Группа николаевских врачей-психиатров обратилась к Генеральному прокурору Украины с просьбой обратить внимание на бездействие местных правоохранителей в деле расследования обвинений в адрес главного врача областной психиатрической больницы.
Напомним, что конфликт между коллективом Николаевской областной психиатрической больницы №1 и главным врачом Виктором Очколясом в конце прошлого года выплеснулся на страницы николаевских СМИ.
– Конфликт в больнице назревал более десяти лет, – говорит заведующий поликлиникой НОПБ №1 Иван Тригуб – Массовые увольнения инакомыслящих: только за последние два года из больницы уволились более 180 сотрудников! Грубость, хамство главного врача, его преступные требования по стяжательству денег с больных и их родственников, – «взорвали» коллектив. Более 160 сотрудников больницы уже открыто заявили о своем несогласии работать с ним. Мы уже не хотим быть соучастниками Очколяса в преступлениях и развале психиатрической службы, которые им осуществляются.
Без понимания ситуации в больнице и поддержки коллектива со стороны начальника областного управления здравоохранения Капусты Маргариты Александровны, занявшей конструктивную позицию, нас бы уже заставили замолчать. Но мы живем в другое время.
После того, как итоговый медсовет больницы, на котором присутствовала представитель Общественного совета при МОЗ Елена Прудникова, признал деятельность главврача Очколяса неудовлетворительной, результаты проверки были переданы облгосадминистрацией в прокуратуру для расследования вскрывшихся фактов.
Наибольший общественный резонанс имеет расследование фактов снятия средств с личных банковских карточек пациентов. Начмед больницы Людмила Самсонова, благодаря которой эти факты вообще получили огласку, напоминает, что речь идет об инвалидах 1-ой и 2-ой групп психиатрического профиля, людях, которые не в состоянии обеспечить даже минимальный уход за собой, и поэтому передаются под опеку государства.
Удивляет или, вернее, наталкивает на совершенно определенные выводы то, что эти заявления-«просьбы» пациентов – принять от них благотворительность – явно написаны одной рукой.
InsheTV располагает несколькими копиями этих документов, но выкладывает копии только двух из них.
– Заявления на передачу благотворительной помощи были написаны одной рукой: кто-то дает на приобретение двери 4 тысячи, кто-то передает кресла, коврики, колеса, болты, – рассказывает замглавврача по медицинской части. – Хотя я знала, что эти больные и слов-то таких не знают! Они находились у нас в больнице перед направлением в дома-интернаты для психохроников, где за ними должны осуществлять уход медсестры интернатов, так как эти люди не могут самостоятельно купить себе еду и одежду, а тут они заказывают нам евроокна!
Самсонова напоминает, что в большинстве случаев «благотворительность» взималась с пациентов из самых отдаленных районов – Доманевского, Врадиевского, Кривоозерского. Для большинства из них ставший обязательным взнос в 500 грн., якобы на лечение, – это очень крупная сумма.
В то время как суммы собранной «благотворительности» стали главным мерилом оценки деятельности заведующих отделениями больницы, согласно Закону Украины «О психиатрической помощи», все лечение психиатрических больных обеспечивается за счет государства. И на лечение пациентов областной больницы средства из бюджета поступают из расчета всех 455 коек.
За прошедшие месяцы Центральный отдел полиции ГУ НП в Николаевской области не завершил расследование выявленных фактов. Однако в Николаевской ОГА, куда с заявлением обратились сотрудники больницы (всего 161 подпись) с выражением недоверия главному врачу, не собираются отстранять скомпрометировавшего себя чиновника до выводов правоохранителей. А расследованию конца не видно.
Тем временем Виктор Очколяс не теряет времени: в больнице продолжаются увольнения персонала, лояльность которого вызывает у него сомнения. Подан иск в суд на Ивана Тригуба, одного из самых известных и старейших врачей-психиатров, посмевшего публично высказать претензии к главврачу. Как сообщало InsheTV, адвокат Тригуба И.Ф. столь крупную, ничем не обоснованную сумму морального ущерба в 50 тыс.грн. считает формой запугивания несогласных.
Правда, после того, как закатилась звезда Николая Романчука, соседа и старого знакомого Виктора Очколяса, рассмотрение иска в суде отложено до осени.
Как известно, в августе ожидается проведение конкурсов на должности главных врачей николаевских больниц. Если следовать логике областных чиновников, Виктору Очколясу ничто не препятствует вновь принять участие в конкурсе и – вновь возглавить многострадальное заведение.
«Между тем, ни общественности, ни нам, 160 подписантам обращений во все инстанции, включая Генеральную прокуратуры, не дали ответа на несколько ключевых вопросов», – говорит заведующий поликлиникой областной психиатрической больницы Иван Тригуб. А именно:
1. У какого количества больных с банковских карточек была снята так называемая благотворительность?
2. Кто дал команду снимать деньги с карточных счетов у больных, которые медицинской экспертизой признаны ограниченно дееспособными?
3. Где фиксировались снятые суммы?
4. Где согласие больных или опекунов на выделение благотворительности, с указанием целевого назначения внесенных средств?
5. Сколько оставалось денег на каждой из банковских карт больных после снятия т.н. благотворительности, ведь там были достаточно большие суммы, а люди уходили с этими карточками в интернаты под полную опеку государства. Где эти деньги, если их нет сейчас на счетах больных, то когда они были сняты?
Ответ на несколько вопросов успокоит коллектив больницы и общественность: ушли ли деньги больных вместе с ними в интернаты или были сняты со счетов еще в Николаеве, фиксировались ли в бухгалтерии поступления и расход этих средств, – подытоживает Иван Тригуб.
Устав от бездеятельности николаевской полиции и прокуратуры, врачи-психиатры обратились за помощью к Генеральному прокурору.
Но, возможно, после смены руководства прокуратуры Николаевской области дело сдвинется с мертвой точки и без личного вмешательства Юрия Луценко? Напомним, что речь идет об изъятии денег у людей, которые официально экспертизой признаны неспособными обеспечивать себя элементарным уходом.
В самые разные эпохи и в самых различных обществах обирать умалишенных, душевнобольных или выживших из ума стариков считалось одним из самых позорных поступков.