Быть владельцем уютного домика на берегу моря или в хвойном лесу – розовая мечта многих, но позволить себе такую роскошь могут лишь зажиточные люди. Для этого вовсе не обязательно тратить десятки тысяч долларов. Получить участок в рекреационной зоне можно и бесплатно, если вы обладаете связями и знакомствами там «где нужно». Или сами относитесь к «сильным мира сего», которые считают возможным брать от жизни все, что захочется. Ну, а запрет на распоряжение землями, охраняемыми государством, не будет преградой, поскольку прокуроры с готовностью закрывают глаза на нарушения закона, и сами не прочь прихватить лакомый кусок земли рядом.
Наглядный пример тому – курортное побережье в Коблево, где побывали корреспонденты Николаевского центра журналистских расследований.
Узнав о незаконном отчуждении земли чиновниками и странной реакции Генпрокуратуры, редакция ЦЖР решила изучить ситуацию с использованием земель рекреационного назначения в Коблево. Оказалось, что участки, которые расположены на побережье Черного моря и землях Очаковского лесхоза, уже давно поделены между власть имущими. А сами чиновники Коблевского сельсовета не только щедро нарезают земельку возле моря под заказ, но и про себя не забывают.
К примеру, у руководителя исполкома Коблевского сельсовета Зинаиды Громовой задекларировано целых шесть земельных участков в родном селе. А ее коллега, специалист-землеустроитель Ольга Коржова за двенадцать лет умудрилась получить их пять.
Коблевский сельский голова Владимир Панич владеет тремя земельными участками – площадью в 37, 1,5 тыс и 19 тыс кв м.
Изучив декларации чиновников, мы решили выяснить, замечает ли прокуратура то, что в Коблево должностные лица ловко прибирают к рукам народное достояние, и оспаривает ли в суде подобные махинации? В Едином реестре судебных решений за 2017-й год нашлось всего два судебных производства по поводу участков в Коблево.
К примеру, в мае 2017 года заместитель руководителя Николаевской местной прокуратуры №1 обратился в Березанский районный суд с иском к секретарю Коблевского сельсовета Светлане Талохе. Как следует из судебного решения, чиновница бесплатно получила земельный участок площадью 0,1 га из земель лесного фонда. Таким образом, Коблевский сельсовет в очередной раз распорядился землей, ему не принадлежащей.
Судебное производство завели и по факту отчуждения рекреационных земель депутатом Коблевского сельсовета Геннадием Полухиным. Решением сессии ему выделили участок прямо рядом с Талохой, и эта земля также относится к Очаковскому лесхозу. Оба разбирательства еще не закончены, и насколько они будут объективны, можно только гадать.
Мы отправились в Коблевский сельский совет, чтобы выяснить, почему местные чиновники нарушают действующее законодательство, отчуждая государственные земли. Но задать заготовленные вопросы нам так и не удалось – сотрудники сельсовета кивали на кабинеты начальников, а тех на рабочем месте застать мы так и не смогли.
ЭЛИТНОЕ КОБЛЕВО
Особое внимание толстосумов привлекает в Коблево Сосновый Бор – большой участок невдалеке от берега, усаженный соснами, к слову, также принадлежащий лесному фонду Очаковского лесхоза.
Расположенный здесь кемпинг с таким же названим подпадает под еще одно ограничение – находится в защитной прибрежной полосе ближе двух километров от уреза воды, где запрещено любое строительство. Такие земельные участки не подлежат отчуждению и продаже, поскольку предназначены исключительно для отдыха и оздоровления.
Но, оказывается, никакие ограничения не касаются высокопоставленных персон. Мы отправились в Сосновый Бор, чтобы выяснить, как распорядились этими землями.
Огромная территория леса ограждена двухметровым забором, видимо, для того, чтобы никто из простых смертных не смог увидеть, что именно там находится.
На центральном въезде расположен охранный пост. Неприветливый охранник сообщил, что попасть на территорию можно только с разрешения руководителя. Мы связались с управляющим объекта, но он также сослался на вышестоящее начальство:
-Вы пытаетесь попасть на частную территорию. Мы не можем разрешить вам проводить здесь съемку, потому что на территории кемпинга «Сосновый Бор» находятся частные коттеджи, в которых сейчас никого нет. Попасть на объект можно будет только с разрешения владельцев, которые на данный момент находятся заграницей».
Не убедило нашего собеседника и напоминание о том, что на государственной земле не может быть расположено частное владение, куда запрещен доступ для обычных граждан.
После безрезультатных переговоров репортеры ЦЖР были вынуждены провести съемку с квадрокоптера, чтобы выяснить, что же прячут от посторонних глаз на рекреационной территории за высоким забором.
Как и следовало ожидать, в кемпинге среди сосен расположены несколько десятков индивидуальных коттеджей в два – три этажа, оборудованных всем необходимым для комфортного проживания. На одном из участков расположен даже теннисный корт.
То, что владельцы Соснового Бора назвали «кемпингом», на самом деле выглядит как очередное Межигорье – элитные дома-дачи, и чужим там делать нечего.
«ПРОКУРОРСКИЙ» ЛЕС
Кому принадлежит вся эта роскошь?
Часть земель «Соснового Бора» ушла крупным бизнесменам и предприятиям. Другую – «расхватали» местные чиновники, нотариусы, полицейские, судьи и даже те, кто по долгу службы должен защищать государственные земли от подобных посягательств – сами прокуроры. Земля лесного фонда при их молчаливом попустительстве и бездействии из всеобщего места отдыха превратилась в частную территорию элитных коттеджей.
Сотрудники Николаевской прокуратуры не упускают возможности отрапортовать о своих победах над «коррупционерами». Вот и в мае прошлого, 2017 года было подготовлено обращение в суд по поводу незаконного отвода земельного участка в селе Коблево все тем же Коблевским сельским советом, стоимостью в 1 млн грн некоему предпринимателю.
Требуя отменить незаконное решение, прокурор, конечно же, был переполнен праведным гневом: «В соответствии с требованиями законодательства указанная территория должна находиться исключительно в государственной собственности и предназначена для удовлетворения рекреационных потребностей граждан, и для их свободного доступа к побережью»!
Но сами служители правосудия далеко не всегда могут устоять перед соблазном.
Побережье Коблево постигла та же участь, что и урочище «Маяк», в котором городская власть в лице «регионалов» с завидной периодичностью наделяла земелькой всех нужных людей. В результате «Маяк» из уютного соснового леса, куда был открыт доступ любому отдыхающему, превратился в очередную элитную застройку.
Нам удалось выяснить, что, в частности, земельным участком в Сосновом Бору владеет бывший прокурор Ленинского района Николаева, а ныне прокурор Бердянска Владимир Рудой. Правда, в его декларации участок площадью 1 тыс 518 кв м записан на супругу – Оксану Рудую.
Мы позвонили Владимиру Рудому, который сейчас возглавляет Бердянскую местную прокуратуру, и поинтересовались, как он смог получить участок, принадлежащий государству.
-Этот участок был куплен моей супругой еще в начале двухтысячных, – сообщил нам собеседник. – Он был именно куплен, а не получен бесплатно. И на тот момент эта земля не принадлежала ни лесхозу, ни государству. На нее не было никаких ограничений, поэтому проблем с покупкой не возникало».
Местные СМИ неоднократно обвиняли Рудого в различных коррупционных схемах. Кроме Рудого, в Сосновом Бору «засветился» и еще один прокурор – Валерий Котков, супруга которого фигурировала в скандальном деле о незаконных земельных участках в рекреационной зоне «Маяк». Участок в Коблево бывшего прокурора Николаева в 0,173 га также записан на жену.
Еще одним земельным участком и дачным домиком в Сосновом Бору обладает прокурор Николаевской местной прокуратуры №2 Анжела Демчук. Как оказалось, ранее этой недвижимостью владела начальница одного из отделов Главного территориального управления юстиции в Николаевской области Инна Кириенко, и имущество даже было указано в ее декларации. Спустя некоторое время, прокурор Демчук уточнила, что дом стоимостью в 292 тыс 555 грн и земельный участок Кириенко ей … подарила.
Мы попытались связаться с Анжелой Демчук, чтобы выяснить, почему чиновница сделала ей такие дорогие подарки. Но прокурор находится в декрете, и застать ее ни на рабочем месте, ни по месту проживания мы не смогли.
Тогда мы обратились к нотариусу Кириенко с вопросом, почему она подарила свое имущество прокурору Корабельного района, на что та дать ответ так и не смогла:
-Какая вам разница, зачем я его подарила? – возмутилась Кириенко. – Вы что, прокурор, полицейский или судья? Что я сделала незаконного? Я купила этот участок за свои деньги, за свои деньги оформила все разрешения! Как хочу, так и распоряжаюсь им! Спросите лучше, а законно ли они эти участки раздают!».
Еще одним участком и коттеджем на территории кемпинга владеет и начальник Управления СБУ в Николаевской области Алексей Лях. Как известно, сотрудники Службы безопасности освобождены от декларирования, поэтому информацию о его недвижимости журналисты получили из Государственного реестра прав на недвижимое имущество. Мы также обратились в пресс-службу СБУ, чтобы получить от Ляха комментарий о законности его земельного участка, на что получили витиеватый отказ: “Пресс-подразделение управления отвечает за освещение актуальных результатов УСБУ, тогда как Ваш интерес не входит в нашу компетенцию», – говорится в письме.
После этого журналистам удивляться было нечему. Среди счастливых обладателей земли значится бывший заместитель начальника ГУНП в Николаевской области, а ныне начальник тренингового центра полиции Артур Гаспаров. Тот самый полицейский, который владеет еще и земельными участками на берегу моря в Рыбаковке.
Среди обитателей урочища мы нашли и начальника Управления государственной миграционной службы в Николаевской области Владимира Иванова.
Одного участка, как видно, оказалось мало и для четы одесских прокуроров Стояновых-Юрко. Прокурорский тандем: Галина Стоянова-Юрко и Илья Юрко выхлопотали для себя два надела в зоне, где раньше могли отдыхать сотни людей.
Владеет участком в защитной прибережной полосе и прокурор Военной прокуратуры Одесского гарнизона Южного региона Украины Мария Градовская.
Стоит только подчеркнуть, что участки, выделенные высокопоставленным госслужащим, местным прокуратурам для расследования почему-то совсем не интересны. Ни единого судебного производства по Сосновому Бору до сих пор не открыто.
Мы неоднократно пытались получить официальный комментарий из прокуратуры Николаевской области, чтобы выяснить, по какому принципу выбираются объекты для оспаривания и почему в списке землевладельцев оказываются сами правоохранители. Но ни обращения в пресс-службу прокуратуры, ни попытки непосредственно связаться с замеcтителем прокурора Николаевской области Александром Белоусом, курирующим вопросы незаконного отчуждение земли в курортных зонах, ни визиты в учреждение не дали никаких результатов. Ответа от прокураты до сих пор нет.
ЗЕМЛЯ НА ПРОДАЖУ
Как видим, схемы незаконного отчуждения земельных участков в рекреационных зонах Коблево для высокопоставленных чиновников и силовиков местные органы самоуправления оттачивали годами, расставляя на ключевые должности «своих» людей.
Есть еще один давно известный и испытанный способ получить вожделенную недвижимость у моря: оформить приобретение на подставное лицо, а затем быстренько продать, так сказать, «запутать следы».
Журналисты ЦЖР изучили объявления в сети о продаже земельных участков на побережье Черного моря в Коблево и в Сосновом Бору.
Мы нашли весьма любопытное предложение. Некий пользователь «Елена» разместила в один день сразу три сообщения о продаже земельных участков – в Коблево, поселке Морском и в Рыбаковке. Все они находятся в прибрежной защитной полосе.
Участок в Коблево расположен в 30-ти метрах от линии воды. Мы позвонили автору объявления, представившись потенциальными покупателями, чтобы выяснить всю информацию об интересующих нас объектах.
Елена сообщила, что хозяйкой участков не является – ими владеет ее начальник. Еще он продает сразу несколько участков в Сосновом Бору. Но, по ее словам, никаких проблем с покупкой земли не будет:
-Не обращайте внимания, что прокуратура там сейчас забирает участки. Не имеет никакого значения, что они прописаны «для строительства и обслуживания рекреационных объектов». Всем абсолютно все равно, что на них будет – база отдыха или ваша личная дача».
Все земельные участки записаны на разных владельцев, в некоторых случаях их даже несколько. Но сама Елена заверила, что сомневаться тут не в чем: “На фамилии не обращайте внимания. Сейчас там один владелец».
К слову, стоимость предлагаемого участка в Коблево составляет 30 тысяч долларов. Такая сумма была указана на портале OLX.
Журналисты ЦЖР нашли уже застроенные участки в Сосновом Бору, которые также выставлены на продажу.
На момент подготовки материала в сети Интернет были опубликованы два объявления о продаже участков с коттеджами. За 4,5 млн грн в кемпинге можно приобрести новый двухэтажный дом с большими террасами, расположенный на 20 га земли.
Второй вариант – тоже двухэтажный дом с бассейном, в восьми минутах ходьбы от моря, обойдется покупателю в 4,17 млн грн.
Отметим, что владельцы этих участков на данный момент находятся за пределами Украины и связаться с ними невозможно.
Мы обратились в Очаковский лесхоз, чтобы выяснить, почему земли в Коблево, предназначенные для высаживания леса, распродаются. На наше официальное обращение там ответили:
-Наше государственное предприятие не дает разрешений на отчуждение земельных участков, которые входят в нашу собственность. Более того, мы не вправе этого делать. Все решает только Кабмин, а уже под его разрешением подписываемся мы. Но за все время к нам не обращались ни из Коблевского сельского совета, ни из Березанского райсовета за разрешениями на отчуждение этих земель. То, что произошло с Сосновым Бором, результат их незаконных махинаций».
Кроме того, предприятие не может самостоятельно начать судебное разбирательство. Для этого необходима инициатива прокуратуры и подготовленный ею иск.
Согласно данным ВО «Укрдержлиспроекта», за прошедшие 20 лет площадь лесных земельных урочищ Коблево уже уменьшилfсь с 227 до 26,4 га.
А пока прокуратура решает, против кого открывать уголовные производства, а кого – в упор не видеть и не трогать, государственная земля, предназначенная самой природой для отдыха и оздоровления тысяч людей, незаметно переходит в частные руки. Не получится ли так, что через несколько лет дворцы нынешних «хозяев жизни» просто перекроют доступ к морю для всех остальных граждан и вместо морского побережья им придется созерцать только высокие заборы…