«Інше ТВ» уже рассказывало о том, как 17 сентября судостроительно-судоремонтный завод «НИБУЛОН» спустил на воду уникальное самоходное мощнейшее дноуглубительное судно по проекту СДС-15 с символическим названием «Николаевец», аналогов которому по мощностям и технологиям работы нет.
Но знать теоретически и убедиться в уникальности «Николаевца» на практике, увидеть его «в деле» – это совершенно разные вещи. 24 ноября на лимитирующем перекате «Днепродзержинские ворота» в Днепровском водохранилище у города Каменское украинская компания «НИБУЛОН» провела демонстрационные испытательные дноуглубительные работы по разработке скального грунта по прогрессивной технологии с применением самых современных механизмов высокого мирового уровня в реальных условиях.
Место для испытаний возможностей «Николаевца» было выбрано не случайно. На Днепре есть 14 перекатов, из которых 4 очень опасны. А «Днепродзержинские ворота» – самые опасные из всех. Именно здесь чуть больше 10 лет назад произошла авария круизного теплохода «Принцесса Днепра» с немецкими туристами на борту.
– Мы находимся сейчас на самом опасном участке водных путей, называемый «Скальный перекат Днепродзержинские ворота». Опасный тем, что, во-первых, это узкое место. Во-вторых, здесь, когда идет сброс воды, очень сильное течение, и поворот судового хода. Вы видите на заднем плане есть буй белого цвета с черным крестом, который обозначает опасность. Это международное обозначение, это самое опасное место на реке Днепр на международной трассе Е40 водных путей, и он обозначен таким буем. В 2007 году в августе месяце 21 числа здесь произошло аварийное событие. Круизный теплоход «Принцесса Днепра» течением снесло на скалу, там, где сейчас стоит этот буй, и произошла авария. Пришлось пассажиров эвакуировать и судно это ремонтировать…
Хорошо, что «Нибулон» проводит эти испытания не просто где-то в стороне, а сразу же выполняет дноуглубительные работы, которые необходимы для безопасности, – говорит заместитель начальника ГП Укрводпуть Евгений Бачев.
Проектируя и строя этот уникальный земснаряд, «нибулоновские» судостроители изучили передовой мировой опыт, но сделали поправку на наши реалии. На судне установлен гидравлический экскаватор VOLVO, оснащенный взаимозаменяемыми рабочими инструментами – гидромолотом для дробления скальных пород, набором ковшей для разных типов грунта объемом 2,5 и 3,37 кубометров. «Николаевец» может работать на глубинах до 15 метров как ковшом, так и фрезой и гидромолотом, и оператор судна благодаря разработанной специалистами компании «НИБУЛОН» вместе с учеными НУК им.адмирала Макарова технологии может осуществлять видеонаблюдение за работами и контролировать ход их выполнения как днем, так и ночью.
Но что важно в данном случае – в «Николаевеце» учтены все особенности работы на скальных грунтах Днепра, самых плотных из всех имеющихся. Здесь нельзя работать взрывным методом, потому что совсем рядом – металлургический комбинат, стоящий на той же каменной гряде, а значит, любой взрыв приведет к разрушению производства, да и нанесет вред флоре и фауне главной водной артерии Украины. Здесь может сработать только такой метод – работа гидромолота. Поэтому «Николаевец» практически бесшумно вгрызается в гранит, словно откусывая от каменной гряды по кусочку. За неделю работы уникальное «нибулоновское» судно, под эгидой ГП Укрводпуть, провело в реальных условиях экспериментальное дноуглубление на 600 кв.м на глубину 40 см. И все это – за свой счет.
«Зачем это надо «НИБУЛОНу»?» – спросите вы. Генеральный директор компании, Герой Украины Алексей Вадатурский честно ответит: чтобы возродить судоходство по Днепру. Алексей Афанасьевич с горечью говорит, что Днепр сейчас нетрудоустроен, он «сидит» без работы. Если во времена Советского Союза по Днепру перевозилось 60 млн.тонн грузов год, то сейчас – от силы 3-4 млн.тонн. Между тем, в Европе, Америке речное судоходство успешно развивается. А значит, это можно сделать и у нас, Днепр может и должен стать украинской Миссисипи. Но для этого на Днепре необходимо провести дноуглубительные работы.
– Наша компания начала заниматься развитием судоходства по Днепру в 2009 г. Мы с 2009 года методично искали пути, как сделать эффективными речные перевозки по Днепру. Мы пять лет получали 47 разрешений в различных министерствах и ведомствах для того, чтобы можно было выполнять дноуглубительные работы на Южном Буге.
Мы решили построить свое уникальное судно, оснастить его уникальным оборудованием, и сегодня мы будем счастливы вам показать это наше судно, которое мы построили. Цена этого судна плюс две шаланды – 14 млн.долларов. И мы эти средства успешно освоили и построили это уникальное судно, и мы это сейчас вам покажем, покажем, как мы долбим скальные грунты, которые исторически и всю жизнь Советского Союза никто до этого не делал в этих условиях. Это уникальное событие, уникальное судно украинской компании, и нашему государству не надо там молиться, искать заграничных людей, иностранные компании, китайцев или бельгийцев, на кого угодно, – мы в состоянии будем выполнить эту работу сами, – сказал генеральный директор ООО СП «НИБУЛОН» Алексей Вадатурский.
Но разве это нужно только одному «НИБУЛОНу»? Ежегодно Украина теряет до 100 км судоходных водных путей – на сегодняшний день из ранее, при Союзе, существовавших 4 тыс. км осталось 1,5 тысячи. И если Южный Буг благодаря проведенному «НИБУЛОНом» на участке в 134 км дноуглублению вернулся в число судоходных рек, то, где, например, Десна с ее 510 км? А ведь каждый миллион тонн грузов, снятых с украинских автомобильных путей и перевезенных по водным путям, дает государственному бюджету экономию в 790 млн.грн., которые не нужно тратить на содержание и ремонт многострадальных дорог, а можно направить на разрешение других проблем.
Однако, кроме экономики, есть еще и геополитика. Украина, согласно международному соглашению, взяла на себя обязательства поддерживать заявленные паспортные глубины Днепра – судоходный путь Е-40, но не выполняет их.
– В 2009 г. Украина присоединилась к Европейскому соглашению о важнейших внутренних водных путях, которым взяла на себя обязательство держать по реке Днепр от устья до г.Киева габариты: глубина – 3,65 м, ширина судового хода – 80 м, выше г.Киева до устья реки Припять – 2,65 м. И Е-40 дальше идет до Беларуси… Там, где у нас есть перекаты из речного грунта, там его убрать менее проблемно, это можно обыкновенным земснарядом сделать, а скальные перекаты – это уникальный земснаряд, который впервые у нас в Украине построен, и выполняет удары гидромолотом. Это экологически чистый метод скалоуборки, – говорит заместитель начальника ГП Укрводпуть Евгений Бачев.
Стоит отметить, что у нынешнего – скажем прямо, успешного – эксперимента «НИБУЛОНа» на «Днепродзержинских воротах» есть еще одна цель – «Укрводпуть» должен определить стоимость разработки 1 кубометра скального грунта, так называемую единичную расценку. Это необходимо для разработки сметы, определения стоимости работ по дноуглублению и в дальнейшем объявления тендера на проведение этих работ, при наличии финансирования. По словам специалистов ГП «Укрводпуть», необходимо будет изъять 20200 кубометров скального грунта на расстоянии в общей сложности 47 км. Безусловно, «НИБУЛОН» будет участвовать в этом тендере, потому что у него есть, что предложить, – он готов провести дноуглубление за 6 месяцев. А если, учитывая скудное финансирование «Укрводпути», тендер так и не будет объявлен? У Героя Украины Алексея Вадатурского есть ответ на этот вопрос.
– Когда тендер будет объявлен, мы вместе с иностранными компаниями, которые будут иметь желание этой работой заниматься, будем участвовать в тендере. Это будет точно минимизация использования бюджетных средств, и мы будем честно участвовать в тендере, прозрачно участвовать в тендере, потому что мы будем добиваться, чтобы эти работы выполнять с минимальными затратами для государства…
Южный Буг прокопали до глубины 2,20 м и возродили перевозки по Южному Бугу, мы сняли с автомобильных путей более 1 млн.тонн грузов для перевозки по Южному Бугу. И сейчас этот земснаряд пойдет на Южный Буг, и мы его докопаем до 2,4 м. Наши суда, которые мы построили, будут (грузиться) до полной вместимости и перевозить грузы. И если чиновники Министерства транспорта, если они не в состоянии это организовать, мы организуем это сами под эгидой Укрводшляху, поскольку на них государством возложены обязательства по поддержке безопасности судоходства Украины, – отмечает генеральный директор ООО СП «НИБУЛОН» Алексей Вадатурский.
К слову, пару лет назад тендер на проведение дноуглубительных работ уже объявлялся, но не состоялся из-за отсутствия участников. Тогда не было в Украине такой техники, теперь – есть, причем наша, украинская. «НИБУЛОН» давно реализовывает продолжение к лозунгу «Покупай украинское!» – «Делай украинское!». Теперь есть украинская компания, которая может выполнить такие сложные работы по дноуглублению Днепра. Осталось только, чтобы в Мининфраструктуры это тоже поняли и организовали, а не занимались популизмом и агитацией за установку весовых комплексов по территории Украины. Именно возрождение Днепра и Южного Буга – это реальный путь разгрузки дорог от грузовиков, и Министерство должно уже это понять.