В воскресное утро на странице председателя Николаевской ОГА Алексея Саченко появился пост, касающийся едва ли не главной проблемы области – состояния дорог.
Просто напомню читателям его содержание.
– Мы все знаем, видим и понимаем вашу тревогу. Готовятся к работам Служба автодорог в Николаевской области, облавтодор и все подчинены им структуры. Но прямо сейчас, зимой, никто не будет приступать к серьезным капитальным ремонтам. Это – безумие! Обращаюсь к главам местных, районных и поселковых советов, председателей ОТГ, местным депутатам. Оцените масштабы разрушения дорог на ваших территориях. Пересмотрите бюджеты. Внесите изменения. Привлекайте дополнительные средства. Где их брать – вы хорошо знаете. А нет – спросите у общины. Люди вам точно подскажут, — написал председатель ОГА.
Тут, конечно, каждый увидит то, что хочет увидеть, и не факт, что именно это имел в виду наш губернатор.
Для меня главным посылом сообщения стала не оценка ремонта дорог в зимний период как «безумие». Это, как говорится, само собой разумеется.
Больше всего обращают на себя внимание несколько предложений в концовке: о необходимости изыскать дополнительные средства местными советами, причём руководители этих советов, как считает губернатор, явно знают, откуда эти деньги взять можно.
Я тут вполне с ним согласен, что в местных советах могут знать, где изыскать дополнительные средства. Вопрос в том, есть ли там желание это делать, ведь прошлый год показал, что даже при наличии какого-никакого финансирования можно провалить ремонтные работы.
Можно, конечно, вспомнить о том, что столичные власти обещали области одну сумму на ремонт дорог, а выделили меньше. Можно упрекнуть, что кредит на ремонт трассы на Кировоград так и остался несбыточной мечтой. Однако тут мы имеем дело с дорогами государственного значения, которые должны ремонтироваться за счёт государственного бюджета.
Насколько я понял, пост губернатора касался дорог местного значения, которые находятся не в менее аховом состоянии. Видимо, руководитель области подразумевает, что различные общины объединят усилия, чтобы «сброситься» и за счёт этого привести в порядок дороги местного значения.
Вряд ли можно сомневаться в том, что у районов и сёл есть какие-то более важные проблемы, чем отсутствие нормальной проезжаемости. Нормальная дорога является жизненной необходимостью…
Однако, позвольте, скажут они, в прошлом году мы уже это проходили, и ничем хорошим это не закончилось. В 2016-м на условиях софинансирования областной совет выделял средства на ремонт дорог местного значения. И районные, и сельские советы выделяли средства из своих бюджетов в надежде на то, что слова областных политиков не просто звук, в отличие от государственных мужей более высокого ранга.
Можно вспомнить о том, какие бои устраивали члены бюджетной комиссии областного совета при «дележе» тех несчастных нескольких десятков миллионов гривен. Ведь каждая дорога – это избиратели того или иного округа. Однако вся эта битва титанов окончилась тем, что деньги попросту не успели освоить.
В этом году баталии продолжились, причём, без какой-либо особой разницы – подходы те же не только у депутатов, но и у дорожников. История вновь может повториться, а деньги так и останутся неиспользованными.
Так как Алексей Юрьевич стал руководителем ОГА в октябре прошлого года, он вряд ли мог «повернуть реку вспять» и каким-либо образом заставить дорожников обеспечить ремонтные работы в срок. 2017-й он начал уже полноценным председателем ОГА, поэтому по самому болезненному вопросу Николаевщины ему вот-вот начнут задавать вопросы.
Именно по данному критерию ему могут дать оценку – насколько область изменила ситуацию с ямами и выбоинами, по которым передвигается транспорт.
Ясно, что не сегодня дороги Николаевской области начали считаться одними из худших в Украине, чему, стоит признать, есть объективные причины. Однако люди на местах явно устали от того, что в Николаеве руководители областного уровня стараются закрывать на проблему глаза. Вспомним хотя бы, как перекрывали трассу на Днепр жители Нового Буга. Вряд ли трасса Н-11 стала той, какой её хотят видеть люди.
Стоит брать во внимание и высказывания депутата областного совета Татьяны Демченко о том, что жители её родного Еланецкого района фактически отрезаны от окружающего мира, потому морально готовы к каким-то радикальным действиям. В этом районе расположена трасса Н-14 «Николаев – Кропивницкий» (бывший Кировоград) и трасса «Вознесенск – Днепропетровск».
Вряд ли нынешнему губернатору захочется повторять судьбу Вадима Мерикова, который в качестве огнетушителя отправлял в районы своего первого зама Николая Романчука.
В общем, Алексею Савченко явно нужен системный подход, чтобы ни одна из составляющих не была упущена. Возможно, он решил показать, что настроен вполне серьёзно, и будет добиваться не только субвенций из государственного бюджета, но и требовать «невозможного» от руководителей на местах.
Стоит понимать, что с каждым годом «цена вопроса» будет только расти, угрожая превратиться во что-то, с чем уже нельзя будет бороться.
На том же февральском заседании бюджетной комиссии облсовета заместитель начальника Службы автодорог области Андрей Кристенко озвучил цифру в 7 миллиардов гривен, которые необходимы для ремонта дорожного покрытия региона.
Также он сообщил, что в следующем году эта цифра может вырасти до 15 миллиардов. Насколько точны такие цифры – вопрос второй, но мы должны понимать уровень проблемы, поскольку это уже в несколько раз больше областного бюджета Николаевской области.
Дороги станут своеобразным испытанием для губернатора, причём не формальным, а реальным.
В общем, остаётся ждать и надеяться, что в этом году проблему сдвинут с мёртвой точки. Хочется также надеяться, что обещанный в январе Петром Порошенко миллиард на ремонт дорог Николаевщины был не просто обещанием.
Дмитрий Шварц.