22 октября на перекрестке улиц Чигрина и Корабелов, напротив ночного клуба «Каприка», произошло ДТП. Сразу же сотрудниками ГАИ был составлен протокол, в котором черным по белому написано, что водитель автомобиля «Шевролет-Нива» Константин Шевцов, нарушил ПДД Украины, проехав перекресток на запрещающий свет светофора и не пропустив двигавшийся на зеленый свет автомобиль Audi Q3. Для ясности уточним: «Шевролет-Нива» – машина патрульно-постовой службы, а в Audi Q3 ехал депутат Николаевского горсовета Сергей Клюс.
Буквально через несколько минут на место ДТП прибыл командир Николаевского батальона ППС подполковник милиции Михаил Мощанец. Сам в прошлом сотрудник госавтоинспекции, Михаил Алексеевич быстро оценил ситуацию и заверил водителя пострадавшего автомобиля, что ущерб, нанесенный его автомобилю, будет возмещен. Правда, свой разговор подполковник начал с угроз в адрес не пропустившего милицейский патруль водителя, но когда узнал, что это не простой горожанин, а целый депутат городского совета, риторика стала мягче. На месте происшествия милицейские чины, а их приехало человек 20, просили депутата накануне выборов в Верховную Раду Украины не придавать широкой огласке инцидент. И, повторимся, заверяли, что ущерб будет полностью возмещен.
– Я был единственным свидетелем этого ДТП, – рассказывает Александр Чернозуб, водитель еще одного автомобиля, двигавшегося по ул.Чигрина со стороны ул. Московская, – если бы не Audi, то врезались бы в меня.
Александр все три часа, пока составлялся протокол, проходило освидетельствование водителей на предмет употребления алкоголя и шли переговоры между потерпевшей стороной и милицейскими чинами, находился рядом. По словам водителя, лично его насторожила фраза командира батальона Николаевской ППС, что денег на возмещение у водителя «Нивы» нет. Как известно, зарплата нижних чинов милиции мягко говоря не высока, около 2,5 тыс. гривен на сегодняшний день. А сама машина вообще не застрахована. Интересно, если бы в ДТП попала незастрахованная не милицейская машина, что ожидало бы ее владельца? Сама по себе езда без страховки – уже неисполнение правил дорожного движения и является правонарушением. А согласно уставу патрульно-постовой службы, работник милиции обязан знать и исполнять Правила ДД. Впрочем, о том, что в нашей стране законы пишутся для кого угодно, кроме «слуг» этих самых законов, писано-переписано.
Можно предположить, что «Нива» ехала на ответственное задание. Согласно правилам ДД, раздел 3, пункты 3.1, водители оперативных транспортных средств в таком случае могут отступать от некоторых требований правил регулирующих дорожное движение. При этом, сама машина с включенными проблесковыми и звуковыми сигналами обязана обеспечить безопасность дорожного движения. Но, как утверждают и водитель пострадавшего автомобиля, и свидетель ДТП, сирена на патрульной машине не была включена, хотя проблесковые маячки согласно Приказу МВД № 131 от 8 апреля 2011 года должны быть включены на всех оперативных автомобилях.
Сотрудники госавтоинспекции, собравшие материалы по факту ДТП, составили протокол об административном правонарушении на водителя патрульного автомобиля, установив его вину в совершенном дорожном происшествии. Следует учесть и тот факт, что оформление ДТП происходило при полнейшем контроле со стороны милицейского начальства, которого там было предостаточно. Есть ли основания не доверять такому протоколу об административном правонарушении?
В результате ДТП, автомобилю Audi Q3 был нанесен ущерб на сумму 112 тыс. 748 грн., независимая экспертиза проведена аварийным комиссаром Ренатом Гариповым.
И вот 20.11.2014 г. суд Ленинского района Николаева, судья Юрий Крутий, рассмотрел дело об аварии 22.10.2014 г. в Заводском районе.
– Такого количества милицейских чинов около здания суда я не видел никогда, утверждает адвокат потерпевшего, – при этом в заседании появились свидетели, которые утверждают, что в момент аварии сирена на патрульной машине была включен, и что это г-н Клюс, пользуясь своим депутатством, позволил себе не пропустить милицейский патруль.
Командир ППС Николаева на заседании суда не присутствовал, но не исключает, что Сергей Клюс мог просто не слышать звукового сигнала патрульной машины, поскольку звукоизоляция в автомобиле Ауди, по его словам, настолько хорошая, что музыка в салоне и разговор с женой могли отвлечь внимание водителя. Правда, почему сирену не слышал свидетель Чернозуб, не понятно. Его, кстати, пока в суд не вызывали. По его словам, он очень хорошо знает именно эту патрульную машину, поскольку живет в Заводском районе, и не исключает, что «ответственное задание» было совсем рядом:
– Кофе они пьют постоянно в кафе чуть выше по Корабелов, – улыбается Александр.
Что касается вопроса, почему автомобиль блюстителей порядка оказался не застрахованным, и именно этот факт стал камнем преткновения в деле о возмещении ущерба, командир пояснил так:
– Все автомобили принадлежат государству в лице автохозяйства УМВД Украины в Николаевской области, и по закону они должны быть застрахованы. Средства должны быть выделены государством, а оно, в силу сложившейся тяжелой обстановки в стране, этих средств не выделяет. Иными словами, только в ППС на патрулирование города не выйдет 15 автомобилей из-за отсутствия страховки!
Кстати, именно ДТП с машиной Сергея Клюса стало прецедентом для того, чтобы УВД изыскало-таки средства и, как заверяет командир батальона ППС, в Николаевском УВД на сегодняшний день все автомобили застрахованы. Чем это поможет пострадавшей стороне в ДТП в опасном квартале Николаева, неизвестно.
Суд перенесен на 10 декабря. По словам адвоката С.Клюса, только после того, как он настоял на том, чтобы судья Крутий (в прошлом сотрудник правоохранительных органов) посмотрел ролик с камеры наружного наблюдения ночного клуба «Каприка», где четко видна картина происшествия, заседание было отложено:
– Иначе бы, уже было бы принято решение не в пользу потерпевшей стороны, – убежден адвокат потерпевшего.
Продолжение следует.