Государственное бюро расследований, совершенно новый для Украины правоохранительный орган по контролю за всеми силовиками и правоохранительными структурами, стало заложником борьбы центров влияния и некачественных законов, не успев полноценно родиться. И хотя первоначально утверждалось, что ГБР начнет свою работу с 1 сентября, в лучшем случае оно начнет работу в декабре этого года.
Об этом сегодня, 13 сентября, заявил николаевским журналистам в Кризисном медиа-центре Александр Леменов, секретарь конкурсной комиссии ГБР №1.
Напомним, что ради размещения новой структуры из особняка 19 века на улице Спасской выселили Управление охраны здоровья Николаевской ОГА.
При этом сегодня фактически в николаевском теротделении ГБР, которое должно контролировать три области (Николаевскую, Одесскую, Кировоградскую), назначен всего один человек – заместитель начальника управления Николай Чернов
Более того, не работает и центральный аппарат, несмотря на то, что назначены 120 следователей ГБР (с окладом от 30 тыс.грн.), а в ГПУ создано специальное процессуальное управление из 40 человек, которое должно работать с ГБР.
Владимир Петраковский и Александр Леменов, представляющие общественную организацию StateWatch, рассказали о проблемах новосозданной структуры.
Предполагалось, что ГБР возьмет под контроль все правооохранительные и силовые органы в стране. К его компетенции относятся все преступления, совершенные военными и полицейскими, сбушниками и прокурорами, не считая коррупции высших должностных лиц (это парафия НАБУ).
Однако законопроект (написанный одной из ведущих общественных организаций по борьбе с коррупцией – ЦПК) изначально содержал ряд пробелов и противоречий, которые были усилены правками Верховной Рады.
Во-первых, ГБР может действовать только под процессуальным руководством прокуратуры. Это означает, например, что прокурор Николаевской области Тарас Дунас будет принимать решение о следственных действиях в отношении своего коллеги в Кировограде.
Но кроме этого, ГБР не дали права на прослушку – для этого придется обращаться в СБУ.
Зато это первый силовой орган, которому в законе прописано получение всех материально-технических благ только из госбюджета. Т.е., традиционных просьб о финансовой помощи или выделения “служебных” квартир вроде бы быть не должно. Впрочем, как мы видим, это не помешало отобрать здание медиков из областной коммунальной собственности.
Еще одна из многих проблем: если законом установлены неплохие зарплаты для следователей ГБР, то для оперативников размер зарплаты не определен. Это одна из причин, по которой конкурсные комисси не могут набрать желающих на работу детективами ГБР.
В ГБР по факту существует три конкурсные комиссии: внешняя (избранная из представителей АП, ВРУ и Кабмина), которая выбрала директора ГБР и двух его заместителей, а сейчас подбирает руководство теоротделений. И две внутренних: одна с участием представителей общественности, другая – без.
После того, как директор ГБР Роман Труба отказался утверждать начальников территориальных отделений, прошедших сито двух внутренних конкурсных комиссий, стало ясно, что новичок в семье украинских правоохранителей будет иметь сложную судьбу.
Владимир Петраковский и Александр Леменов рассказали о проблемах создании ГБР и призвали николаевских журналистов уделять максимальное внимание работе нового органа.
Впрочем, сегодня в Верховной Раде лежит несколько законопроектов, которые вносят изменения в закон о ГБР, и один из них предусматривает перенос управлений в крупные города миллионники: Днепропетровск, Харьков, Одессу.