами фармбизнес в Украине доил бюджет и косил от налогов с помощью оффшорных схем. А СБУ, которая эти схемы знала и видела, годами доила фармбизнес – зарабатывала на том, что эти схемы … не трогала. И занималась этим, говорит Христинченко, именно экономическая контрразведка СБУ, которую два года возглавлял Семочко.
С 2015 года этот поставщик возит препараты напрямую от производителя. Тогда же и повод платить откат СБУ отпал. А вот в СБУ появились вопросы к диализных закупок именно у этого поставщика.
Пока СБУ под руководством Семочко “воевало” с заказчиками и поставщиком за откат – закупки просто остановились.
Кризис смогли пережить не все: “Часть пациентов, которые не могли по медицинским показаниям быть взяты на гемолиализ или на трансплантацию – погибли. Таких пациентов не менее 200”, – рассказывает Христинченко.
Озвученные дистрибьютором диализных лекарств суммы взяток/откатов, которые контрразведка СБУ годы снимала с бизнеса, не оставляли сомнения – эти деньги где-то оседали. Увидеть их можно было бы в декларациях сотрудников СБУ. Но в 2016 г. в СБУ решили, что их доходы, дома, квартиры, машины и остальные – это все “государственная тайна”.
Однако, как удалось выяснить программе, по городу Семочко передвигается на черном, наглухо тонированном, Ленд Крузере с номерами, зарегистрированными на несуществующую человека. Когда Семочко возглавлял Киевское СБУ, этот внедорожник можно было регулярно наблюдать под столичным главком. Можно было бы предположить, что автомобиль служебный. Но нет – с тех пор Семочко перешел во Внешнюю разведку, это же внедорожник начал регулярно появляться в офисе разведчиков.
По наблюдениям программы, Ленд Крузер каждое утро приезжает забирать своего пассажира в закрытый коттеджный городок в престижном районе Конча-Заспа под Киевом. Каждый раз паркуясь под одним и тем же домом.
Добротный дом на 333 квадраты. Официально его в феврале 2016 приобрела женщина по имени Татьяна Лысенко. Здесь же в Козине, неподалеку есть еще два огромных дома, недавно оформленных на ее дочь.
Еще в 2013 году они приватизировали соседние участки под Ялтой, где, напомним, Семочко работал до аннексии. Но эти двое – более чем соседи. Еще раньше по адресу Лысенко в Ялте был приписан Семочко Андрей Алексеевич. По ряду признаков (одинаковые фамилии, отчество, место рождения, география переездов Энергодар – Ялта – Киев) скорее Андрей – брат Сергея Семочко.
Кроме этого в соцсетях детей Лысенко от первого брака – постоянно фигурирует еще третий ребенок, мальчик, которого они называют братом.
По данным имущественного реестра, в 2011 г.., в Ялте, Крымский главк СБУ выдал Сергею Семочко квартиру. Приватизировал ее он пополам – с Семочко Ильей Сергеевичем, то есть – сыном. Скорее всего, это и есть тот самый Илья Лысенко/Семочко, которого сейчас называют братом дети Татьяны Лысенко.
Эти доказательства позволяют сделать вывод, что Татьяна Лысенко является женой – официальной или неофициальной – Сергея Семочко. А Анастасия Лысенко (в браке Котон), Станислав и Илья Лысенко – находятся с разведчиком-сбушником в родственных отношениях. И ярко освещают его настоящий имущественное положение.
Здесь же, в Конча-Заспе, неподалеку от дома Татьяны Лысенко, падчерица Семочко Анастасия зимой 2017 года покупает еще один. И мы даже знаем, сколько он мог ей стоить.
Осенью 2016 наша программа рассказывала о недвижимости другого известного СБУшника, экс-главы управления по борьбе с коррупцией – Юрия Артюхова. Чтобы понять, сколько мог стоить такой имение – сравнивали его с соседями. Тогда и оказалось, что дом слева от Артюхова – как раз продавался. Продавался он за два миллиона долларов. И буквально через полгода именно этот дом приобрела Анастасия Котон. Соседкой через забор от одного СБУшного топа, стала родственница другого СБУшного топа.
Однако дом за 2 млн долл – не самый дорогой, которая приобрела в ту зиму Анастасия. Неподалеку есть еще однин интересный закрытый городок.
Здесь имеют дома: экс-министр транспорта Евгений Червоненко, сын экс-мэра Киева Леонида Черновецком Степан, Павел Барбул – до недавнего времени глава “Спецтехноэкспорта”. Это одно из самых жирных предприятий украинского оборонного комплекса. Поставки оружия, валютные контракты, ряд уголовных производств по подозрению в дерибане сотен миллионов бюджетных средств. Сразу после освобождения Барбуль, на его мать записали этот дом площадью 435 кв.м. И это все равно в полтора раза скромнее третий дом семьи Семочко-Лысенко.
В январе 2017 года, имение почти 700 квадратов прямо напротив Барбуль выкупила все та же падчерица Семочко.
На фото Анастасии и Станислава минимум трижды за последние три года появляется ярко-голубой вертолет. Перелет по маршруту Киев-Одесса на сайте фирмы-эксплуатанта стоит от 4 до 6 тыс долл.
Подытожим. Три дома в Козине – очень грубо это около 8 млн долларов. Ленд Крузер на “непробиваемых” номерах и недешевые полеты на вертолете. А теперь самый важный вопрос: откуда это все взялось? Есть ли хоть какое-то понятное источник таких состояний, кроме “крышевания” фармацевтических компаний?
Мы проанализировали доходы всей семьи за последние 8 лет и не нашли реалистического легального источника.
Личные официальные доходы Семочко, как и семьи, засекречены вместе с декларацией. Однако на сайте СБУ до сих пор можно найти старые декларации высшего руководства, поэтому примерный порядок цифр – понятен.
Например, глава СБУ Василий Грицак в 2015 году получил 254 тыс. грн, это при курсе доллара – 1,5 тыс долл./ мес. Получается, что Грицаку понадобилось бы 120 лет службы на дом, в котором скорее всего живет Семочко.
Первый заместитель Грицака Виталий Маликов собирал бы на такой дом 83 года. А скандальный первый зам-Грицака и главный по борьбе с коррупцией Павел Демчина трудился бы … 138 лет.
Это на один дом. Поэтому вполне обоснованные сомнения, что официальной зарплаты Семочко хватило бы на три.
И собственная семья ему тоже не помогла бы. Родители СБУшник бизнеса никогда не имели, в Энергодаре были приписаны в обычной “панельке”. Два года назад мама переехала ближе к детям – приобрела скромную однокомнатную квартиру в пригороде столицы Ирпене. Брат Семочко с женой занимается страховками, живет в селе под Бородянкой и ездит на “Октавии”… и, кажется, на этом тоже можно завершать.
В августе Интернет-издание ОРД опубикувало копии российских паспортов – якобы выданных Татьяне Лысенко, Анастасии Котон и Владимиру Котону. Копии выглядели вполне реалистично. Формат бланка – отвечал формату российского паспорта. Фото на них – это действительно Татьяна Лысенко, ее дочь и зять. Даты рождения также совпадали.
Издание проверило данные паспортов и можем обоснованно утверждать – семья заместителя главного разведчика Украины имеет российское гражданство.
По данным Федеральной налоговой службы РФ, Татьяне Лысенко и его зятю – российский ИНН присвоен. Это означает, что российские паспорта с такими персональными данными – есть.
На запрос программы о комментарии Сергей Семочко прислал письменный ответ, в котором отметил, что вопрос о родственных н “связки с Лысенко это конфиденциальная информация о его личной и семейной жизни. Объяснений природы этого связи, происхождения имущества и гражданств РФ Семочко не предоставил.