Об опросе, помогающем вычислить диверсантов, рассказал один из его составителей. Бывший минчанин, он живет в Украине с 2003 года. Мужчина участвовал в войне еще в 2014-м. Сейчас служит в территориальной обороне своей области.
С началом войны Вооруженные силы Украины (ВСУ) обратились к белорусам с просьбой составить опрос, который помогал бы выявлять российских шпионов с белорусскими паспортами, рассказывет Наша Нива.
«С его помощью можно понять, шпион это или настоящий белорус. В самой анкете не только языковые вопросы.
Например, человек говорит, что он бежал от режима, жил в Минске. Спрашиваем у него, где там Комаровский рынок. Каждый белорус это знает. С помощью таких вопросов и разоблачали, что он россиянин. И таких случаев очень много. Либо спрашивали, что такое чыгунка или бульба.
Подобные вопросы составлены и для тех, в легенде которых утверждается, что они жили в Бресте или Могилеве. Диверсант из России, конечно, на такие вопросы не ответит», — рассказывает мужчина. Авторы теста из соображений безопасности не раскрывают других вопросов, которые он содержит.
Но российских шпионов выдают и другие детали.
Те, кто выдает им документы, иногда даже не знают, что в Беларуси нет губерний.
«В поддельном паспорте бывает написано, что он выдан полицией какой-то губернии или Полоцкой области. И здесь ошибаются даже два раза.
Сам опрос часто использует патруль. Например, они идут по Львову, спрашивают у человека документы, а он дает белорусский паспорт. И тогда они по опросу проходятся. Если человек отвечает, то вопросов больше к нему нет.
Особенно в марте мы много таких диверсантов поймали, когда была осада Киева. Они сдавались в плен, говорили, что из Беларуси и что документы сгорели. А потом обнаруживалось, что это российский военный».
Возможно, именно из-за таких диверсантов с «белорусскими» паспортами и пошли слухи, что в Ворзеле под Киевом стоял и белорусский отдел.