О реформах и политике, инвестпроектах и безработице, коррупции и несбывшихся надеждах – интервью Інше.ТВ с председателем Николаевской ОГА Вадимом Мериковым.
– Вы были назначены главой Николаевской ОГА летом 2014 года. Как произошло это назначение, и какие задачи перед вами были поставлены в тот момент?
– Я был тогда народным депутатом Украины, и задача Президентом и премьером была передо мной была поставлена одна: сохранить мир и спокойствие в Николаевской области. Для себя я тогда определил три задачи: борьба с сепаратизмом, коррупцией и финансовая стабилизация в области. Считаю, что с этими задачами нам удалось справиться.
Тот период был очень сложным. В области было много пророссийских организаций, которые финансировались и организовывались ФСБ, и это подтверждено спецслужбами. Были попытки угона военных самолетов, были попытки терактов. Но наш Антитеррористический центр, в который я тоже вхожу, отработал успешно и эффективно.
Этот, 2015 год, тоже довольно сложный. Год начала децентрализации. Сложно было и формировать, и защищать бюджет на сессии облсовета. Но вопреки недоверию все наши планы выполнены и перевыполнены. По итогам полугодия мы впервые перераспределили более 40 млн. грн. А в целом в этом году фонд развития области впервые получил более 200 млн.грн. Эти средства использованы на ремонт школ и интернатов, на приобретение школьных автобусов, дорогостоящего медицинского оборудования. В частности, оборудовали реабилитационный центр в областной больнице, который был открыт на днях.
Все происходит открыто и публично, и мы отчитаемся за каждую потраченную гривну. Может быть, мы мало об этом говорим, но, я считаю, это просто наша работа, и не стоит на этом «пиариться». Одно могу сказать: эффект от каждой потраченной гривни тщательно спланирован и перепроверен – нашим финансовым управлением, районными управлениями и министерством финансов. Благодаря этому удалось даже 12 млн.грн. направить и на ремонт местных дорог, хотя этого, естественно, недостаточно.
– Давайте о децентрализации, в том числе финансовой, поговорим отдельно. Расскажите, как удалось оградить область от «Путин, приди». Мы же помним, как все непросто складывалось в Николаеве прошлой весной.
– Очень важно, что более 500 депутатов районных, городских и областного совета проголосовали и поддержали постановление ВР о признании РФ страной-агрессором, а «ДНР-ЛНР» террористическими организациями. Это тоже показатель работы власти. Мы нашли в себе силы и убедили даже тех, которые не убеждались, и 19 районов, 5 городов областного значения, не говоря о поселковых советах, приняли это решение.
Мы разработали и приняли на сессии облсовета «Стратегию социально-экономического развития Николаевской области 2020». Мы подключали экспертов и предпринимателей. В итоге предложений и поправок было больше тысячи. Они касались всего – от морехозяйственного комплекса до социальной сферы. Чтобы было понятно, о чем мы говорим, скажу: в результате реализации этой «Стратегии» в течение трех лет мы можем выйти на такие показатели: средняя зарплата в области должна вырасти в 1,8 раза, средний валовый региональный продукт, в расчете на душу населения, в 2 раза. Пока эта программа выполняется.
Кроме того, благодаря принятой «Стратегии» мы из Фонда государственного развития получили более 65 млн.грн., которые пойдут на развитие нашей области. Например, Арбузинский район и не мечтал достроить Дом культуры, который в этом году будет достроен. И таких проектов не один и не два. В следующем году мы планируем дофинансировать фехтовальный спортзал и стадион, объекты, строительство которых было начато еще в 2012 году. Кстати, в этом году мы были вынуждены оплачивать государственные долги прошлых лет, чтобы не были заблокированы счета.
– На чем и где, кроме морехозяйственного комплекса, зарабатывает Николаевская область?
– Огромный потенциал у аграрного сектора. Сейчас экономят на химии, на транспорте, на качестве посевного материала, на всем. Земля сегодня не является собственностью, многие не имеют долгосрочной аренды на земельные участки. Это расхолаживает людей, они не чувствуют ответственности за землю.
Другая проблема в том, что мы недополучаем от аграрного сектора налогов на землю. Для того, чтобы развязать имеющиеся проблемы, мы создали при ОГА совет аграриев. В него вошли по 2-3 представителя аграрных предприятий и фермеров из каждого района области. Мы общаемся с народными депутатами, ставим и решаем вопросы не только аграрного сектора Николаевской области, но и всей Украины. Это огромный потенциал и потенциальные поступления в бюджеты всех уровней.
Кроме того, сегодня акциз остается на местах, а это более 70 млн.грн. по области по итогам полугодия. И я всегда говорю, что возможности децентрализации, возможности объединения общин открывают самые широкие возможности для развития городов и сел.
– Но насколько эффективно местные общины смогут распорядиться вновь открывшимися обстоятельствами.
– Да, тут есть проблема. Я общался с руководством некоторых сельских советов, которые «проедали» все, что зарабатывали их общины. Деньги уходили на зарплату и содержание аппарата. Я у них спрашивал: ваши избиратели знают, куда идут эти деньги? Молчат. Они привыкли ездить в область с протянутой рукой и просить на все – на ремонт дорог, на содержание детсадов и школ. А от объединения общин мы сможем аккумулировать десятки, сотни миллионов гривень, которые пойдут на развитие сел и городов.
– Если вот таким управленцам дать даже в 10 раз больше денег, толку все равно не будет.
– Управлять деньгами такие люди не будут. Областной совет, и это очень важно, принял план объединения территориальных общин. Из 333 общин будет 28. Сессия облсовета пока утвердила 33. Но я уверен, что будет доработан проект и по Вознесенску, и по Первомайску.
Есть еще очень важные моменты. Важно, что мы приняли программу «Турбота» и отдельной статьей прописали затраты на оздоровление и
лечение демобилизованных. На это выделено около 2 млн.грн., и после моего обращения в городах области выделено еще 2,9 млн.грн. на эти цели. В итоге более 6 млн. грн. будет потрачено на поддержку наших демобилизованных бойцов, не считая вкладов благотворительных фондов и волонтерских организаций.
Около 3 млн. грн. выделено на патриотические программы в школах и вузах. И это очень важно, потому что мы помним, что у нас было в феврале-марте 2014 года, и как пророссийские сепаратисты пытались захватывать здания. Тогда только благодаря николаевцам-патриотам мы смогли отстоять наш город. А план Путина, и это подтверждено спецслужбами, предусматривал раскол Украины, и Николаевская область в этом плане должна была присоединиться к «Новороссии».
Те, кто кричал «Путин, приди», не думали о том, что тут живут люди, и что «Град» не разбирает, кто «ляжет» от его залпов – старые или молодые, сторонники РФ или украинские патриоты.
Поэтому мир и покой в области нужно беречь каждому из нас – представителям власти, народным депутатам, горожанам.
– Украинское сообщество без напоминаний и понуканий доказало, что патриотизм – это естественное проявление самосознания граждан, а помощь армии – первостепенная задача. Однако в последнее время все чаще звучит вполне закономерный вопрос: а в чем проявляется патриотизм власти? Наши граждане ждут конкретных, осязаемых действий. Первое из которых – дать работу тем, у кого ее нет. Сколько, по вашим данным, безработных в Николаевской области?
– В этом плане информация очень разная. От 5-7%. Это официально зарегистрированных. Понимаю, что эти данные очень условны. Мы понимаем, что безработица – это огромная проблема. В «Стратегии 2020» эта задача – создание тысяч рабочих мест – определена. В морехозяйственном, аграрном секторе. В прошлом году мы уже запустили несколько новых проектов. Pepsico Украина открыла цех по производству снековой продукции. Более 100 человек трудоустроены, и это не последний инвестпроект этой компании в нашей области. «Бунге-Украина» планирует вложить в нашу область инвестиций на сотни миллионов долларов, а это более 200 рабочих мест. Компания «Нобел» активно развивается и строит у нас терминал, и это тоже сотни миллионов долларов капиталовложений и создание рабочих мест. Компания «Нибулон», которая презентовала свои инвестиционные проекты – строительство элеваторов в Вознесенском и Очаковском районах.
Николаев и область в стратегическом плане – транспортный хаб. Не просто юга Украины, а всей Украины. Кстати, в «Стратегии» предусмотрена и реализация автомобильного мостового перехода через Южный Буг.
– Все тот же японский проект?
– Да, это долгосрочный кредит под гарантии правительства, с минимальными процентами – 1-3%. Это почти бесплатно. А стоимость проекта – около 10 млрд.грн., по сегодняшним подсчетам.
Кроме того, если мы говорим о привлечении рабочей силы, нельзя забывать еще об одном инвестпроекте «Нибулона» – по углублению Южного Буга для восстановления его судоходности. В этом плане, по поводу проектов «Нибулона», нам важно не только создание рабочих мест, но и то, что мы разгружаем наши автомобильные дороги.
И, конечно же, мы сегодня презентуем дноуглубление БДЛК. Во-первых, мы увеличим грузопоток, во-вторых, получим дополнительные инвестиции, потому что в этом заинтересованы все. Судоходство должно работать круглосуточно.
Мы будем презентовать этот проект совместно с Администрацией морских портов Украины на ближайшем инвестиционном форуме «Николаевщина – надежный партнер», который пройдет 9 октября.
Кроме того, компания «Эвери» вводит в эксплуатацию 5-ю очередь своего терминала, это и рабочие места, и налоги. И НПКГ «Зоря-Машпроект» успешно работает над расширением своего производства. Благодаря коллективу и генеральному директору предприятия Константину Картошкину, который проделал колоссальную работу на международном уровне, чтобы сохранить производственные мощности и переориентироваться на другие рынки, на других заказчиков после разрыва отношений с РФ. Помните, как заводу предрекали крах и банкротство после того, как мы перестали поставлять продукцию в Россию? Но этого не произошло, завод работает, работники получают зарплаты и премии.
Конечно, проблемы есть, и их много. И по энергообеспечению, и по ЖКХ, и по работе коммунальных предприятий области, работу которых я не раз критиковал. Но если годами ничего не ремонтировалось, ничего не строилось десятилетиями, очень сложно за год-полтора кардинально переломить ситуацию.
Есть и объективные, и субъективные причины того, что не все из задуманного получается в намеченные сроки. Например, внедрение электронной системы тендеров. Я открыто заявил, что все равно эта система будет внедрена. Но я, руководитель областной государственной администрации, вижу и чувствую огромное сопротивление. Жутчайшее сопротивление – руководителей структурных подразделений, специалистов, бухгалтеров, которые не хотели отдавать кормушку. На совещаниях хлопали и одобряли: «да, это здорово, это необходимо, мы таким образом уйдем от всех этих проблем». А когда касалось технических заданий и их выполнения, пропадала инициатива, желание, о поручениях «забывали». И все равно электронная система закупок будет, буквально в этом месяце, о чем мы тоже публично отчитаемся. Давид Арахамия, который курирует внедрение системы электронных госзакупок «РroZorro», был удивлен тем, что Николаевская область взялась за этот проект, потому что немногие города и области, как оказалось, в этом реально заинтересованы. Теперь нужно, чтобы районы и города области подключились к этой системе. Я сказал об этом на коллегии, даже попросил мэров городов. Теперь посмотрю на их реакцию. Хотя они все сейчас в избирательном процессе. Но буду требовать.
– Кстати, по поводу мэров городов. Сегодня эксперты предупреждают о том, что децентрализация – опасное оружие в нечестных руках. А руководитель Луганской военно-гражданской администрации Георгий Тука, например, считает, что после децентрализации будет сложнее бороться с кумовством и искоренять злоупотребления местной власти.
– Я так не думаю. Да, мэры стали более независимыми, стали сильными, это правда. У них появились деньги вследствие децентрализации, они ремонтируют дороги и дворы, где десятками лет ничего не делалось. Это хорошо. И я не думаю, что они будут «царьками». Потому что тогда их вынесут.
Вспомните: Янукович остановился на полпути. Начал говорить о реформах, о евроинтеграции, а потом резко остановился. Нельзя людей вести, агитировать, презентовать, рекомендовать, убеждать, а потом разворачиваться совершенно в другую сторону.
А по поводу кумовства…Нет, я не вижу таких рисков. Политические силы, общественные организации будут формировать исполком. Все будет зависеть от местных советов. Депутаты будут решать, какие управления, какая структура управления городом нужна. Так каким образом на это могут повлиять какие-то, чьи-то отношения?
– Например, местный руководитель новосозданной партии ставит условие своим подчиненным или так или иначе зависящим от его решений людям: или ты вступаешь в партию, или клади заявление на стол. И вступают. Бывшие «регионалы», извините, «крепкие хозяйственники» и не самые плохие люди. Им противно, но, во-первых, они хотят работать, во-вторых, они еще не отвыкли от такого метода «агитации» – совсем недавно их точно так же загоняли в другую партию. Так вот, я не говорю о том, что ситуация унизительна сама по себе, хоть до Революции Достоинства, хоть после. Речь о том, что если этих людей сегодня «заведут» в горсовет, используя подобную мотивацию, то завтра точно так же можно «мотивировать» и членов исполкома. Кстати, все говорят, что «Наш край» – это пропрезидентский проект. Это правда?
– Нет. Это неправда. Я четко заявляю: «Наш край» не является проектом Президента. Что касается того, о чем вы сказали, то это неправильно. Я готов встретиться с этими людьми. Никто никого «загонять» в политические проекты не имеет права и не должен. Это глупо и тупо. Одни уже загоняли. А 22 февраля 2014 года мне приносили заявления о выходе из Партии регионов пачками. Уважаемые и не уважаемые люди. Силой мил не будешь. Это все уже было.
– А насколько наша власть понимает, что если она не будет делать того, что обещала, ее вынесут?
– Понимает. Президент чувствует свою ответственность. Во-первых, это самый сильный президент за всю историю Украины.
– В чем эта сила, чем она определяется, в чем измеряется?
– Во-первых, он реально очень много работает для страны. Во-вторых, он первый президент, который не забирает, а отдает власть и реформирует страну. Я сегодня не езжу в Киев, как делали мои предшественники, и ничего не прошу. Нам дают все, что положено, и мы зарабатываем на местах. И он это приветствует и поощряет – пожалуйста, работайте, создавайте сильные общины. Только так население увидит результат – и социальный, и экономический. И он уже есть. Нам говорили: будут долги по зарплатам, долги за газ. А долгов нет, все в порядке. Бюджеты перевыполняются. Бюджет развития области – 200 млн.грн. Для сравнения: в 2013-м – 40 млн.грн., в 2014-м – 30 млн. грн. У Николаева, Вознесенска, Первомайска и т.д. свои бюджеты развития. Поэтому результат есть, он просто не сразу виден.
Николаевская область получила субвенцию более 448 млн. грн., это даст возможность всем, кто имеет право, получить льготы. Уже поступило 65 тысяч 872 заявления на получение субсидий, из них обработано 57 тысяч 169, что составляет 86,8% от количества принятых заявлений.
А по поводу того, что власть не выполнила, то да, мы не побороли коррупцию. Но это тоже объемная проблема, для борьбы с коррупцией тоже нужны реформы. И должны меняться наши чиновники. Но сегодня зарплаты, за которые они работают, не позволяют им жить, оплачивать учебу детей, транспорт. Поэтому они вынуждены искать дополнительную…поддержку. Я обеспеченный человек, пришел из бизнеса. Не завишу от зарплаты, могу себе позволить перечислять ее всю или часть на благотворительность. Но я понимаю, особенно молодых чиновников, которые хотят работать на город, на область, а зарплата настолько мала, что они даже не могут себе позволить обедать в столовой. Вот это страшно.
Сегодня грядет сокращение аппарата ОГА, а все губернаторы выступили с обращением и просьбой – оставить фонд зарплат в прежнем объеме, чтобы можно было перераспределить средства и увеличить зарплаты чиновникам.
– Помню, Тимошенко тоже поднимала зарплаты – судьям. И объясняла это тем, что при высоких зарплатах они не будут брать взятки. И что, помогло?
– Нет. Но я считаю, что параллельно с увеличением зарплат надо взяточников жестче наказывать и даже публично карать.
– Розгами или привязывать к позорному столбу?
– Сделать судебные процессы публичными и жестко потом не допускать к власти, даже на выборные должности. Но и правоохранительную систему нужно реформировать. Чиновник получает 2,2 тыс.грн. и правоохранитель столько же, и им тоже надо думать, как прожить.
– А еще нужно об этом думать врачам, учителям…
– Совершенно верно. Поэтому мы и говорим о том, что борьба с коррупцией должна быть комплексной. И зарплаты должны быть выше у всех. В разы.
– Вопрос – когда? Не знаю, чувствует ли власть – наверху или внизу, что отношение к ней меняется. Нетерпение растет. Слишком много было страданий и крови, и к власти, полученной через такую жертву, совсем другие требования. Ожидания не оправдываются, потому что обещания не выполняются, или выполняются настолько медленно, что у людей уже нет сил ждать. Осознает ли власть, что коррупционные разборки в министерствах, шатания с реформами, конфликты в коалиции – все это дезориентирует людей, отбирает у них последнее – надежду? Надежду на то, что улучшение их жизни – в ближайшей перспективе.
– К сожалению, политические, клановые игры еще имеют место быть. Но они уйдут. Две революцию у нас было, придут молодые политики, которые выберут эволюционный путь.
– Под страхом революции?
– Нет, революции уже не будет. И эти тенденции, которые тормозят наше развитие, уйдут. И Президент, и премьер-министр в одной команде, и это сильная команда. Главное, чтобы мы не сходили «с лыжни». Я верю, что мы сможем сделать все, что задумали, верю в реформы, верю в улучшение ситуации в Украине. Помню, как было в Польше, Чехии, в Венгрии. Нам главное – не сворачивать. Тяжело. Агрессия, война, политическая нестабильность, но главное – не останавливаться. Мы сможем, у нас с вами нет другого выхода.
– Накануне выборов зримо оживились политические силы, и горожане с интересом наблюдают за развитием сюжета. В частности, большой резонанс вызвало назначение руководителей штаба БПП «Солидарность» Давида Макарьяна. Как вы оцениваете это назначение и заявления, которые затем последовали в этой связи?
– Я не хотел бы затрагивать внутриполитические отношения политических сил. Я с уважением отношусь к нашим народным депутатам. С Андреем Вадатурским мы очень много общаемся по разным законопроектам, по проблемам области. И с Давидом Макарьяном у нас конструктивная работа. Как и с Борисом Козырем, и с Александром Жолобецким, и с Александром Ливиком. И с моими друзьями из Народного фронта – Тарасом Кременем и Игорем Бриченко. Мы встречаемся с народными депутатами раз в месяц, многие проблемные вопросы области решаются с их помощью. Поэтому никаких оснований для каких-либо конфликтов среди депутатов нет, потому что цели и задачи у них одни. Они в партии Президента и премьер-министра, в одной фракции, все остальное должно отойти на второй план.
– И напоследок. «Государева служба» – дело не только хлопотное, она может закончиться так же неожиданно, как началась. Если вам скажут «Всем спасибо, все свободны», что будете делать, чем займетесь?
– Я абсолютно спокойно отношусь к такой возможности. Сначала отдохну. Побуду с семьей. Потом буду заниматься бизнесом. И может быть, немного политикой. Но эта мысль меня не пугает. Знаете, когда тяжело – я готов работать. А когда будет легко – пусть работают другие.
Беседовала Оксана Тихончук.