Жители поселка Ольшанское Николаевской области протестуют против открытия мини-завода по переработке медицинских отходов. Люди утверждают, что предприятие наносит вред окружающей среде и жителям поселка.
Об этом шла речь во время встречи ольшанцев с представителем компании и поселкового совета в пятницу, 21 августа, передают НикВести.
Недавно под Ольшанским на территории бывшего гидролизного завода установили цех по переработке медицинских отходов. Люди начали жаловаться на вонь, головную боль и густой черный дым. Они настоятельно требуют, чтобы цех убрали с территории их громады.
В ООО «Екологічні переробні технології» (ER-tec) отмечают, что отходы еще не сжигаются, предприятие оформляет необходимые разрешительные документы, а сам процесс вредить окружающей среде не будет.
В пятницу, 21 августа, десятки ольшанцев пришли к поселковому совету, чтобы выразить протест, и принесли сотни подписей, собранных против работы мини-завода. Руководство ОТГ организовало встречу с заместителем директора компании ER-tec Александром Милютиным.
Место для строительства цеха, по словам представителей компании, было выбрано из-за удобной логистики и наличия промзоны на расстоянии около 4 километров от жилого массива. Медотходы сюда планирую возить из Николаевской, Одесской и Херсонской областей.
— Медицинские отходы — это все отходы, которые образуются в больницах, к примеру, халаты, перчатки, памперсы и т. п. Согласно приказу Министерства здравоохранения № 325, они должны быть утилизированы путем сжигания с соблюдением соответствующих температурных режимов для каждого вида отходов. Наше предприятие занимается этой деятельностью уже 10 лет. У нас есть печь во Львове. Печь, которую мы поставили в Ольшанском, — единственная подобная в Украине. Она была изготовлена на итальянском заводе For. Tec., имеет все сертификаты. Данная печь может использоваться даже в городах, то есть не в промзоне, как в нашем случае, — утверждает Александр Милютин.
Предприятие находится на этапе получения разрешительных документов, заключается договор с Министерством экологии. Именно оно должно назначить дату общественных слушаний.
— Мы собрали все замечания, они должны быть внесены к тексту оценки воздействия на окружающую среду. Мы обратились в поселковый совет официальным письмом, собрали замечания, они будут учтены, — говорит Александр Милютин.
В ER-tec утверждают, что печь не работает. Говорят, несколько раз ее включали, чтобы проверить и настроить оборудование. Это происходило по скайп-связи с итальянскими производителями.
— К сожалению, из-за карантинных ограничений в связи с коронавирусом они не могут приехать и сделать все сами. Мы запускали оборудование, общаясь по скайпу. Но все-таки будем настаивать на том, чтобы итальянцы приехали сюда.
По словам Александра Милютина, в печи ничего не сжигали, а работала она несколько дней по 5-6 часов. Он рассказывает, что в цех приезжала инициативная группа, которой показали оборудование.
— В технических параметрах печи указано, что камера дожига может давать температуру от 1100 градусов. Одной из претензий людей было то, что диоксины (очень токсическое вещество, которое выделяется при сгорании пластика, — прим.) не сгорают при температуре 1100, она должна быть от 1200 градусов. Наша печь может давать до 1500 градусов. Мы должны провести еще одни тестовые испытания, пригласить людей, показать — смотрите, 1200 градусов есть, — сказал он.
Люди, пришедшие в постсовет, не верят, что предприятие будет работать, соблюдая все нормы, и опасаются за свое здоровье. Ольшанцы жалуются на дым, головную боль, першение в горле и химический запах.
Представители компании и некоторые жители поселка возражают — вокруг Ольшанского часто горят торфяники и камыш. Также работает цементный завод.
Также часть людей утверждает, что печь включали не несколько раз. По их словам, дым из трубы идет часто и даже ночью, а на территорию завода регулярно заезжает грузовой транспорт. Ольшанцы предполагают, что отходы уже свозят на предприятие.
— Торфяники горели месяц. Мы знаем этот запах, как и запах, когда горит сухостой. Это другое — была сильная вонь, едкая, похожая на пластик. Днем духота, а вечером невозможно окна открыть из-за этой гари. Не надо делать из нас дураков, — говорит одна из местных жительниц.
Представители инициативной группы рассказали, что даже вызывали полицию, увидев ночью дым из трубы цеха. По их словам, правоохранители открыли уголовное дело.
Больше всего люди возмущены тем, что цех уже построили, хотя общественных слушаний еще не было. Выяснилось, что земля, на которой обустроили мини-завод, давно находится в частной собственности.
— Экологическая сторона вопроса вызывает обеспокоенность у всех. Но об этом будет уместно говорить после того, как предприятие получит оценку экологического воздействия. Тогда будут назначены общественные слушания и можно будет говорить о том, будет ли этот цех работать. Что касается громады, конечно, это рабочие места, поступление налогов в бюджет ОТГ. В этом году мы много потеряли — у нас закрыли исправительную колонию № 53, то есть около 4,5-5 миллионов гривен мы в бюджет не получили. У нас закрыли нефтеперекачивающую станцию, опять же, около миллиона дохода в бюджет мы не получили. Идет сокращение областной психиатрической больницы № 2 (в селе Сапетня Ольшанской ОТГ, — прим.). Плюс коронавирусные налоговые каникулы. Мы пытаемся искать, привлекать инвесторов, чтобы развивалась промышленность, людям было где работать, молодежь не уезжала из поселка. Но, опять же, экологический вопрос здесь должен стоять на первом месте, — рассказал журналистам глава Ольшанской ОТГ Сергей Новак.
Местные жители считают, что никакие поступления в бюджет не стоят здоровья и в экологичность производства не верят.
— Как можно было строить завод в поселке, не спросив у жителей громады? Здесь жить нам, нашим детям, дышать этим. О каком развитии можно говорить, о каких налогах? Для кого ремонтировать детсады и строить площадки, если мы все вымрем? — возмущаются ольшанцы.
Одна из местных жительниц принесла на собрание бутылку со смывом из окна своей квартиры. Говорит, такая грязь появился после тестирования печи.
В ER-tec предалагают оплатить услуги лаборатории, которая приедет и сделает смывы, проведет анализ. Также планируют привлечь государственные и частные компании для замеров состава воздуха до начала работы печи, во время и после — на разных расстояниях от цеха, при необходимости установить фильтры на трубу.
Однако люди не согласны. Единственное их условие — убрать завод с территории громады. Люди настроены категорично, отступать и идти на компромиссы не собираются — если цех не уберут, грозятся даже сжечь его.
Ранее сообщалось, как в Очакове сотни использованных шприцов “утилизировали” в колодце
В Николаевском противотуберкулезном диспансере с 2010 года работает пиролизный инсинератор, в котором уничтожают биомедицинские отходы как самого диспансера, так и лечебных учреждений, заключивших с ним договор.