С момента разгона лагеря сепаратистов, увешавших флагами страны-агрессора и колорадскими лентами памятник героям-ольшанцам и игравших в футбол на могилах героев, прошел год. Сегодня, 7 апреля 2015 года, у многих участников тех событий, исход которых тогда никто не мог предречь, было желание иначе отметить сие славное событие, давшее другой отсчет иной жизни Николаева и не позволившее нашему городу стать анклавом сепаратизма. Но погода внесла свои коррективы. И патриоты, мечтавшие вспомнить о былом на «местах боевой славы», фактически были загнаны проливным дождем в зал облгосадминистрации, где были организованы торжества по случаю Дня борьбы с сепаратизмом в Николаевской области.
Чувства были смешанными. С одной стороны, участникам тех событий хотелось встретиться с друзьями, которые не побоялись тогда ни милиции, ни вооруженных сепаратистов и смели Антимайдан у памятника ольшанцам (как это было, можно вспомнить здесь). С другой стороны, организованные торжества (к которым по режиссерской задумке и исполнению претензий нет – прим.ред.) совсем не вязались с духом событий годичной давности. Слишком еще свежи воспоминания, несмотря на прожитое и пережитое за этот год, – начало войны, первых погибших, активизацию волонтерского движения… Может быть поэтому многие из пришедших сегодня вечером в сессионный зал ОГА постепенно «утекали» отсюда.
Да и не все выступавшие «попадали в тональность»: гнев патриотов, рисковавших своей жизнью 7 апреля 2014 года при полной нерешительности (кто-то назовет это бездействием) власти, вызвало выступление руководителя Центральной районной организации партии «УДАР» Юрия Клименко, помнившего, как милиция помогала в разгоне лагеря сепаратистов. Криками «Ганьба!» встретили эти слова патриоты, а Александр Янцен, бывший тогда лидером Народного ополчения Николаевщины, фактически с трибуны обратился к прокуратуре с просьбой-требованием расследовать события годичной давности и назвать тех, кто отдавал тогда приказ бить патриотов, но не трогать сепаратистов.
О том вечере, плавно перешедшем в ночь, у каждого из участников свои воспоминания. У кого-то воспоминания «вспышками» – почти такими же, как вспышки фаеров – примотанных к баллончикам с газом петард, взрывавшихся с обеих сторон в момент штурма лагеря сепаратистов. У кого-то в памяти мелькают «картинки»: вот пророссийские активисты с «аквафрешевскими» флагами пытаются штурмовать здание ОГА, вот уже появились дубинки с обеих сторон, вот зазвучали первые выстрелы из травматического оружия, а вот уже сметенные палатки, обнажившие нутро Антимайдана, – шприцы, патроны, ножи…
В это трудно поверить, но с того вечера прошел год. И пусть многое изменилось, главное осталось неизменным: Николаев – это Украина.