Город, в который Иисус пришел после распятия, ученые идентифицируют как Кирьят-Йеарим — поселение в 11 километрах от Иерусалима, где найдены остатки укреплений Римского периода.
Об этом пишет lenta.ua.
Раскопки здесь идут еще с 2017 года, но поначалу они касались, главным образом, руин VII — VIII вв. до н.э. Лишь в этом сезоне археологи наткнулись на укрепления позднего эллинистического периода, которые, по мнению д-ра Исраэля Финкельштейна из Тель-Авивского университета, были перестроены в I веке новой эры.
Кирьят-Йеарим — ключевой форпост на подступах к Иерусалиму — так было и в библейский период, и в ходе Войны за независимость Израиля в 1948-м, когда в этом районе развернулись ожесточенные бои между евреями и арабами.
Толщина стен обнаруженных укреплений достигает трех метров — археологи полагают, что это одна из крепостей, возведенных селевкидским полководцем Вакхидом, подавившим восстание Хасмонеев во II веке до новой эры. В перечне укрепленных Вакхидом городов, который приводит Иосиф Флавий, Кирьят-Йеарим не значится. При этом в списке упомянуто одно неопознанное современными исследователями место к западу от Иерусалима, известное Иосифу Флавию как Эммаус. Принимая во внимание, что в этом районе нет других крепостей эллинистического периода, археологи допустили, что холм Кирьят-Йеарим и есть тот самый Эммаус, укрепленный Вакхидом.
Если это действительно так, то речь идет о знаковом открытии. Ведь именно по дороге в Эммаус Иисус впервые явился двум своим ученикам после распятия и воскресения. Согласно Евангелию от Луки, ученики не сразу узнали учителя. Лишь по прибытии в Эммаус, когда они преломили хлеб за ужином, «их глаза раскрылись, и они узнали Его». В пользу версии д-ра Финкельштейна свидетельствует и указание в Евангелии на то, что Эммаус расположен в 60 стадиях от Иерусалима, то есть в 11 километрах — в точности, как Кирьят-Йеарим.
И все же, на сегодняшний день это не более, чем смелая гипотеза. Существует, по меньшей мере, еще два населенных пункта, которые археологи идентифицируют как библейский Эммаус. Первый из них — византийский город Эммаус Никополис, расположенный в долине Аялон примерно в тридцати километрах от Иерусалима, что противоречит описанию в Евангелии от Луки.
Второй претендент — поселение Моца. Согласно Иосифу Флавию в «его» Эммаусе император Веспасиан поселил 800 ветеранов, а именно это событие связано с Моца, чье название, возможно, представляет собой искаженное Эммаус.
Другими словами, перед учеными открывается широкий простор для интерпретаций, как, впрочем, происходит всегда, когда дело касается библейской археологии.
Как сообщало «Інше ТВ», В Италии начали очищать подводную скульптуру «Христа из бездны» (ВИДЕО)