После Революции достоинства, уже четыре года подряд, около 60% считают себя украинцами и гордятся тем, что являются гражданами Украины. Усиление самоидентификации произошло на фоне внешней агрессии.
Сразу после событий 2013–2014 годов идентичность проявлялась внешними, поверхностными атрибутами — вышиванками, национальной символикой, ростом интереса к национальному производителю, пишет ZN.ua.
Сейчас эта тенденция несколько снизилась, и остается вопрос поиска глубинной идентификации, ценностной основы, которая бы объединяла украинцев. А с этим до сих пор проблемы — все еще не сформированы глубинные ценности, которые были бы приемлемы для всех регионов Украины и объединяли бы всех украинцев.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Татьяна Никитина, кандидат социологических наук. По ее словам, практически для половины украинцев фактор внешней агрессии сформировал в качестве объединяющей идеи европейский вектор развития, европейскую идентичность. Но европейская идентичность не всегда помогает в формировании национальной, и эту идею не разделяют украинцы во всех регионах.
– Ситуация по регионам значительно отличается. Самый высокий уровень самоидентификации в качестве гражданина Украины наблюдается в Киеве, на Западе и в Центре (около 65%). На Юге около 45% считают себя гражданами Украины, у остальных преобладает региональная идентичность.
На востоке страны ситуация очень различается внутри региона. Харьковская и Днепропетровская области значительно отличаются от неоккупированного Донбасса (Донецкая и Луганская области). Первые очень похожи по своей идентификации на Киев, Запад и Центр, т.е. тут высокая идентификация с гражданином Украины. А у жителей Донбасса, как и на Юге, преобладает региональная идентичность, — отмечает автор.
— На Юге и Донбассе самый низкий процент людей, которые гордятся тем, что являются гражданами Украины — не более 40% на Юге и не более 30% в Донбассе (данные Мониторингового исследования “Украинское общество”, Институт социологии). Различия также наблюдаются относительно поддержки европейского вектора развития. Центр, Север и особенно Запад, его поддерживают. На Востоке и Юге с этим соглашается только треть населения, – отмечает Татьяна Никитина.