Наркобизнес давно не применяет старые способы коммуникации и вооружился хайтеком. Только в Украине объявилось в этом году 79 интернет-наркогрупп.
Технологии почти всегда создаются с целью улучшить жизнь человека и расширить его возможности. Но ими пользуются не только законопослушные граждане.
>И это была очень изощренная систсема: антенны и радиореллейные станции находились в сложно доступных местах. Они питались от солнечных паннелей. Откуда тогда взялись инженеры, чтобы построить такую сеть? Все очень просто – Zeta их похитила для выполнения проекта.
Telegram
Начнем с мессенджеров. Не для кого ни секрет, что Telegram уже несколько лет является центром статей о наркоторговле в интернете. Но главная фишка Telegram – секретные чаты и шифрование трафика, в том числе передаваемых файлов. Наркоторговцы, и не только они, углядели в этом новую возможность общения между собой и ведения своего подпольного бизнеса. Собственно, весь сыр-бор, связанный с блокировкой Telegram в России, произошел из-за того, что создатель мессенджера Павел Дуров отказался предоставить ключи для дешифровки информации местным властям, которые уверяли, что ключи им нужны дабы ловить в мессенджере преступников.
В Украине наркоторговцы тоже промышляют подобным образом. Ссылки на каналы в Telegram на стенах домов наших городов – дело рук наркогрупп. Перейдя по ссылке можно попасть в чат-бот, который предлагает свой ассортимент, говорит, как оплатить товар, а затем высылает фото “закладки” – места, где можно забрать товар.
Как это все происходит?
Предложения о работе закладчиком часто находятся в открытом доступе, а иногда даже рассылаются по смс, как “работа для студентов”. Условный студент отзывается на вакансию (все это происходит анонимно – через мессенджеры, например). Когда все условия оговорены, ему высылают координаты места, где лежит весь товар. Студент его забирает. Его дальнейшая задача – раскладывать дозы по разным точкам. Этими точками могут быть любые укромные места, даже трещины в домах. Студент делает “закладку” и отправляет работодателю ее фото. Покупатель товара получает фото и адрес после того, как оплатил товар.
Часто закладчиками работают молодые люди, в том числе подростки, которые, вероятно, думают, что для них нет наказания. “Они для наркогрупп – расходный материал, – говорит начальник департамента противодействия наркопреступности Нацполиции Андрей Кихтенко, – И многие из них не понимают, что занимаются сбытом наркотиков. Думают, что спрятали и все. Но с точки зрения права они спрятали товар для кого-то, с целью сбыта. А это тяжкое или особо тяжкое преступление. Зависит от того, в каких объемах и при каких обстоятельствах сбывается наркотик”.
Кихтенко рассказывает, что главная проблема поимки преступников, которые работают по такой схеме, в том, что вся цепочка общается через интернет, никто не знаком друг с другом. Участники могут находится в разных странах. Поэтому даже если правоохранитель устроится поработать таким подставным закладчиком, то вряд ли получит выход на руководителя наркогруппы. Закладчикам не дают никакой информации, которая могла бы быть полезна полиции.
Еще одна сложность в борьбе с виртуальными наркоторговцами – пробелы в законодательстве, которые не позволяют быстро собирать электронные доказательства. “Это долгий процесс, но мы уже знаем, что и как можно документировать”, – говорит Кихтенко. По его словам, за неполный 2018 год его департамент задокументировал уже 79 наркогрупп, сбывающих наркотики через интернет. Он добавляет, что численность таких преступников быстро растет. “Интернет расширяет возможности всех граждан, но в том числе и тех, кто занимается противоправной деятельностью, к сожалению. Это проблема мирового масштаба, всех стран. И она требует комплексного подхода и участия не только правоохранителей, но и органов местного самоуправления, учебных заведений”, – подытожил Андрей Кихтенко.
Криптовалюты
Еще одна нынешняя головная боль полицейских и спецслужб по всему миру – криптовалюты. Из-за анонимности их использования правоохранителям очень сложно отследить цепочку денежных транзакций.
К примеру, в Лондоне наркоторговцы, в том числе мелкие, тут же сбывают всю свою наличку в криптоматы, в которых можно купить криптовалюту. Как работают эти криптоматы, рассказал основатель первой в Украине криптовалютной биржи KUNA Михаил Чобанян. “Криптомат работает, как любой айбокс для пополнения мобильного счета. В Украине тоже такие есть. Подходите к терминалу, подносите к встроенной в криптомат камере QR-код с номером цифрового кошелька (поскольку номер очень длинный и сложный, вводить его вручную неудобно), вставляете купюры, нажимаете кнопку “Отправить” и все, – криптовалюта зачисляется вам в кошелек”, – объясняет Чобанян.
Business Insider пишет, что дилеры обустраивают свои магазины рядом с криптоматами, которых в Лондоне около 50 штук. И очень быстро сливают в них свою наличку. Так они отмывают наркоденьги. Получается, нет налички – нет доказательств.
Для британцев – это проблема. Хотя, конечно, возникает вопрос: насколько же быстро нужно засовывать в криптомат купюры, чтобы полицейский не успел поймать дилера за руку, полную налички, зная, где его магазин?
Во всем мире криптовалюты затрудняют процесс борьбы с наркоторговлей как раз потому, что изначально вся торговля происходит бесконтактно (с помощью закладок) и в криптовалюте. И потому очень сложно отследить, кто, чем занимается, и кто, кому и сколько отправляет. В США такие процессы с биткоином привели к опиоидному кризису.
Ресурс CNBC писал в апреле этого года, как биткоиновый миллионер Аарон Шамо финансировал при помощи криптовалюты незаконный оборот смертельного опиоидного фентанила. В 2016 году от передозировки этим веществом умерло 20 000 человек.
Дилеры фентанила просили оплату в биткоинах. Поскольку регистрация цифрового кошелька, где хранятся биткоины, не требует указания персональных данных, то большинство транзакций происходят анонимно. И это сильно усложнило работу правоохранительных органов в прослеживании цепочки транзакций. Особенно в отслеживании операций через полностью анонимные криптовалюты Monero и Zcash. CNBC пишет, что их популярность растет.
Смарт-часы
После того как товар найден, оплачен, клиенты начинают его употреблять. И здесь зависимым от наркотиков упрощают жизнь доступные технологии. Например, невинные умные часы помогают употребляющим людям не умереть от передозировки. По крайней мере, сами они так думают. Журналисты издания CNBC обнаружили, что на форумах Reddit, в Twitter и на других платформах упоминают гаджеты Fitbit и Apple Watch вместе с темой наркотиков. Пользователи пишут о ценности этих устройств при приеме кокаина и других веществ.
Наркоман приостанавливают прием или отказываются от еще одной дозы, когда пульс превышает некоторые конкретные значения. Однако экстремальное увеличение частоты сердцебиения – далеко не единственный риск, связанный с кокаином, который приводит к смерти более 5000 человек в год от передозировок.
Кардиолог и профессор Университета Калифорнии Итан Вайсс говорит, что употребление кокаина воздействует в том числе на сердечный ритм и кровяное давление. Современные потребительские устройства не отслеживают эти параметры в реальном времени. Врач считает, что подобное использование гаджетов, измеряющих пульс, может наоборот навредить и привести к тому, что зависимые от наркотиков люди начнут употреблять еще больше кокаина.
Напомним, в Центре Николаева полиция задержала “закладчика” на дому у которого нашли целую “лабораторию”