Главный хранитель фондов коломыйского Музея писанки Любомир Кречковский искренне любил Украину и все украинское. И заражал своей любовью всех вокруг. События, о которых идет речь, происходили в 1970-е годы, уже после Шелеста (Петр Шелест — первый секретарь ЦК КПУ с 1963 по 1972 год. — Авт.).
Любомир знал русский язык, но не переходил на него даже тогда, когда говорил со мной, так мы и общались. И то, как он ценил мои первые фразы, произнесенные по-украински, нужно было видеть. В эти часы Любомир Владимирович, скорее всего, чувствовал себя белым христианским проповедником в Центральной Африке.
Спросишь у Кречковского: «А кем ты был до войны? При Польше?» А он: «Рабом. Таким, як і тепер!» Вот и пойми!
Ожидая проверки Минкульта СССР, Кречковский лично спрятал уникальную коллекцию икон Покуття — замуровал в самой дальней музейной комнате
«Я — злочинний елемент, Сашко. Я — звичайнісінький прєступнік», — говорил он мне тихим голосом, когда мы, нарезав и налив, сидели в номере гостиницы. Я знал, что на самом деле он был честнейшим человеком и интеллигентом самого высокого уровня. Рафинированный, как называли таких…
В советские времена об иконах если и говорили, то вполголоса, а в музейных коллекциях их попросту ликвидировали — «путем списания». Ожидая проверки Минкульта СССР, Любомир Владимирович лично изъял из экспозиции все божественное, в том числе невероятную по количеству, красоте и уникальности коллекцию икон Покуття (они написаны на стекле), и спрятал в самой дальней музейной комнате, закрыв на ключ. Потом подумал и… замуровал комнату, завесив свежую кирпичную стену гуцульскими ліжниками и украсив топірцями.
Комиссия искала, рыскала, проверила все, но икон не нашла. Зато теперь эта коллекция — украшение музея в Коломые.
Напомню, что Прикарпатье — не только Буковель и другие курорты. Это удивительный край, в котором до настоящего времени процветают редкие старинные ремесла. Здесь вышивают, ткут, обжигают и расписывают глечики и кахлі, а різьбярі режут тончайшие узоры на громадных тарелках из железоподобной грушевой древесины.
В те далекие от нынешнего прогресса и реформ годы Кречковский решил собрать самую большую в мире коллекцию писанок.
И собрал!
Как делают писанки? На вареном холодном яйце выводят узоры горячим воском с помощью стального перышка. Сделав узор, яйцо макают в разведенную холодную краску, начиная с самой светлой, обтирают, делают новый узор воском и макают в другую краску. Когда все узоры выведены, надо осторожно «стопить» воск с яйца — над пламенем газовой горелки или над свечой. По мере того, как воск тает, его надо вытирать мягкой бумажкой или тряпочкой.
Уникальные писанки находили в столетних жилищах гуцулов
Когда яиц, которые Кречковский находил в столетних жилищах гуцулов в затерянных отрогах карпатских гор и в равнинных селениях без электричества, собралось 12 тысяч, он понял, что надо делать…
У Любомира Владимировича был один пиджак, который он доставал только в дни невероятных событий. И Кречковский надел его… Теперь Любомир Владимирович, нервный, худой и подвижный, днями терпеливо сидел в своем пиджаке перед властными партийными кабинетами и — подумать только — требовал предоставить коломыйскому уникальному собранию расписных яиц отдельное здание! Потому что только он, многие годы не просто собиравший коллекцию, но и разработавший неведомый миру способ консервации и хранения писанок, знал цену этим удивительным миниатюрам.
На Кречковского смотрели, как на пришельца: «Какие яйца, товарищ? А детсады, школы, а новое здание горкома партии? Сразу видно, что вы не перестроились, хоть и в пиджаке!»
А он требовал. И добился! Правда, уже во времена независимости.
Когда в Коломые решили построить музей писанки, именно Кречковский придумал проект здания в форме… расписного яйца. Однако все привыкли, что музей — это сооружение с четырьмя стенами, крышей и окнами. Поэтому снова пришлось долго убеждать чиновников во всех властных инстанциях, почему именно этот проект украсит древний город.
Уже после кончины Любомира интересное здание в форме яйца площадью около 32 тысяч квадратных метров построят в Индии в Мумбае (бывшем Бомбее). Чтобы создать это чудо, всемирно известный архитектор и дизайнер Джеймс Лоу применил новейшие достижения науки и техники. В верхней части здания находится сад, который выполняет и теплоизолирующую функцию — защищает помещения от жарких солнечных лучей.
Позже здание в форме яйца Фаберже появилось в центре Лондона. Но это все потом. А наш Любомир был первым!
В 2000 году музей в Коломые открыли в новом здании, частью которого является памятник писанке (высота — 13,5 метра). Он стал хранилищем дошедших до нас древнейших символов Пасхи — расписанных нашими предками вручную яиц, ни одно из которых не повторяется.
Любомир Владимирович добился своего. Он осуществил заветную мечту и достоин такого памятника, как Музей писанки. Правда, «Википедия» ничего о коломыйском краеведе не сообщает — там из местных знаменитостей упомянуты теннисистка, боксер, футболист, писатель из Оттавы и польский инженер. Кречковского пока нет…
Александр АБАРИНОВ, специально для «ФАКТОВ»