Конфликтная ситуация, сложившаяся в николаевском интернате №5, получила сегодня самое неожиданное продолжение. Напомним, в январе этого года воспитанники интерната, поддерживаемые группой общественников, обвинили руководителя этого учебного заведения Николая Ляшенко в злоупотреблении служебным положением. Николаевские и всеукраинские СМИ много и подробно об этом рассказывали, в итоге было начато уголовное производство, в интернате начались проверки Госфининспекции и Министерства доходов и сборов, а в марте к проверяющим присоединилась и комиссия Министерства образовании. История получила широкий общественный резонанс, а телеканал «Интер» посвятил ей специальную передачу «Касается каждого», главными героями которой были воспитанников, восставшие против директора.
Ярким финалом программы стала встреча участницы программы Иры Пузыревой с нашедшим ее отцом, о котором ни сама девочка, ни две ее сестры, тоже воспитанницы интерната, ничего не знали. Их отцу, который недавно освободился после длительного заключения, в родном селе сказали, что девочки умерли, но знакомый в Николаеве помог разыскать ему дочерей.
На той передаче за воссоединением семьи, за счастливой Ирой и ее плачущим отцом с волнением наблюдал Саша Бондаренко, воспитанник интерната, который находился в студии вместе с ребятами, приехавшими в Киев искать правду и добиваться справедливости. И кто бы мог подумать, что через несколько месяцев уже Саша будет плакать от счастья, потому что отыщет свою маму, а вместе с ней двух братьев, двух сестер, две тети, в общем большую семью, которой ему так не хватало все эти годы.
Саша Бондаренко тоже говорили, что он один на белом свете, что мама его оставила в холле Дома ребенка, потому что родился он больным и недоношенным, всего 1 200 г, с кучей болезней, в том числе ДЦП и гидроцефальным синдромом. Потом еще упал с коляски, и после черепно-мозговой травмы у него начались эпилептические припадки. Поэтому мальчика якобы и бросила мама, и с двухлетнего возраста его определили на полное государственное обеспечение.
Однако мать Саши, Ольгу Николаевну Михальчук, лишили родительских прав только в 2007 году, и это тоже детективная история.
Иск о лишении ее родительских прав подал в Ленинский районный суд Николаева все тот же интернат №5 в лице все того же Николая Ляшенко. Мотивировали иск тем, что мать Сашу бросила в Доме ребенка и больше никогда к нему не приходила, не заботилась, не интересовалась. Свидетельство о рождении Саши Бондаренко, 1993 года рождения, было выдано Нечаянским сельсоветом, отец мальчика в 2002 году умер, мать неизвестно где, по данным областного адресно-справочного бюро УМВД Ольга Николаевна Михальчук на территории Николаевской области не проживает. Суд решил, что иск интерната обоснованный и лишил своим решением Ольгу Николаевну родительских прав.
После этого решения в Сашиной жизни ничего не изменилось – как был сиротой, таким и остался. С помощью добрых людей ему сделали несколько операций, и, несмотря на тяжелые болезни, мальчик рос и развивался. Увлекся рисованием, пробовал разные техники, создавал объемные фигуры из бумаги, и у него, к удивлению окружающих, хорошо получалось.
Все это время его родная мать жила совсем рядом, в Николаеве. И, как она утверждает, была уверена в том, что ее Саша давно умер. И вот сегодня, 20 лет спустя, она встретила своего сына. Мы были свидетелями этой встречи.
Мы можем верить или не верить оправданиям этой женщины, нам важно другое. После долгих лет страданий и скитании по приютам и интернатам Саша Бондаренко обрел семью. Мама пообещала взять в свой дом вновь обретенного сына, и это самое важное. Сегодня Саша учится в Варваровке, в профлицее, это бывшее ПТУ №13, и живет в общежитии. Он окончит лицей через два года и потеряет право на проживание в общежитии. То есть, если бы не это счастливое обстоятельство, через два года Саша остался бы на улице.
Можно было бы поставить точку в этой истории и порадоваться очередному финалу со счастливым концом, если бы не одно но.
Почему Саша нашел родных только тогда, когда стал взрослым и сам занялся их поиском? Почему интернат и вся система социальной защиты таких, как он, с легкостью отсекает их от родителей, какими бы они ни были. Как оказалось, история Саши – не единственная. Его товарищ по интернату Игорь тоже нашел своих родственников сам – по соцсетям в Интернете. Нашла в России, в Воронежской области, свою маму и еще одна воспитанница этого интерната.
Общественники и журналисты, погрузившиеся в эту тему, считают, что интернатам выгодно, чтобы их воспитанники были круглыми сиротами или лишенными опеки обоих родителей. Звучит цинично, но, как утверждают исследователи этой темы, полное государственное обеспечение – это гарантированные деньги. И немалые. А если у детей есть родители, они должны платить алименты на содержание своих детей. И эти алименты на их содержание, даже если платятся добровольно и регулярно, значительно меньше этого самого полного государственного обеспечения. Вот такой бесчеловечный расчет, итогом которого становятся разрушенные детские судьбы, которые потом становятся искалеченными взрослыми судьбами. А проигрывают все. В том числе и государство, за чье полное обеспечение для сирот и пекутся в подобных заведениях.