Все сказки сочиняли мудрецы, придумав им счастливые концы. В том числе и восточную «Волшебную лампу Аладдина», в которой главному герою было суждено проникнуть туда, откуда никто и никогда не возвращался и, попав в тень города и в город теней, вернуться обратно в свет, прихватив с собой старую медную лампу, оказавшуюся волшебной. Собственно, именно за ней его и посылали.
Сегодняшнюю Украину, вернее, то, во что ее превратили за какие-нибудь четверть века, и не «сионисты и ЦРУ», «путины», МВФ, Ротшильд инвест и прочие «добро- и недоброжелатели», а в первую очередь, те, кто тайно или явно олицетворял ее с момента обретения независимости, может спасти тоже лишь чудо.
Да, «Украина – не Россия». С этой ставшей знаменитой фразой «незабвенного» Данилыча (пока единственного из пятерых президентов, продержавшегося две каденции) нельзя не согласиться. Но, полагаю, Кучма имел в виду не совсем то, что было впоследствии навязано народу как незыблемая истина. Точнее, совсем не то. Речь, очевидно, шла отнюдь не о «воле-доле», «языке-вере» и не о весьма спорных потребности и способности украинцев к истинным революционным преобразованиям, а о восприятии ими власти как таковой.
В новейшей истории России из того, кто волею судеб оказывался на вершине властной пирамиды, «лепили» идола, и многие поклонялись ему не только до конца его земного пути. Характерные примеры – «дедушка» Ленин и «товарищ» Сталин. В коих, кстати говоря, было намешано множество кровей, ни одна из которых не имела никакого или имела минимальное отношение к русской. Незадачливый юрист и средней руки тифлисский бандит были объявлены «великими гениями» и владели не только умами, но и душами верноподданных. Хотя, следует отдать им должное – они были харизматичными демагогами, а не банальными болтунами, людьми дела, а не примитивными ворами, кровавыми тиранами, но все-таки не мародерами. Носитель бренда «путин», разумеется, масштабом личности значительно мельче, но даже он «обожествляется» удручающим количеством ныне живущих россиян.
С Украиной несколько иначе. Ее народ в относительном большинстве своем какое-то время воспринимает очередного гетмана как мессию и спасителя, а спустя от силы полгода-год, частично или полностью разочаровавшись, задается вопросами: «куда мы смотрели», «кому верили» и «где были наши мозги».
Но кое-что все-таки изменилось. Нынешние «лидеры зрительских симпатий» имеют смехотворные рейтинги и зашкаливающие (за исключением «новых лиц» Зеленского и Вакарчука) антирейтинги. То есть, в сознании (или подсознании) украинцев произошло отторжение не только навязываемых им «не будущих, но потенциальных» «пастушков» (и «пастушек»), но и власти в целом. От ее подвала до пентхауса. Однако, неизменным, увы, осталось главное – опять и вновь оставшиеся теперь уже числом, видимо, менее 30 миллионов, сограждане, коих еще относительно недавно было более 52-х млн., будут «выбирать меньшее из зол», отдавая свой голос не за кого-либо, а исключительно против. Или продавая тому, кто больше предложит. Причем, минимум половина (если не две трети) из оставшихся вообще не желает принимать участие в «процессе». Нетрудно посчитать, какова реальная поддержка «национальных лидеров» в нынешней Украине. Допустим, тех же Порошенко и Тимошенко.
Тем не менее, даже сегодня, за четыре месяца до первого тура, можно прогнозировать с вероятностью 8 к 2, что именно они встретятся в финале. Если, разумеется, не произойдет чего-либо «экстраординарного». Ну, например, «злодейского покушения», серии террористических актов или даже вторжения.
Не имея ни малейшего желания «вербовать» или «перевербовывать» кого бы то ни было, прекрасно понимая бессмысленность и бесперспективность подобных действий, отмечу следующее:
1.«Восхождение на престол» любого из этих двоих лишь усугубит ситуацию, и без того-то очень близкую уже не к критической, а к катастрофической.
2.Украинцы являются «электоратом» лишь в краткосрочном «предвыборье». Все остальное время они – «объект машинного доения», некий «ресурс», подпитывающий финансово-промышленные группы (и отнюдь не только украинского происхождения и базирования), являющиеся истинными хозяевами и «политических партий», и президентов (как бы они ни пытались от этой зависимости дистанцироваться и откреститься), и прочих парламентариев.
- Много лет задаю себе вопрос: «Что еще нужно сделать с этим народом, чтобы до него, наконец, дошло, какую участь ему (и он себе, причем, собственноручно) уготовили?». И по мере поступления очередной «вводной» не только не нахожу ответа, но и все более и более отдаляюсь от него…
Итак, Тимошенко и Порошенко. Сегодня – в предельно краткой и, надеюсь, доходчивой форме.
Мотивация абсолютно идентична – оба «готовы пожертвовать собой во имя светлого будущего независимой Украины и ее великого народа». Столь неуклюже и примитивно прикрываются банальное гипертрофированное тщеславие и непомерная жадность. Несколько разнятся «технологии».
Главная ставка Тимошенко – на, мягко говоря, интеллектуальную ограниченность и очень короткую память, на, без малейшего преувеличения, ненависть большинства граждан к сегодняшней власти и, конечно же, на свои несомненные актерские способности и пещерный популизм.
Об источниках финансирования (а предвыборную кампанию Тимошенко ведет с большим размахом), ее «команде» (не забыть бы о том, что именно она в свое время привела в украинскую «политику» пашинских-лозинских-турчиновых и других …, нужное и желаемое вставить самостоятельно) и прочих «аспектах бытия» ЮВ уже сказано многое и многими.
Чем «на зеленом сукне казино» отвечает Порошенко? «Армия, вера, язык» в ожидаемой и желаемой степени не сработали. Как и призывы к патриотизму – в исключительно рамочном понимании. Чересчур навязчиво порошенковские «политтехнологи» пытались отождествить патриотизм и некий месседж «ваш выбор – Петр Порошенко». Проще говоря, кто не «за» Порошенко, тот против Украины. (Хорошо хоть название «Украинский выбор» уже занято). Кто «против» – тот не патриот. А кто не патриот, тот – «сепар»?…
Слишком уж многое произошло за последние четыре с половиной года. Неужели ни до кого из «высокоинтеллектуальных сподвижников» президента, в том числе (или в первую очередь) до Грынива, не дошло, что, действуя в этом направлении, нивелировать негатив по отношению к их патрону не удастся. А вот качнуть «нейтралов» в противоположную сторону – вполне.
Что еще может «поставить на кон» Порошенко? Очень большие деньги хорошо известного происхождения? Иллюзию поддержки западных партнеров? «Преданность» отдельных и пока еще верных церберов-губернаторов? Ситуативный «союз» с Ахметовым? Относительное доминирование в медиа-пространстве? Пролонгацию «военного положения» под «эскалацию агрессии»? Контроль над ЦИК? Пресловутый «административный ресурс»? Для выхода во второй тур – вполне достаточно. Для победы – вряд ли. Даже по совокупности.
Порошенко делает ставку, точнее, уже сделал, на пассивность разочарованных украинцев. На майданы в опасной для него численности они уже не выйдут. Что произойдет, если победителем второго тура де юре объявят его? Ничего. Тимошенко тоже даже теоретически неспособна сподвигнуть «биомассу» (с) (2005) на сколько-нибудь значительные массовые протесты. Ни за себя, любимую, ни «за Украину».
К сказанному добавлю, что оба главных претендента на победу – тени из прошлого. И Украина превратилась в свою тень, пока еще отбрасываемую в лучах не восходящего, а заходящего для нее при них солнца. Мрак перед рассветом? Хотелось бы. Но пока все причастные соревнуются в аргументации того, почему и из-за чего растянулась во времени ночная мгла.
И по традиции, несколько слов о Городке, ставшем «тенью города и городом теней» значительно раньше многих других городов Украины. Очень не хотелось бы, чтобы он окончательно погрузился во мрак, в котором, в отсутствие хотя бы лучиков света, не будет даже теней. И «царствие» мародеров наступит, что называется, окончательно и бесповоротно.
Да, не воров и грабителей во властишке, каковыми их вполне «заслуженно» считают и именуют большинство неграмотных (и отнюдь не только юридически) обитателей-обывателей Городка и окрестностей, а именно мародеров. Кража – тайное похищение чужого имущества. Грабеж – открытое. От краж, в меру возможностей, пытаются оградиться, от грабежей, даже вооруженных, иногда можно защититься по мере сил и наличия подручных средств. Неспособные к самозащите (не говоря уже о контратаке) против мародеров бессильны.
Я обосную. Во всем цивилизованном мире для налогоплательщиков – основных наполнителей бюджета государств, гражданами которых они являются, вопрос: «на что расходуются наши деньги?» является совершенно естественным. Как и требование отчета властей об использовании этих денег. Там властвует Закон. И, разумеется, избиратели, игнорирование требований которых для власть имущих чревато печальными последствиями. В Украине – «народ», «электорат» и беззаконие. И бюджет для большинства украинцев – нечто абстрактное, «где-то там, высоко в горах и не в нашем районе». Сказалось семидесятилетнее «все вокруг колхозное, все вокруг мое». То есть – если и не ничье, то, уж во всяком случае, точно – не наше. Но последние несколько лет безнаказанно и безоглядно «экспроприируются» не только государственные и местные бюджетные средства. В том числе и в Городке.
«Потрошат» через многочисленные «повышения с целью улучшения качества поставляемых товаров и услуг», «управляющие кампании», прочие структуры и «агенства» и без того-то более чем скромные личные и семейные бюджеты граждан. При полном отсутствии эффективного отпора со стороны последних. Что и развязывает мародерам их грязные и липкие ручонки. Коль скоро «овцы» не препятствуют процессам стрижки и доения и, в конечном счете, использованию себя в качестве конечного звена в пищевой цепочке, то почему бы этим не пользоваться? И они с большим успехом (для себя, естественно) пользуются. Сменив заклинания-завывания о «демократических преобразованиях» и о «европейском пути развития» на вышеозвученные.
Разъясняя «веселящемуся и ликующему народу» необходимость и целесообразность введения военного положения, губернатор Савченко «глубокомысленно» изрек: «Сейчас главное не поддаваться на этих великих экспертов и знатоков, которые что-то пишут». Конец цитаты. Так вот, оказывается, что сегодня самое главное? А что же, в таком случае не самое главное?
Мое отношение к Савченко общеизвестно (впрочем, в этом я отнюдь не оригинален), но его хотя бы можно понять. Он – человек подневольный, «солдат президента» (при этом еще и «утвержденный» правительством), и не может не выполнять приказы и прочие «ценные указания», поступающие с ул.Банковой и Грушевского. Гораздо большее неприятие вызывают его «соратники», «самоуправленцы» и прочие «избранники» местечкового разлива. Они, привычно и молниеносно прогибаясь под очередную «новую» фигуру во власти, лизали подметки и Гаркуше, и Круглову, и Мерикову, а теперь вот – Савченко. Редчайшие исключения лишь подтверждают правило. В этом их лакейская суть, и они останутся таковыми навсегда.
Но сегодня у них положеньице довольно непростое. Для того, чтобы определиться, оставаться ли им под сегодняшними партийными вывесками или, привычно сменив масть, переметнуться куда-нибудь, лакейского чутья уже маловато. А с умишком как не складывалось, так и не складывается. И с творчеством Конфуция и Макиавелли они незнакомы. Да и зачем?
Конечно, отслеживать судорожные телодвижения всех суетящихся под клиентами не стоит. Но охота за некоторыми из них началась. Причем, не вчера. И отдельные особи – уже «в прицеле». Им остается надеяться лишь на то, что Порошенко останется в президентском кресле, и они сохранят свое местечко в «трактире» и амплуа «кушать подано». А это, с точки зрения объективной реальности, тем более в украинской «интепретации», – не так уж, увы, и маловероятно.
Однако, трижды увы, на их место придут точно такие же. Если не хуже. Хотя многим кажется, что хуже уже не бывает. Но если нет предела совершенству, то почему он должен быть у уродливого ничтожества?
Наступающий год обещает (точнее, уже «пообещал») быть очень непростым и необычайно интересным. Желаю оставшимся людьми оставаться ими и впредь. Благодарить за это Господа Бога и не изменять самим себе.
Антон Тихомиров.