Воздушные тревоги, ракетные удары, работа ПВО в наших городах — все это, к сожалению, стало частью повседневной жизни граждан Украины. Некоторые из нас уже научились на слух отличать «прилеты» и «отлеты», по силуэту распознавать модификации пролетающих над головой крылатых ракет и знают, чем звук взрыва сбитого беспилотника отличается от разрыва боеголовки.
Единственное, к чему мы еще не привыкли — к сообщениям о смертях мирных украинских граждан, погибших в результате российских ударов «высокоточным оружием».
Такая жизнь под ракетами угнетает многих. Можно даже услышать претензии к украинским защитникам: «Почему не объявили тревогу? Почему не сбили?»
Издание “Думская” рассказала, какими ракетами россия убивает жителей украинских городов, какие возможности для противодействия имеют Вооруженные силы Украины, как работает система оповещения о ракетной угрозе.
С российским ракетным арсеналом все мы лично познакомились в ночь на 24 февраля — в первый день войны враг выпустил по Украине 160 ракет различных типов. Какие они бывают?
БАЛЛИСТИЧЕСКИЕ
Нас обстреливали двумя видами баллистических (квазибаллистических) ракет — «Точка-У» и «Искандер-М». Это так называемые оперативно-тактические ракеты. Существуют еще межконтинентальные, они летят на десятки тысяч километров и предназначены для ядерных ударов по городам и стратегическим объектам в любой точке земного шара. В нынешней российско-украинской войне это оружие, к счастью, не применяют.
«Точки» и «Искандеры» летят на высоте в несколько десятков километров. Туда их забрасывает мощный реактивный двигатель, который разгоняет ракету до колоссальной скорости: «Точка» — до 4000 км/ч, «Искандер» — вдвое больше.
После завершения разгона и отключения двигателя ракета летит по инерции. На финальном участке под воздействием силы тяжести она падает на цель практически отвесно.
Дальность полета оперативно-тактических ракет относительно невелика — до 120 км у «Точки-У» и до 500 км у «Искандера». Нетрудно посчитать, что подлетное время, то есть продолжительность полета даже на максимальное расстояние с момента запуска — буквально две-четыре минуты.
За это время система ПВО должна зафиксировать запуск, опознать цель, определить направление полета, подать сигнал тревоги и начать противодействие — например, выпустить зенитные ракеты.
Счет здесь идет на секунды. Поэтому при атаке баллистическими ракетами сигнал «Воздушная тревога» в лучшем случае поступает за несколько секунд до момента прилета, а иногда даже позже. Обижаться на наших защитников в таких случаях не стоит.
Сбить баллистическую ракету средствами ПВО – весьма непростая задача. Основная часть траектории ее полета проходит на высоте в несколько десятков километров, за пределами максимальной дальности действия зенитных ракет. Поэтому теоретически защитить объект от атаки баллистическими ракетами можно только в случае, если установки ПВО находятся рядом с ним. Увы, прикрыть таким образом всю территорию страны невозможно.
Кроме того, современные баллистические ракеты — «умные». У них есть система радиоэлектронного противодействия средствам ПВО, они выпускают ложные цели, умеют маневрировать на траектории, то есть уклоняться от зенитных ракет.
Что касается точности, ее определяют по параметру «круговое возможное отклонение» (КВО). Если говорить упрощенно, устаревшая и уже формально снятая с вооружения рф «Точка-У» (которую, тем не менее, агрессор активно использует против Украины) попадает в цель с точностью плюс-минус 150 метров, а новый «Искандер» — 5-7 метров. По крайней мере, так было заявлено.
Есть у оперативно-тактических баллистических ракет слабые места. Во-первых, это достаточно дорогое удовольствие, особенно когда речь идет об «Искандерах» — они в разы дороже «точек» и ракет других типов. Во-вторых, их запускают с наземных стационарных и мобильных пусковых установок — вариантов воздушного и морского базирования таких ракет нет.
По Украине «точки» и «искандеры» запускали из россии и Беларуси. Одесскую область обстреливали «искандерами» из временно оккупированного Крыма.
КРЫЛАТЫЕ РАКЕТЫ ВОЗДУШНОГО БАЗИРОВАНИЯ
Кроме баллистических ракет с наземных установок, нас обстреливают с воздуха. Самолеты фронтовой авиации типа МиГ и Су, которые поднимаются в небо с аэродромов в рф и беларуси, могут запускать тактические крылатые ракеты, например X-59 или Х-31, с дальностью полета порядка 100 км. Поэтому наши защитники отслеживают их взлеты и при необходимости объявляют тревогу в северных и восточных областях Украины.
Более серьезной угрозой можно считать стратегические бомбардировщики Ту-95 и Ту-160. Они оснащены ракетами с дальностью полета от двух до пяти тысяч километров. Такой самолет может висеть в воздухе десятки часов, кружить над просторами россии или над морями и держать под прицелом огромную территорию — от Португалии до Японии, от Эфиопии до Канады.
Во время нынешней войны российские стратегические ракетоносцы обычно барражируют над Каспийским морем — оттуда простреливается вся Украина. Поэтому когда вы слышите: «Удар нанесен с Каспия», — это не значит, что запуск был с кораблей. Скорее всего, ракету выпустили с воздуха.
Удары по украинским объектам эти самолеты наносят ракетами Х-555 и Х-101. Это крылатые ракеты, они принципиально отличаются от баллистических «точек» и «искандеров».
Погрузка ракеты Х-555 на стратегический бомбардировщик Ту-95МС
Крылатая ракета — по сути, небольшой реактивный самолет-камикадзе. У него есть крылья, хвост и двигатель, который работает во время всего полета. Он может лететь по сложной траектории, маневрировать, облетать зоны ПВО и атаковать цель с любого направления.
Скорость таких крылатых ракет относительно невелика — до 900 км/ч. На таких скоростях летают обычные пассажирские самолеты. Нетрудно посчитать, что полет ракеты от Каспия до Одессы длится как минимум пару часов.
После фиксации пуска ракеты нельзя с уверенностью сказать, в какую точку Украины она направляется. Поэтому воздушную тревогу приходится объявлять сразу во многих областях и отслеживать маршрут полета. Длиться тревога может часами.
Запуск ракеты Х-101 с бомбардировщика
Отслеживание крылатых ракет — нетривиальная задача. Ее «сверхспособность» — полет на низкой высоте в несколько десятков метров (то есть на уровне крыши девяти- или шестнадцатиэтажного дома), при этом «карандаш» способен огибать рельеф местности. Это компенсирует относительно низкую скорость: обнаружить ракету на такой высоте радиолокатором с земли непросто, а время пролета над головой, в зоне видимости — буквально несколько секунд.
Если крылатую ракету обнаружили и отслеживают, сбить ее вполне возможно. Для борьбы с ними используют ракетные комплексы, включая переносные, истребители-перехватчики и даже зенитную артиллерию. 15 марта в Винницкой области российскую крылатую ракету Х-101 сбили из обычного ручного пулемета Калашникова. Как рассказал наш герой, ракеты регулярно пролетали над ним по одному маршруту, поэтому он смог заранее приготовиться и вовремя открыть огонь.
КРЫЛАТЫЕ РАКЕТЫ НАЗЕМНОГО И МОРСКОГО БАЗИРОВАНИЯ
Крылатые ракеты запускают не только с самолетов. Печально известные в Украине «калибры» россияне запускают с наземных установок из россии, беларуси и Крыма, а также с кораблей, катеров и подводных лодок в Черном, Азовском, Каспийском морях.
«Калибры» — типичные крылатые ракеты. На марше они движутся на дозвуковой скорости — это позволяет лететь на большие расстояния на сверхмалой высоте, порядка двадцати метров, с огибанием рельефа. При подлете к морским целям они способны разогнаться почти до трех скоростей звука. Дальность полета «калибра» — порядка двух тысяч километров, то есть при запуске из любой точки около границы они простреливают Украину насквозь.
В Одессу «прилетает» в основном из оккупированного Крыма и с кораблей. При этом дальность стрельбы не превышает 200-300 километров, то есть подлетное время — 15-20 минут, однако есть возможность отследить запуск. Если подлет такой ракеты вовремя зафиксировать, можно заблаговременно приготовиться к обороне. В таких случаях тревогу объявляют последовательно, в разных областях, по мере отслеживания траектории полета.
В целом, анализируя расположение «красных» областей на украинской карте воздушной тревоги, можно примерно понять, откуда и какие ракеты в нас запускают.
В последние недели Одессу регулярно обстреливают также противокорабельными крылатыми ракетами П-800 «Оникс». Именно ими с высокой точностью разрушили общежитие и убили подростка 2 мая, обстреливали Затоку, Красноселку, аэропорт и другие места в Одесской области.
Изначально «Оникс» проектировали для борьбы с кораблями. Корабль — очень трудная цель. У него на борту есть радиолокационные системы, зенитно-ракетные и артиллерийские установки, его защищают другие корабли эскадры.
Для борьбы с такими целями придумали специальное оружие. «Оникс» — сверхзвуковые крылатая ракета, которая объединила «суперспособность» крытых ракет — полет на низкой высоте и очень высокую скорость на всей траектории, скорее характерную для баллистических — у «Оникса» это 2500-3000 км/ч.
Однако на сверхзвуковых скоростях ограничивается возможность маневрировать и огибать рельеф. В море это не нужно — там можно лететь над волнами на высоте 10-15 метров и не бояться врезаться в холм или в многоэтажку.
В нынешней войне российские противокорабельные ракеты остались без работы, поэтому сейчас ими обстреливают цели на берегу.
Военно-морские специалисты рассказывают: подлетающую крылатую ракету с корабля обнаружить непросто. Из-за той самой пресловутой кривизны земной поверхности корабельные средства могут увидеть ее примерно за 15 километров. «Калибр» пролетает это расстояние примерно за минуту, а «Оникс» — за 20 секунд. Собственно, при обстреле наземной цели столько времени и остается, чтобы подать сигнал тревоги и отреагировать на угрозу.
Гораздо проще заметить летящую ра низкой высоте ракету с воздуха, с разведывательного самолета, а еще лучше — со специального самолета дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). Это такие большие крылатые машины, как правило, на базе гражданских лайнеров, с огромной круглой антенной-«тарелкой» сверху. Они могут часами кружить в небе на большой высоте, отслеживать пространство в сотни километров вокруг и передавать данные истребителям и зенитчикам. К сожалению, у нас такой техники нет.
Поэтому не стоит обвинять наших защитников, когда сирена включается в момент взрыва или после него. В конце концов, ваши дома обстреливают не они.
БЕСПИЛОТНИКИ
Помимо ракет, частыми незваными гостями в украинском небе стали вражеские БПЛА — беспилотные летательные аппараты. В последние дни мы регулярно узнаем, что наши защитники сбили очередной «Орлан» или «Форпост».
Беспилотник оперативно-тактического уровня — это небольшой легкий винтовой самолет, который способен долгое время находиться в воздухе. Они занимаются разведкой, целеуказанием и корректировкой огня артиллерии, могут ставить помехи, чтобы «ослепить» нашу ПВО. Появление беспилотников в сотнях километров от передовой может говорить о подготовке ракетного удара.
Существуют ударные беспилотники — они способны атаковать воздушные и наземные цели. Пример — украинский «Байрактар». Для ударов по объектам в глубине украинской территории россияне свои ударные БПЛА пока не применяли.
Разведывательных беспилотников у наших врагов, как блох, но сбивать их все равно нужно. На БПЛА стараются не тратить дорогостоящие зенитные ракеты — обычно в первую очередь ими занимается зенитная артиллерия. Поэтому если вы слышите частые выстрелы и разрывы над головой — значит, это наши зенитчики отстреливают очередную «птичку», которая высматривает, куда бы ударить. В такой ситуации лучше не находиться на открытой местности — на вас могут свалиться обломки.
Типичный российский беспилотник после приземления в Украине
Это же касается и самолетов. Если они кружат над Одессой — это наши, потому что чужие в небе над городом долго не проживут. Украинские самолеты выполняют боевые задачи — ищут и отстреливают беспилотники и вражеские ракеты. Опасаться их не стоит, а вот осколки и обломки сбитой вражеской техники могут падать, дай Бог нашим защитникам здоровья и долгих лет. Поэтому лучше пройти в убежище, даже если тревогу и не объявляли.
ЧЕГО ОНИ ДОБИВАЮТСЯ?
Что хотят и чего могут добиться россияне ракетными обстрелами украинских городов? Какие цели они преследуют?
Давайте вспомним историю. Во время Второй мировой войны гитлеровцы обстреливали баллистическими и крылатыми ракетами города Британии, Франции, Нидерландов. Насколько эффективными было это «супероружие»?
В 1944 году нацисты разработали крылатые ракеты Фау-1 (V1). Даже по сегодняшним меркам их характеристики выглядят весьма внушительно: дальность 280 км, скорость 650-800 км/ч, масса боевой части — 700-1000 кг (для сравнения, у «Калибра» — 450 кг).
За год в Германии изготовили 25 тысяч (!) таких ракет. С июня 1944 года по Британии выпустили 10,5 тыс. Из них 3200 долетели до острова, 2419 упали на Лондон. Жертвами Фау-1 стало более 24 тысяч британцев — 6184 убитых и 17981 раненых.
Были у нацистов и баллистические ракеты Фау-2 (V2), тоже вполне серьезные даже по современным меркам. Дальность 300 км, высота полета 80 км, масса боеголовки — 1000 кг (для сравнения, у «Искандера» — 480 кг). Нацисты успели изготовить 4000 таких ракет.
За шесть месяцев, с сентября 1944 по март 1945-го, гитлеровцы выпустили по Британии 1359 «Фау-2». 1054 долетели до острова, из них 517 взорвались в Лондоне, убили 2724 человек и тяжело ранили 6467.
Помогло ли нацистской Германии их «вундерваффе»? Стало ли оно «оружием возмездия», как говорил Гитлер? Нет. Немецкое «супероружие» не решило ни одной военной задачи. Британия не вышла из войны, союзники не остановили наступление.
Точность немецких ракет была катастрофически низкой. Напрмер, Фау-2 обычно отклонялись на плюс-минус десять километров. Получается, они были пригодны для стрельбы по целям размером с Лондон и эффективны разве что для убийства мирных людей. В итоге их применение стало только еще одним преступлением нацизма.
Современные российские ракеты считаются «высокоточным оружием» — по заявлением, круговое отклонение составляет несколько десятков и даже единиц метров. В теории это позволяет наносить хирургически точные удары, исключить потери мирного населения и решать боевые задачи минимальным количеством запусков.
Но это только в теории. Практика нынешнего этапа российко-украинской войны показывает, что российское ракетное оружие не такое уж и высокоточное. Несмотря на бравурные отчеты российского командования об уничтоженных «логистических центрах» и «штабах националистов», ракеты регулярно поражают жилые дома, шиномонтажные мастерские, административные здания, сельхозпредприятия и другие объекты, которые никак нельзя назвать военными.
С чем это связано? С низким качеством российского вооружения? С дутыми цифрами в технических характеристиках? С устаревшими российскими картами и некачественными разведданными? Или, может, они специально стреляют по жилым домам, общежитям и монастырям? Кто знает…
В любом случае, сегодня российские ракеты в Украине, с их, с позволения сказать, «точностью» — это снова, как в 1944 году, оружие запугивания мирного населения. Несмотря на все российские заверения и пропагандистские лозунги, «прилететь» может куда угодно.
«ЗАКРЫТЬ НЕБО»
Скажем сразу: систем противовоздушной обороны, которые могли бы гарантировать стопроцентную защиту и полную безопасность, нет. Собственно, такая задача обычно и не ставится: как говорят зенитчики, «ПВО не защищает, ПВО прикрывает».
Противовоздушная оборона ориентируется на охрану важных военных, промышленных, политических объектов — например, штабов, колонн на марше или позиций войск. О защите всей территории страны, там более крупнейшего государства Европы, речь не идет.
Полным закрытием больших территорий занимались в Израиле — там объектами ракетных ударов регулярно становятся жилые кварталы. Но даже система «Железный купол», специально предназначенная для защиты от неуправляемых ракет малой дальности, перехватывает только 85% воздушных целей.
Думаю, читателям уже очевидно: призывы «закрыть небо» к нашим западным партнерам вряд ли можно наполнить какой-то конкретикой без размещения непосредственно в Украине самых современных и эффективных средств, причем в большом количестве. Внешними силами, например зенитными комплексами из Польши или Литвы, невозможно сбить баллистическую ракету, которая летит из Белгорода в Харьков, или крылатую, летящую на высоте десять метров над водой из Севастополя в Одессу.
Давайте будем реалистами. Современное ракетное оружие, которые применяют против нас, специально разрабатывали для преодоления самых современных средств ПВО. До неданего времени «калибры» и «искандеры» вообще считались неуязвимыми. Но наши защитники их сбивают.
Поэтому каждая сбитая ракета — это результат напряженной и героической работы украинских зенитчиков. Напряженной, потому то это тяжелый труд. Героической, потому что системы ПВО – первые в списке целей для ракетных ударов.
Поэтому — прислушиваемся к сигналам тревоги, вовремя переходим в убежища. И не забываем благодарить наших защитников — за сигналы тревоги, за каждую сбитую ракету, за каждый «приземленный» беспилотник.
А нынешние массированные ракетные обстрелы Украины уже стали еще одним тяжким преступлением путинской России, за которое обязательно придет расплата.
Автор — Сергей Дибров