О масштабной инвестиционной программе компании «НИБУЛОН» по развитию логистической инфраструктуры в Украине знают не только в Украине, но и во многих странах мира. Поэтому, когда генеральный директор “НИБУЛОНа” Алексей Вадатурский рассказал о поступившем предложении – помочь Египту в организации речных перевозок и строительстве соответствующей инфраструктуры, в Николаеве это никого не удивило. Но напрягло. А как же проекты “НИБУЛОНа” в Украине? Строительство речных терминалов, флота, организация пассажирских речных перевозок? Учитывая масштабность “египетской задачи”, на украинские реалии времени и сил может и не хватить?
На эти вопросы мы и попросили ответить генерального директора “НИБУЛОНа” Алексея Вадатурского, а заодно и рассказать о визите “нибулоновской” делегации в Египет, наделавшей столько шума.
– Египетские компании –наши партнеры. Компания «НИБУЛОН» в торговле с Египтом занимает главное место, ежегодно мы экспортируем в эту страну более 1 млн.тонн украинского зерна, мы самый крупный поставщик зерна в Египет, поэтому играем ведущую роль в обеспечении продовольственной безопасности этой страны. У нас там очень много друзей и партнеров, и, что очень важно, в Египте очень много конечных потребителей, которые борются именно за нашу продукцию, потому что они ее знают и ценят. Примерно в 2010 году в составе государственной делегации я был в Египте, и тогда уже наша компания отмечалась как самый крупный торговый партнер, потому что доля «НИБУЛОНа» была около 26 % в общем торговом балансе Египта. Поэтому нашу компанию знают руководители всех уровней этой страны, знают переработчики продукции.
И это не осталось незамеченным разными международными организациями. Я был приглашен на разные форумы, которые проводил Всемирный банк, ООН, ФАО, другие влиятельные международные организации. Я выступал на этих форумах, общался с министрами этой страны – как представитель компании, которая вносит существенный вклад в укрепление продовольственной безопасности Египта.
(Для справки: ФАО является межправительственной организацией, в состав которой входят 194 государство-член, два ассоциированных члена и одна организация-член – Европейский союз, – прим.ред.)..
Международная организация ФАО более года изучала и отрабатывала идею и изучала, кто и как может помочь Египту в развитии инфраструктуры и улучшении ситуации с продовольственной безопасностью, тем более, что по прогнозам, до 2025 года население Египта увеличится до 200 млн. жителей.
Мы в присутствии министров Египта подписали с ФАО меморандум о предоставлении помощи. Какой будет эта помощь – технической, теоретической, инвестиционной, – зависит только от решения нашей компании.
Поэтому по приглашению высшего руководства страны и с ведома президента и премьера делегация «НИБУЛОНа» побывала в Египте. Нас сопровождали министры и заместители министров, о нашем визите был проинформирован посол Украины в этой стране.
В чем была наша задача? У нас как у экспортера зерна есть большой опыт строительства инфраструктуры с нуля. Мы в Украине построили инфраструктуру, максимально приближенную к производителю. Стратегическая задача теперь – соединить тех, кто выращивает продукцию здесь, с теми, кто потребляет ее в Египте, непосредственно с переработчиками. А это будет требовать коренных изменений нашей деятельности в этой стране. Мы будем продолжать сотрудничать с нашими партнерами, признанными международными финансовыми институтами, а финансовые институты, в то же время, подтвердили намерение инвестировать в развитие инфраструктуры Египта через нашу компанию.
До этого визита меня многие пытались предостеречь, что не все так просто в Египте, что нам не все покажут, но все эти предостережения не оправдались. То, как нас встретила египетская сторона, как она отработала этот визит, заслуживает большого уважения. Они действительно видят в нас ту силу, которая может им помочь сделать страну лучше. Со своей стороны могу сказать, что лучше строить там, где нет ничего, чем перестраивать и реконструировать старое, переоснащать и внедрять туда новые технологии. Поэтому Египет по инфраструктуре речных перевозок может стать лучшим в мире – на новых принципах, новых технических возможностях, на новых судах, с новыми элеваторными комплексами. То есть, учитывая их желание и наши возможности, мы может организовать самую современную логистику в Египте. Я увидел мощности, имеющиеся там, и могу сказать, что они достаточны для того, чтобы ничего туда не везти, не импортировать, все можно сделать качественно там, на месте.
– Значит ли это, что «НИБУЛОН» будет строить судостроительный завод и элеваторы?
– После того, как я ознакомился с состоянием египетского судостроения…До этого мне рассказывали, что Египет – промышленно отсталая страна, низкая культура производства и т.д. Поэтому до визита, честно говоря, я думал, что у нас мало что там получится. Но я увидел, что техническое состояние судостроительных заводов там очень высокое. Я не видел такого состояния в Украине на работающих судостроительных заводах, но и на судостроительных заводах в США, Нидерландах и других странах я тоже не видел такого хорошего технического состояния судостроительных заводов, как в Египте. Поэтому у меня нет никаких вопросов: в Египте можно строить высококачественные суда. Есть проектные организации, которые могут взяться за такую работу. А для компании «НИБУЛОН» в рыночных отношениях это дополнительный выбор, где нам лучше строить – в Украине, в Румынии, в Египте или любой другой европейской стране. Однозначно в этом случае я понимаю, что лучше строить в Египте. Это рабочие места в Египте, загрузка верфей в Египте, и мы будем строить там современные высококачественные суда, и цена будет эффективной. Я видел там роботизированные производственные линии, видел линии, которые обрабатывают и режут металл толщиной до 250 мм, я видел качество того, что там производится. Поэтому однозначно мы там будем работать. Хотя мы понимаем, что если бы мы хотели строить суда уже сейчас, то это не получится, потому что три судостроительные завода загружены у них на этот год полностью. По сравнению с нашим городом, по сравнению с судостроением Украины, это небо и земля.
– Значит ли это, что в Украине вы теперь будете работать менее масштабно?
– Нет, у нас есть планы, а мы свои планы никогда не пересматриваем в сторону уменьшения. Наоборот, это добавит энтузиазма и вдохновит нас на новые инвестиции в Украине. Наша компания в состоянии развернуть такие же инвестпроекты и вне Украины, и не только в Египте, нас ждут и в других странах, в которых хотели бы видеть нас как инвесторов. В отличие от того, что в Украине, где министры не хотят видеть нашу компанию в качестве инвестора. Они считают, что если они поехали в какую-то страну, и там им кто-то что-то пообещал на каких-то переговорах, и они уже в Фейсбуке отчитываются, что «договорились» и «я жду», когда эти люди придут и будут инвестировать в судостроение, или в развитие инфраструктуры на реках, или в любую другую отрасль, то я таких людей не вижу. Одна говорильня, и больше ничего. Время идет, министры меняются, и больше ничего не меняется.
Но мы будем строить и здесь. Не благодаря поддержке, а потому что мы патриоты Украины, поэтому будем работать в Украине, будем создавать рабочие места, будем оставаться лидерами аграрного рынка Украины и лидерами по инвестициям в инфраструктуру Украины. При этом, по предварительным расчетам, до 200 млн. долларов будут инвестиции в инфраструктуру Египта. И те грузовые суда, которые мы будем там строить, будут современнее и лучше, чем грузовые суда в Европе или Америке. Они станут новым лицом Египта. Так же, как сегодня новое лицо Египта – это их автомагистрали.
Я когда увидел их автомагистрали…Они – как стекло, как металлом выложены, с ограничением движения 180 км. По четыре полосы только для легкового транспорта, а сбоку метрах в 200-300 – для грузового. И таких дорог я не видел ни в Америке, ни в Европе. А это все построено в пустыне Сахара.
– А ограничения для веса грузовиков есть?
– Там на это практически не обращают внимания, это в порядке вещей. Там строят дороги так, чтобы было меньше машин, но чтобы при этом грузы эффективно перевозились. Поэтому вес машин там не ограничивают, там считают, что нужно строить дороги так, чтобы по ним передвигались грузовики без ограничений в весе. Ограничения – это всегда минус экономике, поэтому нужно строить современные дороги, а не разбазаривать государственные средства, не отмывать государственные деньги на ямочном ремонте автодорог. Если за 10 лет, которые я там не был, они построили около 1 тыс.км таких дорог, которые я там увидел, то могу сказать, что они за это время сделали очень мощный бросок вперед. В отличие от Украины. Когда едешь по этим дорогам при температуре 30-40 градусов, ничего там не «плывет», ничем не пахнет. Битума у них нет, асфальтобетона, в нашем понимании, у них нет, их дороги сделаны совсем по другим технологиям. Поэтому нашим автодорожникам я бы посоветовал ехать не туда, где большие деньги, а в Египет.
Дороги там платные, но их качество говорит само за себя. Я, правда, не был на автодороге между Каиром и Асуаном, но, судя по рассказам, дороги там такого же уровня. И это заслуживает огромного уважения к стране, которая считается отсталой, с переходной экономикой.
Там чувствуется заинтересованность вертикали власти, которая поставила цель, сконцентрировала усилия и делает все для того, чтобы страна видела: есть позитивные изменения в экономике.
В Египте бережно сохраняется то, что построено раньше, и по новым проектам строятся новые города и поселения. Подчеркну, я не был ни на одном курорте Египта, я не знаю, какой там комфорт, но вижу, как они решают демографическую проблему, строя новые поселения и микрорайоны, которые строятся уже на совершенно новых принципах, с озеленением, оазисами, поливом. Все делается для того, чтобы люди не чувствовали, что тут раньше была Сахара. Все для людей делается.
Напомним: До нереста. «НИБУЛОН» углубил русло Южного Буга до Новой Одессы