Уровень загрязнения воздуха в Николаеве выше, чем в Кривом Роге, известном выбросами в атмосферу металлургических гигантов.
Самый грязный воздух в Днепре и Мариуполе, затем идут Одесса, Николаев и Кривой рог.
Такие данные приводит НВ, опубликовавшее карту загрязненности воздуха в городах Украины.
С общественным активистом Павлом Калюком НВ встречается на столичном Подоле. От того, что дороги тут узкие и брусчатые, автомобили тянутся бесконечной газующей вереницей. «М-да, уже 63. Это при норме 50», — вздыхает Калюк, озабоченно поглядывая на экран небольшого устройства.
Это портативная система мониторинга качества воздуха, поясняет Калюк. А цифра на экране обозначает общий индекс загрязнения воздуха. В данном случае показатель зависит от концентрации микропыли — невидимых последствий активного автомобильного трафика, интенсивного строительства и неэкологичного производства.
«Сейчас уже все не так страшно, — признает Калюк. — А когда был смог в октябре, показатели неделю держались выше 100. А в некоторые дни и выше 150»
Активист рассказывает, как пару лет назад во время очередной волны осеннего смога стал чувствовать недомогание и учащенное сердцебиение: «Я даже проверял сердце. Думал проблема во мне. Оказалось, нет».
О том, что качество воздуха в украинской столице, как и во многих других городах страны, оставляет желать лучшего, в один голос говорят экологи и медики. Это подтверждает глобальная система Airvisual, которая собирает данные со спутника и датчиков по всему миру: Украина по итогам 2018‑го по среднегодовой концентрации микропыли в воздухе заняла 49‑е место в рейтинге из 73 стран. Однако бывают дни, когда украинская столица поднимается и на 15‑ю позицию, подчеркивают экологи. И тогда ситуация здесь лишь немногим лучше, чем в лидирующих Дели или Кабуле, и в разы хуже, чем, например, в Осло или Хельсинки.
Хотя не только микропыль отравляет жизнь в украинских городах. Свою опасную лепту вносят химические выбросы и вредные соединения: по данным Укргидрометцентра, в первом полугодии 2019‑го наихудшая ситуация в стране была в промышленных центрах — Днепре и Мариуполе. Тут стабильно превышены показатели по формальдегиду, диоксиду азота, фенолу, фтористому водороду, оксиду углерода и даже по оксиду железа. Ими щедро «одаривают» горожан предприятия-загрязнители, рейтинг которых ежегодно составляет Министерство энергетики и защиты окружающей среды. Лидер этого рейтинга — Мариупольский меткомбинат, который до сих пор носит имя Ильича.
Этот воздушный коктейль катастрофически сказывается на здоровье соотечественников, уверены врачи. «Плохое качество воздуха может привести к целому ряду заболеваний органов дыхания: бронхиты, бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких, — поясняет терапевт клиники Intosana Андрей Артеменко. — Также это усугубляет ишемические болезни сердца и артериальную гипертензию». По тем же причинам украинцы подвержены синдрому хронической усталости, а также онкологии.
Совсем не звездная пыль
По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире из‑за загрязненного воздуха умирает 7 млн человек. Над этими печальными цифрами украинцы всерьез задумались лишь пару месяцев назад, когда страну накрыл аномальный смог.
Первыми панику подняли киевляне. Пока чиновники объясняли аномалию обычной осенней инверсией (природное явление, когда из‑за перепада температур в атмосфере продукты жизнедеятельности города не могут подняться и рассеяться), пользователи соцсетей жаловались на проблемы с дыханием и обострение аллергий.
«Субъективно воздух казался тяжелым», — вспоминает киевлянка Елена Ливинская. Она, как и многие киевляне этой осенью, установила дома станцию мониторинга качества воздуха отечественного производства и теперь ежедневно следит за ее показателями. Этот небольшой прибор отслеживает концентрацию в воздухе мелкодисперсных частиц, которые чаще всего являются продуктом горения — результатом сжигания листьев, работы автомобильных двигателей и промышленных производств. Причем, в отличие от обычной пыли, эти частички настолько мелкие, что не видны человеческому глазу и часто оседают в осеннем тумане.
Такая микропыль легко попадает в легкие, где она тут же всасывается в кровь. «Организм не в состоянии вывести такое количество „мусора“, он откладывается на стенках сосудов и в соединительной ткани, — предупреждает Артеменко. — Результат — сужение просвета сосудов и затруднение тока крови».
Вдобавок сажа является отличным сорбентом, на нее легко «садятся» химикаты вроде оксидов азота и серы. «Затем эти соединения растворяются в крови, повреждая стенки сосудов, приводя к артериальной гипертензии и гипотензии, ишемической болезни сердца», — подводит невеселый итог доктор.
Тем временем Госстат публикует неутешительные данные: от болезней дыхательных органов украинцы страдают чаще, чем от других недугов, их фиксируется около 12 млн случаев в год. И эта цифра растет: в 2014‑м от таких заболеваний страдали более 11 млн соотечественников.
В целом специалисты считают любое количество микропыли в воздухе опасным. Хотя, согласно европейским и американским нормам, при показателе до 50 воздух для людей еще является приемлемым, до 100 — умеренно загрязненным, а вот уже при показателе от 100 до 150 единиц стоит волноваться людям с болезнями дыхательных путей, а когда приборы показывают больше 150 — такой воздух опасен для всех.
Эти цифры — суммарный индекс микропыли — показывают приборы как отечественного, так и иностранного производства. Некоторые из них являются частью системы общественного мониторинга Saveecobot, передающей данные в единую сеть и генерирующую экокарту страны. За изменениями показателей в режиме онлайн может следить каждый желающий с любого гаджета.
Инициаторами этой идеи выступили экоактивисты из Днепра, которые годами сражались с выбросами на локальном уровне и собрали для замеров состояния воздуха собственный прибор. «В таких случаях говорят: в одно утро они проснулись знаменитыми, — шутит один из его создателей Артем Романюков. — Количество пользователей [портала Saveecobot] за неделю смога в октябре выросло с 10 тыс. почти до 40 тыс.».
Узнав реальную картину состояния воздуха родного города, киевлянин Виталий Оноприенко два года назад стал носить специальную многослойную маску-респиратор, фильтрующую микропыль и микробы. Тогда многие посмеивались над ним, однако этой осенью все изменилось: во время большого смога Оноприенко завалили вопросами желающие купить такое же средство защиты.
В итоге ажиотаж помог ему найти инвесторов для запуска бизнеса по продаже масок. «Партию уже получили, — улыбается Оноприенко. — 50 масок выкупили по предоплате».
Вся таблица Менделеева
«По сравнению с нами Киев — просто Мальдивы», — не скрывает эмоций Максим Бородин, экоактивист и житель Мариуполя. Именно этот город стабильно попадает в топ самых загрязненных в стране. Тут на каждом квадратном метре пыхтят заводы — Мариупольский меткомбинат имени Ильича, меткомбинат Азовсталь и Мариупольский коксохим. Первый, по данным Министерства энергетики и защиты окружающей среды, в 2018‑м выбросил в атмосферу рекордные 226 тыс. т отходов, превысив свои же прошлогодние «достижения». Азовсталь также вошел в десятку лидеров с выбросами в 88 тыс. т.
Мариупольские активисты осведомлены об экологических антирекордах своего города, более того, они уверяют, что реальные цифры гораздо больше, так как данные о выбросах предприятия в госорганы предоставляют сами.
«Смог — дело для Мариуполя обычное», — продолжает Бородин. Если в столице показатель по микропыли колеблется в пределах 50−70 единиц, то в здешних промзонах эта цифра может прыгать до 300. Да и состав частиц, загрязняющих воздух, содержит всю таблицу Менделеева.
«У нас это в основном частицы металла, оксиды железа, цинк, кадмий», — перечисляет Бородин.
Почти такими же составляющими насыщен воздух Днепра.
«В Днепре нет такого района, где поблизости не было бы промзоны или куда бы не попадали выбросы ближайшего предприятия», — рассказывает житель города Геннадий Кириченко. По его словам, оранжевым дождем и пылью цвета апельсин здесь уже никого не удивишь.
А в последнее время местные жители озабочены желтоватым цветом воздуха, раздражающим слизистые глаз и носоглотки. Известны активистам и главные виновные — Приднепровская ТЭС, а также Днепровский металлургический завод.
Впрочем, на предприятиях говорят, что о проблеме знают и даже готовы инвестировать в ее решение немалые суммы. К примеру, в Метинвесте, в структуру которого входят мариупольские меткомбинаты имени Ильича и Азовсталь, озвучивают цифру в $670 млн. Именно столько там готовы вложить в экологические проекты до 2025 года.
Так же предметно оперируют цифрами и в Кривом Роге. Парамжит Калон, гендиректор здешнего крупнейшего предприятия АрселорМиттал Кривой Рог, оказавшегося на втором месте в рейтинге грязных промышленных объектов, на вопрос НВ о выбросах отвечает, что предприятие уже начало реализовывать три экологических проекта общей стоимостью $250 млн.
«По сравнению с 2007 годом [теперь] на 48 % сократились выбросы в атмосферу, — рассказывает Калон. — А через четыре-пять лет мы планируем достичь по уровню выбросов таких же показателей, как у предприятий во Франции и Бельгии».
Официальная статистика подтверждает слова топ-менеджера: за последний год предприятие снизило выбросы почти на 55 тыс. т и потому опустилось на вторую позицию в рейтинге загрязнителей.
Облачный атлас
В мировой гонке за чистым воздухом Украине, увы, похвастать нечем. По версии глобальной базы данных Numbeo, в список из 288 самых загрязненных городов планеты попали четыре украинских мегаполиса — Днепр (40‑е место), Киев (108‑е), Харьков (140‑е) и Львов (154‑е).
А все потому, что иностранные туристы низко оценили качество здешнего воздуха, прежде всего из‑за высокой загазованности.Читайте также:
Специалисты считают такую оценку справедливой и подчеркивают: украинские города заполнены большим количеством старых автомобилей с нещадно отравляющими атмосферу двигателями. Именно они сейчас особо популярны у небогатых автолюбителей: объем продаж б / у машин в этом году вырос в четыре с половиной раза. И хотя в немалой степени такому скачку способствовала легализация «евроблях», завезенных в течение почти трех лет, тенденция налицо, подчеркивают специалисты.
Экоактивистов такая динамика ужасает. «Евробляхи, которые не допускаются на дороги даже в Польше из‑за того, что они не проходят сертификацию Евро-5 и Евро-6, завозят сюда, — констатирует Оноприенко. — А они коптят больше». Повышенный уровень углекислого и угарного газов в воздухе, по словам врачей, приводит к хронической слабости, сонливости и головным болям.
Эта проблема неведома жителям Рейкьявика, имеющего статус города с воздухом, одним из самых чистых на планете: плотный трафик на здешних автомагистралях — большая редкость. Кроме того, Исландия является лидером по наращиванию темпов покупки электрокаров с годовым приростом в этом сегменте в 248 %.
Колоссальная разница в качестве воздуха чувствуется даже «невооруженным носом» сразу по прилете, уверяет украинка Марина Филонова, которая недавно ездила отдыхать в страну вулканов и гейзеров. По ее словам, почти вся энергия в Исландии возобновляемая благодаря рекам, водопадам и гейзерам, поэтому выбросы СО2 минимальны.
Совсем иначе дышится в Китае, чьи мегаполисы известны постоянным смогом. «Не таким смешным, как был в Киеве», — уточняет украинка Мария Уманец, которая уже несколько лет живет в Шанхае.
По ее словам, здесь самая опасная пора — зима, когда начинают дуть северные ветра. Они же и приносят «грязь» от располагающихся неподалеку заводов электроники. С показателем загрязнения воздуха в 150, говорит Уманец, люди живут тут круглый год, а зимой эта цифра достигает 500−600.
Поэтому маски продаются в Шанхае на каждом шагу, будь то сувенирная лавка или аптека. «Но китайцы — странные люди, 80 % их не надевают, — рассказывает Уманец. — Ходят, курят, ездят на мопедах. Как ни в чем не бывало».
Сама она обычно держит окна своей квартиры закрытыми.
«Я родила прошлой осенью, — говорит украинка, — и очень хотела, чтобы дочь свою первую зиму провела в Киеве, где экология намного лучше».
Отследить и обезвредить
Единая государственная система мониторинга украинского воздуха базируется на сети наблюдений Укргидрометцентра из 129 постов в 36 городах. Пробы воздуха собираются несколько раз в сутки шесть дней в неделю. Правда, в репрезентативности собранных данных сомневаются сами чиновники.
«Результаты измерений сравниваются с предельно допустимыми концентрациями, которые были разработаны во времена Советского Союза», — рассказывает замминистра энергетики и защиты окружающей среды Ирина Ставчук.
По ее словам, недостаточное финансирование отрасли на протяжении многих лет привело к износу оборудования. И это тоже не лучшим образом влияет на точность результатов.
Активист Максим Бородин, в свою очередь, приводит в пример европейскую систему мониторинга, имеющую современное оборудование и потому получающую максимально точные данные. Каждый город в ЕС имеет по одной такой станции, оборудованной, например, хроматографом, для оценки химических загрязнений воздуха. Причем все станции подключены к общей открытой системе мониторинга.
В Украине уже есть несколько похожих установок во втором по загрязнению воздуха городе Украины Мариуполе. Однако проблемы они не решают. «Вопрос в том, что им необходимо профессиональное обслуживание, — поясняет Бородин. — Они приобретены за областные деньги и не входят в систему Гидрометцентра».
Тем временем в Министерстве энергетики и защиты окружающей среды собираются провести инвентаризацию и обновить оборудование, чтобы оно фиксировало весь спектр составляющих воздуха украинских городов, а также создать новые посты для его мониторинга.
«По прогнозным оценкам, модернизация системы будет стоить примерно 25 млн евро», — прикидывает стоимость удовольствия Ставчук.
Обновленные станции помогут украинским экспертам более точно определить проблемные территории и особенности их загрязнения, чтобы предметно разработать меры по улучшению ситуации. Как, например, в странах ЕС, где в пиковые дни в некоторых городах ограничивают въезд автомобилей в самые загрязненные районы либо сокращают производственные мощности в определенные часы.
«Также нужно на законодательном уровне обязать предприятия устанавливать системы мониторинга выбросов непосредственно на трубах с обязательной публикацией данных онлайн», — предлагает варианты Бородин.
Напомним, во время усиления смога в Киеве этой осенью, ГСЧС заявил о незначительном загрязнении воздуха в пяти городах