Еще в июне вся страна с помпой отмечала открытие терминала COFCO Agri в Николаеве, а сегодня из-за «топливного» кризиса на УЗ выгрузка зерна там упала на 60%, сообщает издание “Порты Украины”
Ситуацией, когда на железной дороге Украины запасов топлива остается на три-четыре дня уже никого не удивишь. За последние два года это происходит часто из-за проблем с прозрачностью и справедливостью тендеров (80% топлива поставляются двумя компаниями, что не обеспечивает достаточный уровень конкуренции). Но размер пирога в 350 тыс. тонн в год на падающем рынке потребления нефтепродуктов слишком весомый, чтобы не использовать все возможности позволяющие устранение конкурентов.
Страдают все грузоотправители, но дефицит топлива негативно сказывается не только на сухопутных грузоперевозках – большое влияние ситуация оказывает и на порты.
Например, во время последнего «топливного» кризиса катастрофическая ситуация сложилась с доставкой зерновых на терминал COFCO Agri в Николаеве. На 31 августа там смогли выгрузить только 9 вагонов (или 40%), тогда как по плану должны были 39. Соответственно сорвались темпы накопления судовых партий. Но сорванные графики обработки судов негативно повлияли в целом на всех участников рынка. Китайские инвесторы здесь только яркий пример объясняющий, почему c Украиной мало кто рискует связываться. Ведь еще в июне вся страна с помпой отмечала открытие этого терминала.
В COFCO Agri дополнительные затраты оценили в 15 тысяч долларов только по швартовым операциям одного судна. Тогда как в первой половине сентября на терминале запланирована погрузка пяти судов. Во сколько обойдется срыв ритмичности погрузки и невыполнение контрактов даже трудно представить. Если прикинуть убытки, которые понесли все операторы терминалов страны, а также грузоотправители, то сумы окажутся и вовсе астрономическими.
«Перебои с поставкой топлива срывают обеспечение нашей же компанией экспортных контрактов, увеличивают финансовые затраты грузоотправителей, ведут к простою портовых терминалов и созданию негативной репутации страны на мировом рынке», – написал в письме руководству УЗ генеральные директор «Кофко Агрі Ресорзіз Україна» Владимир Осадчук.
Еще одна проблема, которая ярко проявилась во время последнего «топливного» кризиса, – это проблемы с коммуникациями между портовыми операторами и руководством «Укрзализныци». Портовики утверждают, что направили официальные письма главе правления УЗ, министру сельского хозяйства, а также первому замминистру инфраструктуры (бывший и.о главы УЗ). Реакции не последовало, хотя прошло три недели.
Впрочем, нельзя сказать, что руководство УЗ на эту ситуацию не обращает внимания. Даже наоборот, по всей видимости, из-за попыток изменить сложившиеся схемы и возник этот «топливный» кризис. Но пока оно занимается переговорами с нефтетрейдерами, на порты времени не остается. Хотя портовым операторам более четкое понимание, что происходит, тоже не помешало бы.
31 августа ПАО “Укрзализныця” подписала меморандум о сотрудничестве с производителями и трейдерами горюче-смазочных материалов для обеспечения прогнозируемого режима приобретения и поставок дизельного топлива для нужд железной дороги.
“Укрзализныця” отмечает, что она является крупнейшим потребителем топлива в Украине. Годовая потребность составляет 300-350 тыс. тонн. В 2015 году железнодорожная отрасль потратила на топливо около 6 млрд грн, но негативным для компании является то, что более 80% топлива поставляются двумя компаниями, что не обеспечивает достаточный уровень конкуренции.
“Мы желаем увеличить количество поставщиков топлива и создать такую модель, которая даст нам гарантию рыночной цены и его стабильные поставки. Система закупок в “Укрзализныце” была не идеальной. Наша сегодняшняя встреча поможет найти решение, каким образом сделать процесс закупки топлива открытым и оптимальным для железнодорожного транспорта и нефтетрейдеров”, – написал Балчун на своей странице в facebook. Кроме этого, руководитель отрасли предложил финализировать введение формульного подхода при формировании цены на топливо.
Кроме этого Балчун считает, что закупка топлива для отрасли должна происходить на более длительный, чем сейчас, срок, к примеру, на весь год.
Хорошее начинание, но следует четко понимать, что чем ближе к цели достижения прозрачности закупок топлива будет нынешнее руководство УЗ, тем острее будут разгораться очередные топливные кризисы, которые рикошетом сильно бьют и по портам. Поэтому стоит продумать на время этих преобразований такое подспорье, дабы Украина не срывала экспортные контракты, а грузоотправители не оплачивали позитивные преобразования штрафными санкциями и международным имиджем страны, как партнера, который не может выполнить своих контрактных обязательств.