В конце февраля на Кинбурнской косе, после ураганного ветра, море вынесло на берег останки людей. Ученые предполагают, что это могут быть французские воины периода Крымской войны 1855-1856 гг.
Василий Чаус, начальник отдела науки Национального природного парка «Белобережье Святослава», в своей статье на «Очаковском портале» упоминает заключительный эпизод Крымской (Восточной) войны – штурм форта Кинбурн в октябре 1855 года объединенной эскадрой английского и французского флота.
В состав флота впервые в военной истории человечества были включены три броненосных корабля, которые эффективно прошли боевое испытание. О битве новых военных технологий, ведущие мировые средства информации того времени писали на протяжении почти 10 лет, а фотограф Жан Батист Дюран-Браже сделал снимки разбомбленной Кинбурнской крепости.
От жителей старшего поколения Кинбурнской косы поступала информация, что в районе бывшего форта Кинбурн находились кладбища дореволюционного периода. Некоторые фрагменты захоронений и сами надгробные плиты, по словам старожилов, встречались еще в начале 70-80-х годов прошлого столетия. Информацию подтверждали, так называемые «черные археологи», но место захоронения никто не указывал точно.
Борис Чаус рассказывает, что голодные оккупанты пытались наловить рыбы на покрытом льдом Днепро-Бугском лимане (судя по фотографиям и описаниям и зима в тот период была ранняя и суровая), но казаки им в этом успешно препятствовали. Пытаясь прокормиться, так как провиант подвозился достаточно редко, они отстреливали птиц на море и выкапывали ежей из зимовальных нор. Следующей проблемой пехотинцев гарнизона стало то, что они не успели к зиме восстановить разрушенные ими же казармы. Для жилья солдаты вырывали в песочных массивах что-то вроде землянок, накрывали их навесами из камыша и парусины. Но учитывая глубину залегания вод в этом месте – а здесь она не более 1-1,5 метра, можно считать, что такие хранилища были достаточно некомфортные и влажные, а это крайне пагубно на открытом для резких ветров, равнинном пространстве Кинбурнской стрелки.
Солдаты умирали от голода, холода и болезней. Примерно в 200 метрах от западного вала Кинбурнского форта было определено место под кладбище. Сначала это были одиночные захоронения, но потом в январе 1856-го года начался тиф и появилась первая братская могила. Учитывая критичность ситуации, 15 февраля 1856 года была проведена эвакуация солдат с помощью фрегата «Агамненон», который принял на борт остатки Кинбурнского оккупационного гарнизона. За три месяца строгой зимовки холод и болезни унесли жизни 119 солдат и офицеров. Через некоторое время, в Париже 30 марта 1856 года был подписан мирный договор, согласно которому Российская империя вынуждена была отказаться от Черноморского флота и крепости Карс. Некоторые крепости и форты, среди них Кинбурн, должны были быть просто ликвидированы.
– В 2005 году, имея только такого рода свидетельства письменных источников, мною были направлены письма в посольства Великобритании и республики Франция о наличии захоронения вблизи бывшего форта и необходимости увековечения памяти о погибших. В ответах военных атташе дипломатических представительств Великобритании сообщили о том, что сведений о захоронении граждан Англии на Кинбурне нет. Представители посольства Франции также утверждали, что в отделе архивно-исторической службы Сухопутных войск в городе Венсан свидетельств об указанном захоронении также нет, – рассказывает Василий Чаус.
В наличии краеведов только два документа переписки управления госпиталей Кинбурнской комендатуры хозяйственного характера. Понятно, что они менее интересны, чем документы, которые могли бы касаться главного – сведений о захоронении граждан Франции, возможно Италии (королевства Сардинии) в количестве не менее 100 человек. Согласно описанию известного николаевского краеведа Сергея Гаврилова, который, опираясь в свою очередь на доклад 1857 года военному губернатору Г. И. Бутакову, утверждал, что в результате суровой зимы здесь погибло и соответственно было здесь похоронено около 119 воинов – граждан Франции и Сардинии из гарнизона форта.
Василий Чаус пишет, что подтверждение достоверности этого факта из литературных источников стало бесспорным, когда после шторма в зимний период 2011-2012 годов, на расстоянии не более 5 метров от берега Черного моря, в воде, ему лично пришлось наблюдать останки людей.
– Размещены останки не хаотично – а рядами, некоторые из них достаточно хорошо сохранились, присутствует весь человеческий скелет. После проведения дальнейших опросов граждан и собственных находок на этом участке, с полной уверенностью утверждаю, что в течение зимы 1855-1856 годов на территории Кинбурнской стрелки, на расстоянии от 300 до 400 метров от западного вала бывшей Кинбурнской крепости похоронены именно граждан Франции и Италии – на то время королевства Сардинии. Главным свидетельством национальной принадлежности захороненных являются находки в этом месте пуговиц с эмблемами подразделений французских войск и воинских подразделений Сардинского королевства, нательные крестики католического обряда, – рассказывает ученый.
По его словам, новые находки, собственные наблюдения позволили более аргументировано повторно обратиться в посольство республики Франция в Украине. Обращение было рассмотрено, поддержано и сейчас проводится дополнительный поиск сведений в архивах Франции.
– Отсутствие конкретных действий посольства Франции в этом вопросе в течение почти двух лет, побудили меня заявить координатору от французской стороны, что, если не будет никаких действий со стороны посольства, я буду вынужден обратиться с жалобой на вашу бездеятельность новоизбранному Президенту Франции Эманнуэлю Макрону. Ответ: «Это ваше право» и после этого наше взаимовежливое общение прекратилось… Стало понятно, что для европейских бюрократов нужны более веские аргументы, а не твои эмоции. Эти аргументы нам предоставила сама природа, когда после штормового ветра, в феврале 2020 года на Кинбурнской косе волна согнала полуметровый слой песка и местный фотохудожник Онищук Андрей снял видеосюжет, и несколько фото останков воинов, о которых пока забыло их Отечество, – добавил Василий Чаус.
Читайте: На Николаевщине нашли захоронение немецких солдат времен Второй мировой войны