Как известно, «Николаевоблтеплоэнерго» принимает участие в реализации всеукраинского проекта, финансируемого Мировым Банком, «Повышение энергоэффективности в секторе централизованного теплоснабжения в Украине».
Проектом предусматривается кредитование шести украинских теплогенерирующих предприятий на сумму более 300 миллионов долларов США. Кроме Николаева, в программе принимает участие Каменец-Подольский, Тернополь, Херсон, Харьков и Днепропетровск. Целью проекта является снижение потребления энергоносителей, а также уменьшение выбросов СО2 в атмосферу.
О структуре проекта в Николаеве и о его реализации рассказал руководитель проекта на «Николаевоблтеплоэнерго» Егор Клецов.
Как сообщается на страничке ОКП «Николаевоблтеплоэнерго» в Фейсбук, с Егором Клецовым в августе 2017 года предприятие заключило контракт по результатам конкурса и по согласованию с Министерством развития инфраструктуры Украины. В свою очередь при министерстве создана центральная группа управления проектом (ЦГУП), которая отвечает за координацию проекта согласно политикам и процедурам Мирового Банка.
– Какой объем кредитных средств у Николаева и когда стартовал проект?
– Договор субкредитования на общую сумму $21,7 миллиона был подписан между Минфином, Минрегионразвития, НКРЕКПУ и ОКП «Николаевоблтеплоэнерго» в ноябре 2014 года. Порядка 19,5 миллионов финансирует Мировой банк, остальное – Фонд чистых технологий, который также является мировой институцией, финансирующей подобные проекты. За прошедшие три года освоено всего порядка $1 миллиона.
– Что стало причиной тому, что средства использованы в таком малом количестве?
– Есть объективные причины – это сложный по структуре проект и любой контракт, акт или счет проходят несколько этапов согласования, как внутри предприятия, так и в министерствах и Мировом Банке. Например, от момента написания тендерного задания до момента подписания контракта с подрядчиком может пройти до полугода.
Далее следует множество субъективных причин, которые, увы, имеют место быть.
Например, частая смена руководителей предприятия, начиная с 2014 года. Потому, что даже простое утверждение подписанта в Мировом банке длится несколько месяцев.
Также проект тормозили недальновидные решения руководителей, и слабый контроль контрактных графиков.
– Когда предприятие приступило к работам в рамках проекта?
– К тепловой изоляции сетей приступили в конце 2016 года. Тогда была выполнена маленькая часть работ. Более объёмно работы по изоляции начались весной 2017 года. Работы подразумевают снятие износившейся изоляции, монтаж оцинкованной спиро-оболочки и заполнение пространства между ней и трубой пенополиуретаном. Это современный способ изоляции. Работа не сложная, но есть специфика технологии. На сегодняшний день из 26 км сетей, предусмотренных проектом, изолированы 16 км, что значительно меньше, нежели предусмотрено контрактным графиком. Причин отклонения от графика несколько. Во-первых, это несвоевременная поставка материалов со стороны генерального подрядчика. Во-вторых, это то, что предыдущее руководство рекомендовало определенных субподрядчиков здесь на месте, которые выполняли работы по монтажу обшивки. Работы пенополиуретаном выполняет только генподрядчик – львовская фирма.
Согласно оценке технического надзора, значительная часть смонтированной субподрядчиком оболочки, не отвечала технологическим требованиям качества. Как следствие, генподрядчику пришлось потратить время, чтобы разорвать отношения с субподрядчиком, найти новых монтажников, обучить их, добиться темпов. А также переделать некачественно выполненные ранее работы. На этом мы потеряли несколько месяцев. В итоге, сейчас, нам приходится «догонять» график, ежедневно контролируя поставки материалов и план-факт объемов работ.
Работы по изоляции сетей продолжаются и сейчас, погодные условия это позволяют. Горячие трубы только позитивно влияют на качество реакции компонентов пенополиуретана. Плохо, когда температура воздуха ниже -5 градусов по Цельсию. До конца апреля 2018 года мы планируем закончить работы. Зимой мы проверим качество работ не только визуально, но и с помощью тепловизора.
– Как был определен генеральный подрядчик?
– Любой подрядчик в рамках проекта выбирается путем открытого тендера, который осуществляют специалисты ЦГУП при Министерстве Регионального Развития, а контролируют руководители проекта Мирового Банка.
Наименьшая цена – это важный критерий оценки, но не единственный. Существуют определенные политики и требования Мирового Банка, которые, например, системой ProZorro не учитываются. Это и финансовые кондиции предприятия, референс-лист проектов, опыт участия в проектах Мирового, Европейского банков развития и реконструкции. Требования достаточно серьезные. К слову, преимущественно, в подобных тендерах участвуют европейские компании, потому что далеко не все украинские компании могут пройти эту квалификацию.
Генподрядчик, по условиям контракта, имеет право брать субподрядчиков, но обязан согласовывать их с предприятием.
– Какие еще работы предусмотрены данным проектом?
– Ранее были подписаны контракты на проектные работы, которые сейчас находятся в разной степени выполнения.
Первый – это проектирование реконструкции сетей. Мы по проекту должны закрыть 17 неэффективных котельных, которые недогружены. Сегодня мощность загрузки по предприятию составляет в среднем 60% от выдающей мощности. То есть если есть две недогруженные котельные, то логично закрывать одну и переключать ее потребителей на другую, повышая при этом КПД догружаемой котельной, и сокращая прямые расходы на содержание. Именно для этого необходимо сделать реконструкцию и переключения сетей.
Под реконструкцию попадет порядка 8 км сетей. Контракт на проектные работы подписан еще в апреле 2016 года с литовской компанией.
Что касается статуса, то на сегодня мы имеем проекты на шесть участков реконструкции из девяти. И первая документация выдалась только в сентябре 2017 года. И это опять с нарушениями контрактных графиков. Вдобавок, мы потеряли существенный рычаг влияния на сроки, так как предыдущим руководством была неправомерно заплачена предоплата подрядчику в размере 95%.
Через несколько недель нам выдадут документацию по недостающим участкам, мы их согласуем, и подрядчик будет проходить государственную экспертизу проекта.
В феврале 2018 года мы сможем объявить тендер на проведение работ по проекту.
– Сколько денег будет потрачено на реконструкцию этих сетей и отдельно на изоляцию?
– Порядка $2,5 миллионов заложены на реконструкцию 8 км сетей и $1,3 миллиона на изоляцию 26 км.
– О каком еще контракте вы говорили?
– Второй контракт, который уже подписан, и сейчас по нему ведутся работы, – это проектирование реконструкции 32 наименее эффективных котельных и 2 ЦТП. Реконструкция подразумевает под собой установку более эффективных котлов, замену газовых горелок на более эффективные, водоподготовку и автоматизацию.
Проектирование выполняет французская фирма. Они, согласно нашего техзадания, сами определяют, что не так и где можно сделать эффективнее. Сначала они делают технико-экономическое обоснование, по которому они проводят проектные работы стадии П.
На эти проектные работы выделен около $300 тысяч. Этот контракт подразумевает не только саму проектную документацию, но и тендерную. То есть, мы сразу сможем объявлять тендер. В отличие от реконструкции сетей, где нам самим надо будет еще готовить тендерную документацию.
В то же время, сами работы по реконструкции котельных – самый большой лот в проекте, который составляет $11 миллионов.
– Какие сроки реализации этого компонента?
– Сроки реализации этого компонента, по причине громоздкости и масштабности, самые большие. Реальные работы по нему начнутся в 2019 году и закончатся в 2020 году.
Очень важно, что финансирование по контракту заканчивается в октябре 2020 года и мы должны выполнить все работы и освоить все деньги до того времени. И любое отставание – это серьезный раздражитель для Мирового Банка, потому что продлевать финансирование по проекту достаточно проблематично.
– Данный проект включает также установку индивидуальных тепловых пунктов. Как с ними обстоит ситуация?
– Что касается установки индивидуальных тепловых пунктов (ИТП), то на сегодняшний день мы уже провели тендер и подписываем контракт. Я надеюсь, мы его до конца декабря подпишем. После начнется проектирование, которое займет около четырех месяцев. И в межсезонье мы начнем работы по монтажу этих ИТП.
Это существенная экономия, в первую очередь, для потребителей тепла. После установки ИТП будет осуществляться оперативное регулирование количества подаваемого в дом тепла конкретно в зависимости от погодных условий. То есть ничего лишнего.
Такими ИТП будут оснащены 103 дома в Николаеве, в Корабельном районе. Стоимость работ согласно контракта – около $2 миллионов. Какая она будет в итоге, пока неизвестно. Причина тому – очень болезненный для нас вопрос с централизованным горячим водоснабжением (ГВС), которое по факту уже отсутствует в городе 10 лет. Однако сети ГВС не списаны по сегодняшний день. А техзадание на установку ИТП включает в себя контур ГВС.
Сейчас мы пытаемся как-то решить этот вопрос с помощью городской власти, просим у них письмо, которое подтвердит, что в Николаеве нет централизованного ГВС. Это поможет уменьшите стоимость по данному компоненту.
По направлению ИТП мы будем также работать с департаментом энергоэффективности Николаевского горисполкома. Потому что, если еще и утеплить эти дома, то сумма в платежках за отопление для людей уменьшиться на 30-40%.
После того, как все вышеупомянутые работы будут выполнены, мы хотим поставить систему диспетчеризации и контроля. Для нас это, как минимум, статистика со всех счетчиков, с регулирующей арматуры, чтобы мы видели какие-то внештатные, аварийные ситуации, которые происходят. Это позволит на них быстрее реагировать.
К примеру, новые сети, которые мы будем прокладывать, – в трубопроводах будут установлены датчики утечек, которые будут мониториться и позволять оперативно реагировать на потери теплоносителя.
Также предприятие закупит мобильную лабораторию, которая позволяет искать утечки на изношенных сетях. Будем закупать несколько аварийных грузопассажирских автомобилей. Потому что каждый год на обслуживание принимаются сети, а транспорт предприятия остается на том же уровне, который не позволяет в полной мере и эффективно охватить весь фонд. Кроме того, заработные платы участников проекта предусмотрены финансированием от Мирового банка.
Всего реконструкция коснется примерно 25% фондов предприятия. Это не так много, как хотелось бы, но позволит в результате достичь экономии тепловой энергии при ее генерации и транспортировке на уровне 10 тыс. Гкал в год. Или в эквиваленте газа – 7 млн. нм3 в год. Так же мы ожидаем существенного снижения потребления электроэнергии – до 4 тыс. МВт*ч в год.
– Кто осуществляет технадзор за выполняемыми работами?
– Предыдущим руководством было сформирована задача, чтобы технадзор выполнялся компанией-консультантом, избранной путем тендерной процедуры. Когда мы провели тендер, то пришли к выводу, что сможем существенно сэкономить, если заключим напрямую договоры с отдельными специалистами-инженерами технадзора, а не генподрядной компанией. Разница колоссальная – порядка $400 тысяч. Этот момент проговорен с Мировым Банком, и мы получили от них согласие на изменение в плане закупок. В целом, очень важно помнить, что это кредит, который предприятию необходимо отдавать, поэтому важнейшим моментом является рациональное расходования проектного бюджета.
Как сообщало «Інше ТВ», Частая смена руководства на «Николаевоблтеплоэнерго» может повлечь отмену финансирования — миссия Мирового банка