Командование Военно-морских сил ВСУ обнародовало стратегию развития национального военного флота до 2035 года, которая даст возможность противостоять российской агрессии против Украины на море.
Она изложена на официальной странице ВМС ВСУ в Facebook.
В украинском обществе растет внимание к вопросам безопасности на море и, соответственно, состоянию и развитию Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины. Но в условиях информационной войны, которую ведет против нас Россия, неудивительно, что эти актуальные вопросы стали очередной площадкой для манипуляций, – сказано в сообщении.
Вместе с тем, сложность вопроса, а также существенный рост случаев распространения недостоверной информации, ее искажение и подмена фактов и понятий, что имеет место быть в последнее время, требует четкого изложения позиции командования Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины относительно перспектив развития национального военного флота.
Одновременно с ведением боевых действий в районе проведения антитеррористической операции, а сейчас – операции объединенных сил, выполнением боевых задач по защите от вооруженной агрессии на приморском направлении, одной из главных задач по восстановлению флота командование ВМС считает закладку основ планомерного и устойчивого развития Военно-Морских Сил как вида Вооруженных Сил Украины.
Для этого, основываясь на анализе развития ситуации с начала российской агрессии и учитывая мировой опыт, разрабатывается Стратегия развития ВМС. Она учитывает как реальные угрозы национальной безопасности, так и реальные возможности нашего государства по развитию сектора безопасности и обороны. Без стратегии невозможно успешно построить такую сложную систему, как флот. Для ее разработки задействованы почти все структуры (военные, гражданские, научные, аналитические, представители стран-партнеров, волонтерских организаций), работающих в секторе безопасности. Так глубоко и последовательно в Украине еще не подходили к решению проблемы системного развития ВМС.
Мы четко понимаем, что угрозы на морском направленим являются реальными, а обстановка на Черном и Азовском морях имеет тенденцию к обострению. Россия не отказалась от своих агрессивных намерений и ведет скоординированную гибридную войну против Украины и на море. Наращивает свою группировку в Крыму, количественно и качественно увеличивает возможности Черноморского флота, многократно усилила морскую группировку пограничной службы ФСБ. Все российские учения на море имеют откровенно наступательный характер. Россией фактически оккупирована большая часть нашей исключительной (морской) экономической зоны и осуществляется грабеж украинских морских ресурсов. Как скрытый элемент блокады, проводится искусственное задержание в Керченском проливе и Азовском море судов, которые пользуются портами Украины. Российская агрессия в Черном и Азовском морях – реальность.
Вместе с тем, возможности ВМС ВС Украины для адекватного ответа российской агрессии крайне ограничены, и мы это понимаем. Для защиты интересов Украины на море необходимо срочное восстановление нашего военного флота. Но для этого не просто очень мало времени, его уже нет – россияне перехватили инициативу на море.
Однако, у Украины нет другого выхода, как восстановить нашу морскую мощь, поскольку ситуация имеет тенденцию развиваться от плохого к худшему.
Но финансовый ресурс, общее состояние экономики страны, реальные производственные мощности наших оборонных предприятий не позволяют быстро восстановить наши военно-морские силы ( «быстро» по опыту ведущих морских стран мира – это 20-25 лет).
Понимая угрозы, критичность состояния ВМС ВС Украины, реальные ограничения возможностей нашего государства, командование ВМС сосредоточило свои усилия на поэтапном восстановлении флота.
Каждый этап – это достижение конкретных возможностей ВМС для решения конкретных задач в конкретных операционных морских зонах: прибрежной, ближней и дальней.
Подчеркиваю, каждый этап должен привести к конкретному результату.
И мы уже имеем определенный результат первого этапа – восстановление наших возможностей по обороне побережья на морском направлении. За счет береговой артиллерии, морской пехоты и строительства катеров прибрежной зоны (малые бронированные артиллерийские катера и десантно-штурмовые катера) мы, в целом, обеспечиваем защиту нашего побережья, в том числе и противодесантной обороной. На этом этапе мы сознательно, несмотря на критику, сосредоточились на восстановлении береговой компоненты наших ВМС, что позволило до 2017 года, в кратчайшие сроки (фактически за три года) создать такой комплект сил морской пехоты и артиллерии, который в разы превышает потенциал войск береговой обороны ВМС ВС Украины образца 2013 года.
Восстановление корабельной составляющей – более длительный процесс. Срок строительства серийного корабля класса «корвет» в развитых странах мира составляет 3-4 года. В качестве примера, Турция строила свой второй серийный корвет 5 лет. У нас нет столько времени, поэтому сейчас строятся малые боевые катера прибрежной зоны. За три года их построено шесть, это малые бронированные катера проекта 58155 (Гюрза-М).
К сожалению, кораблестроительная промышленность Украины переживает глубокий кризис, ее тоже надо восстанавливать. Процесс синхронный и взаимосвязанный, возможности ВМС увеличиваться вместе с возможностями оборонно-промышленного комплекса Украины. Украина успешно реализует строительство малых бронированных артиллерийских катеров. Мы не сомневаемся, что следующие катера прибрежной зоны – десантно-штурмовые катера – тоже будут успешно построены, и у нас достаточно оснований с оптимизмом ожидать успеха в строительстве отечественных ракетных катеров.
В последнее время стало очень популярно обсуждать ударные способности катеров прибрежной зоны. Хочу подчеркнуть, что эти классы боевых катеров не имеют ударных возможностей, поскольку их назначение не поражение кораблей противника, а защита портов, рек, выявление надводного и воздушного противника, уничтожение диверсионно-разведывательных сил, содействие сухопутным войскам на приморском направлении, а это совсем другие вещи. Эти катера решают задачи, которые не в состоянии решать ракетный катер, корвет или фрегат. Они занимают важное, необходимое, но не главное место в будущем облике ВМС ВС Украины.
Оборона побережья – важная и необходимая составляющая, без которой невозможно обеспечить безопасность нашей страны. Вместе с тем, сосредотачиваясь исключительно на побережье, мы полностью отдаем противнику инициативу на море. Восстановления только обороны побережья недостаточно. Поэтому малые бронированные артиллерийские катера и десантно-штурмовые катера не являются и не могут быть основой ВМС.
Сейчас мы переходим к реализации второго этапа – этапа наращивания наших возможностей в ближней морской зоне. Основным инструментом защиты национальных интересов в этой зоне является ракетное оружие и его носители – ракетные катера, береговые ракетные комплексы.
Именно на развитии морского ракетного оружия и ракетных кораблей (катеров) сосредоточено сейчас основное внимание командования ВМС ВС Украины. Продолжается разработка ракетного комплекса «Нептун» для носителей морского, берегового и воздушного базирования, ракетного катера «Лань», патрульного самолета «Рассвет».
Также осуществляется поиск альтернативных путей по закупке противокорабельных ракет за рубежом.
После реализации задач этого этапа мы получим комплект сил на море, основу которого составят ракетные катера и береговые ракетные комплексы. Они имеют существенные ограничения. Так, слабыми сторонами ракетных катеров является их низкая мореходность и невысокая боевая устойчивость, а для береговых ракетных комплексов – это низкая мобильность и ограничения по дальности рубежа нанесения ракетного удара.
Однако, несмотря на эти недостатки, именно за счет строительства ракетных катеров и береговых ракетных комплексов мы способны в кратчайшие сроки создать ракетные ударные силы ВМС, как главный фактор сдерживания противника на море.
Понимая, что «оборона своих берегов начинается от берегов противника», ВМС должны решать задачи и в дальней морской зоне (для ВМС Украины – это вся акватория Черного моря). Такие задачи способны решать корветы, подводные лодки и ударная авиация.
Корвет на наш взгляд и должен стать основой ВМС. Именно многоцелевые корабли позволяют значительно повысить эффективность применения ударных сил, поскольку именно они обеспечат эффективное управление ракетно-катерными ударными группами, ведением разведки, радиоэлектронной борьбой, противовоздушной обороной. Высокая мореходность и автономность присущи именно корветам, а не боевым катерам.
Не надо пренебрегать и подводным флотом. Подводные лодки для ВМС Украины – это не фантастика, а реальная возможность. Украина способна содержать и обеспечивать боевое применение современных сверхмалых подводных лодок (именно такие лодки вполне достаточны для наших ВМС). Три-четыре подводные лодки будут держать в постоянном напряжении противника и заставят его отвлекать большой наряд сил на противолодочные действия. Именно подводные лодки способны, в условиях превосходства противника на море, осуществлять, например, минирование непосредственно выходов из баз противника, или высаживать на побережье противника подразделения ССО. Именно подводные лодки являются неотъемлемой составляющей всех «малых», но эффективных, флотов.
Мы понимаем, что не достигнем паритета с Черноморским флотом РФ, но этого и не требуется для того, чтобы остановить агрессию России на море. Для этого необходим небольшой, но эффективный флот. Примерами такого флота является ВМС Норвегии, Швеции и Израиля.
Мы строим сбалансированные ВМС, которые будут способны решать все задачи, возложенные нашим государством. На первом этапе – это прибрежный флот, на втором москитный, на третьем – сбалансированный.
Пополнение корабельного состава возможно как за счет строительства в Украине, так и за счет приобретения кораблей и катеров за рубежом.
Не остаются без внимания такие важные аспекты, как противоминные силы, системы оперативного обеспечения действий флота, материально-техническое обеспечение и система базирования. Без этих составляющих даже самые современные боевые корабли не способны реализовать полностью свой потенциал, а иногда и вообще не могут действовать. Ибо флот – это сложная система, а один в поле не воин. Решение этих проблем тоже будет иметь отражение в Стратегии развития ВМС до 2035 года. Путь восстановления флота длинный и не простой, но его необходимо пройти для обеспечения безопасности Украины и защиты интересов на море. И мы его пройдем, потому что другого выбора нет.
Такой путь восстановления и развития нового флота командование ВМС ВС Украины считает целесообразным и оптимальным в современных условиях, и будет выносить его на рассмотрение руководства государства и украинского народа, – сказано в сообщении.
Кроме того, на странице ВМС ВСУ сказано, что после публикаций некоторых «диванных флотоводцев» создается впечатление, что общество намеренно отвлекают от действительно болезненных проблем развития ВМС и направляют внимание на вымышленную «проблему» несостоятельности бронированных катеров потопить крейсер «Москва».