Высокий суд Англии и Уэльса выдал приказ о замораживании активов группы “Энергетический стандарт” украино-российского бизнесмена Константина Григоришина.
Об этом сообщает Liga.net.
Решение вынесено как обеспечительная мера в рамках арбитражного разбирательства с Вадимом Новинским и Владимиром Лукьяненко-младшим на более чем 300 млн долларов вокруг крупного машиностроительного предприятия ПАО “Сумское НПО”.
Решение вынесено по требованию адвокатов Владимира Лукьяненко-младшего и компаний, связанных с Новинским, которые опасаются, что Григоришин может скрывать активы, чтобы избежать выплат по решению арбитража.
Еще 9 мая 2016 года Лондонский коммерческий арбитраж принял решение о выплате Энергетическим стандартом более 305,8 млн долларов Новинскому и Лукьяненко.
5 октября Высокий суд Англии отказал адвокатам Григоришина в апелляции на это решение.
В решении суда упоминаются, в частности, следующие украинские компании: Запорожтрансформатор, Турбоатом, ПАО “Сумское НПО”, Укрречфлот, Запорожский кабельный завод, Сварог Эссет Менеджмент.
Сам приказ о WFO является конфиденциальным, полного списка замороженный активов в открытом доступе нет.
Григоришину также принадлежат крупные пакеты акций в целом ряде украинских облэнерго.
В ходе судебного слушания, адвокаты Лукьяненко смогли доказать суду, что существует риск того, что Григоришин попытается “размыть” свои активы.
В конечном счете это может привести к невыполнению решения арбитража на 305,8 млн долларов.
Как сообщает издание, Григоришин и семья Лукьяненко стали партнерами в конце 90-х, в результате приватизации НПО, на которой Григоришин приобрел контрольный пакет акций сумской компании.
Поначалу между сторонами царило согласие. Спустя десять лет ситуация изменилась. Сын Лукьяненко начал развивать собственный бизнес в России в составе компании “Гидромашсервис”, которая стала конкурентом “Энергетического стандарта”.
Управление украинским предприятиям на себя замкнул менеджмент Григоришина.
В конце 2012 года – начале 2013 года партнеры окончательно рассорились.
К тому времени Лукьяненко усилил свои позиции за счет партнерства с Вадимом Новинским, который опосредованно выкупил у него 10,04% акций НПО.
В результате стороны начали выяснять отношения в суде. В мае 2016 года английский суд принял сторону Лукьяненко и Новинского.
Суд обязал Григоришина выплатить Новинскому и Лукьяненко более 300 млн долларов. 5 октября это решение подтвердил Высокий суд Англии и Уэльса.
Бенефициарами украинских компаний, которые приписывают Григоришину, в госреестре числятся гражданин Швейцарии Леонид Пивоваров и болгарин Максим Марков.
Адвокаты Лукьяненко и Новинского смогли доказать, что реальный владелец всех активов Григоришин. Для этого потребовалось проводить допрос бизнесмена в суде.
По данным Высокого суда, большинство активов Григоришина, по состоянию на 2015 год, замыкались на двух кипрских компаниях.
Первая – Energy Standard Fund Limited (ESF). Ее акции напрямую принадлежали Максиму Маркову. В материалах суда он упоминается как адвокат с гражданством России и Болгарии.
Вторая холдинговая компания группы Энергетический стандарт – кипрская Energy Standard Fund Management Limited.
“100% акций ESFML принадлежали (прямо или косвенно) Григоришину. ESFML владела акциями в многочисленных дочерних компаниях, включая компанию Сварог Эссет Менеджмент”, – говорится в решении суда.
26 июня 2015 года Григоришин передал свои доли в ESFML Леониду Пивоварову, говорится в решении суда.
Это было сделано для того, чтобы активы Григоришина не попали под санкции в Украине в связи с ужесточением законодательства по отношению к компаниям с российским капиталом или российскими бенефициарами.
На то время Григоришин был гражданином России и Кипра. В 2016-м он получил украинское гражданство.
Леонид Пивоваров – одноклассник Григоришина и менеджер швейцарского офиса Energy Standard Group.
Передача акций (долей) также открывала путь “Энергетическому стандарту” к приватизации в Украине, что было бы невозможно в случае наличия среди бенефициаров граждан России (Григоришина или Маркова).
Решение о заморозке активов Григоришина не означает, что все украинские компании бизнесмена автоматически попадают под арест.
Иностранные, в том числе арбитражные решения, не имеют прямого действия в Украине.
“Чтобы решение Высокого суда Англии было исполнено в Украине, необходимо чтобы украинский суд рассмотрел соответствующее ходатайство стороны, признал его и дал разрешение на его принудительное исполнение в порядке, предусмотренным Гражданским процессуальным кодексом Украины”, – говорит партнер юридической фирмы CMS Cameron McKenna Виталий Радченко.
Более того, между Великобританией и Украиной не существует международного договора о взаимном признании судебных решений.
Это фактически означает, что признание решения английского суда должно производиться по взаимному согласию, что вряд ли возможно в этом споре.
Решение английских судов о заморозке активов было признано в семи странах: США, Кипр, Багамы, Британские Виргинские острова, Панама, Сейшелы, и Сент-Винсент и Гренадины.
Сумское НПО является одним из крупнейших в Европе производителей газоперекачивающих агрегатов и комплектных компрессорных станций различного назначения; широкой номенклатуры насосов, компрессоров, центрифуг, оборудования для химической, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности, атомных электростанций.
Как сообщалось, высокий суд Лондона принял решение о всемирном аресте активов Коломойского и Боголюбова