Судороги активизма: то ли роды, то ли конвульсии. Как пытались объединить николаевских общественников

Судороги активизма: то ли роды, то ли конвульсии. Как пытались объединить николаевских общественников 14

Вчера, 14 августа, в большом зале Николаевского областного совета состоялась встреча николаевских общественных активистов, уже вызвавшая большой резонанс в городе.

В зале собралось полторы сотни человек, представляющих большинство известных организаций: движение “Николаев SOS”, постоянные оппоненты из общественных формирований “Кордон”, “Захист”, “Бастион” и АДПР, представители ряда уважаемых волонтерских групп, известные активисты из “Демальянса” (Ярослав Захаренко), лидеры нескольких объединений предпринимателей и одиночки, ищущие применения своим силам на общественном поприще.

14 08 rgb 6

Возможно, это самая крупная в истории Николаеве попытка объединить активистов, которая могла бы иметь серьезное значения для региона, в котором ощущается катастрофический даже по украинским меркам дефицит дееспособной власти. Несмотря на то, что пик популярности активистского движения позади, доверия к ним все еще больше, чем к любому органу власти.
Но активистам найти общий язык оказалось еще труднее, чем политикам и депутатам. Почему это произошло и только ли избыток амбиций тому виной?

Собрание открыл Андрей Острев, политтехнолог и ведущий телешоу на областном телевидении, назвавший себя модератором встречи. По его словам, договоренность о таком собрании была достигнута во время встречи председателя Николаевского облсовета Виктории Москаленко с движением “Николаев SOS” после принудительно-добровольной отставки губернатора Вадима Мерикова.
14 08 rgb ostrev2

Было предложено объединить николаевских активистов вокруг одного общественного органа, который смог бы осуществлять функции “обратной связи” и участвовать в контроле деятельности депутатов и чиновников. Причем для большей юридической основательности собрание намеревались провести с соблюдением формальных процедур: с избранием председателя, секретаря и счетной комиссии, под протокол и т.д.

Но очень скоро стало понятно, что в зале встретились как минимум три группы, имеющие совершенно разные представления о целях и ценностях будущего образования.

Первую группу представляли глава “Альянса демократическо-правового руха” (АДПР) Александр Чхайло, которого активно поддержал Вадим Дзугань с единомышленниками из организаций “Захист”, “ЗАЛП” и ряда других. Нужно отметить, что именно эта группа зарегистрировала наибольшее количество участников собрания.
14 08 rgb chgailo
14 08 rgb dzugan

Александр Чхайло представил грандиозный проект создания Общественной экспертной комиссии (Громадської експертної комісії – ГЕК) в составе председателя с двумя замами, девятью (!) комитетами и 57 участниками, которая должна была взять на себя экспертизу всех документов и контроль всей деятельности облгосадминистрации и областного совета – от медицины до инвестиций. Напомним, что сегодня при ОГА уже существует и Региональный совет предпринимателей, и Общественный совет.

Масштабность замысла, как и намерение получить под проект грант в размере нескольких тысяч евро, вызвали категорическое неприятие у другой группы – активистов движения “Николаев SOS”, “Кордона” и ряда их союзников.
14 08 rgb 3
14 08 rgb kordon

Ольга Вербицкая, представленная одним из инициаторов собрания, предложила создать Совет общественного контроля (Рада громадського контролю – РГБ) в составе 15-20 человек, которые должны работать исключительно на волонтерских основах. По сути, РГБ предлагается взять на себя функции “мягкой люстрации”: контроль за деятельностью чиновников и депутатов с правом выражения им общественного недоверия. При этом Ольга Вербицкая заявила, что именно такой проект нашел поддержку и у главы облсовета Виктории Москаленко, и даже у спикера Верховной Рады Андрея Парубия.

Несмотря на многочисленность группы Чхайло-Дзуганя, они проиграли уже первый этап борьбы за контроль за ходом самого собрания. В немалой степени потому, что третья группа (волонтеры Ирина Абрамова, Елена Батынская, Зоя Филиппова, Андрей Ермолаев вместе с депутатом горсовета Светланой Тарановой) поддержали выдвиженца “Николаев SOS” Юрия Пидвышинского.
14 08 rgb 5

Предложение немногочисленных миротворцев просто избрать сегодня некую рабочую группу или согласительную комиссию, которой передоверить определение целей и формат работы будущего Совета или Комиссии, поддержки не нашли. Сторонники проекта Александра Чхайло (АДПР) таяли на глазах, и тогда на трибуну вышел Ярослав Индиков, исполнительный директор филиала НТКУ “Николаевская региональная дирекция”, с резкой критикой в адрес “люстраторов”

Но ни мастерство публичной риторики  Ярослава Индикова, ни повторные выступления Чхайло и Дзуганя настроения оппонентов не изменили. Дмитрий Рябченко, один из лидеров “Николаев SOS” и руководитель ОО “Медицинский контроль и защита прав”, назвал происходящее традиционными приемами рейдеров, заявив, что как раз во время подобных акций он только и видел некоторых из оппонентов.

Нужно признать, что АДПР и “Захист” действительно принимали самое активное участие в нескольких имущественных конфликтах, а по февральской попытке захвата торгово-промышленной палаты все еще продолжается уголовное производство.
Затем Чхайло и Дзугань с остатками своих людей демонстративно покидают зал, заявив, что будут продвигать свой проект самостоятельно.

Еще ранее ушли волонтеры, предприниматели и ряд известных активистов, например Ярослав Захаренко и Дмитрий Удовицкий.

14 08 rgb 12

В зале осталась треть участников, которые перерегистрировались, вновь избрали председателя-секретаря и счетную комиссию и оперативно утвердили Совет общественного контроля (РГБ) в составе 23 человек, куда вошли лидеры “Николаев SOS”, а также несколько АТОшников и активистов из других групп.

Решено также, что этот состав Николаевской РГБ утвержден на полгода, но уже через три месяца он должен отчитаться о проделанной работе и провести ротацию трети состава.

Справедливости ради отметим, что за прошедшие два года в Николаеве уже несколько раз пытались с различной целью использовать потенциал активной общественности, и ни разу объединительные процессы не проходили легко и не давали 100% успеха. Можно вспомнить и попытку создания общеобластного Совета волонтеров, закрепившую раскол этой группы активистов, и масштабный проект Александра Сенкевича с разработкой Стратегии города, позже собравший большую дозу критики, и затянувшийся процесс формирования Межотраслевого совета предпринимателей при горисполкоме.

Поможет ли вчерашняя структуризация всего одного из секторов общественного актива, причем, наиболее радикально настроенного, добиться сколько-нибудь значимого результата? Как ни парадоксально, во многом это зависит как раз от реакции на такой поворот событий сегодняшних и будущих руководителей региона.

14 08 rgb 13
14 08 rgb 4
14 08 rgb 10
14 08 rgb talpa
14 08 rgb 9

Exit mobile version