В российско-советской историографии постоянно муссировался миф о том, что на юге Украины, в частности на Николаевщине, до прихода российских войск во второй половине XVIII столетия, была незаселенная территория – Дикое Поле. Так называли историческую область в Северном Причерноморье и Приазовье.
Советские историки утверждали, что цивилизацию в эти края принесла российская армия во времена Потемкина и Екатерины II. И только вслед за этим в степях, где ранее кочевала татарская орда, появились первые оседлые поселения.
Этот российский миф убедительно опровергает научно-популярное издание под названием «Николаевщина казацкая», которое недавно вышло в Николаеве.
Его авторы на конкретных примерах и фактах доказывают, что еще за несколько веков до Потемкина на упомянутых территориях были основаны украинские поселения. Их жители – запорожские казаки – охраняли границы и занимались хозяйственной деятельностью, пишет Укринформ.
Николаевщина казацкая
«Николаевщина казацкая» – это 450 иллюстрированных страниц фундаментального исследования о таком историческом явлении, как казачество на территории Николаевской области. Оно является итогом шестилетнего кропотливой работы трех николаевских краеведов, исследователей родного края – Октябрины Ковалевой, Александра Шарафанова и Александра Добровольского. Авторы проанализировали документальные источники, свидетельства и исторические памятники о наличии казацких поселений в нашей местности. В книге охватывается период от зарождения казачества до ликвидации Сечи в конце XVIII века. Это уникальное издание, в котором впервые осмысливается казачество на Николаевщине как социальный слой, который в течение веков была носителем, хранителем и выразителем украинства.
Исследования, проведенные в процессе написания книги, дают совсем иное представление о заселении края, чем то, которое пропагандирует российско-советский миф. Дикое Поле в понимании – большая незаселенная территория в северном Причерноморье – действительно реальность. Но было это значительно раньше. После завоевания Батыя и основания Золотой Орды в этих степях не оставалось никого, кроме татарских кочевников, которые в то время были мощной силой. Но уже в начале XIV века их государство начинает сокращаться. А после победы литовского князя Ольгерда над татарами на Синих водах в 1362 году этот процесс ускорился. И уже в начале XV столетия литовско-украинское государство князя Витовта пробило себе выход к Черному морю.
Именно в это время на территории Николаевщины были основаны такие города, как Дашив (современный Очаков), Соколы (Вознесенск) и другие поселения. Среди них и Семенов Рог. Он интересен тем, что его основал князь Киевский Семен Олелькович. «Семенов Рог, который возник не позднее середины XV века, населяли украинцы. И как раз его жителей можно считать предшественниками украинского казачества, которое организационно сформировалось чуть позже», – рассказывает идейный вдохновитель «Николаевщины казацкой», автор девяти изданий краеведческой тематики, лауреат премии имени Аркаса Октябрина Федоровна Ковалева.
По ее словам, мысль написать что-то подобное появилась шесть лет назад. Интересуясь историей родного края, она вместе со своими единомышленниками много путешествовала по селам и районам области. И вот однажды они стали свидетелями такого разговора. «Мы участвовали в одном из собраний работников культуры Снигиревского района. Одна из выступающих, обращаясь к коллегам, отметила, что, мол, их попросили собрать материал о казачестве. Вдруг ее коллега отвечает: «Да это не к нам. На Снигиревщине никогда не было казаков. Здесь были разные народы, но только не казаки». Меня эти слова очень впечатлили. Получается, даже работники культуры совсем не знают истории своего края. Ведь здесь, на Снигиревщине, было не менее 20 казацких зимовников. Я не виню в этом людей – такие утверждения насаждались многие десятилетия, и развенчивать эти мифы было просто некому», – констатирует Октябрина Ковалева.
К сожалению, такое незнание истории среди местных чиновников, которые отвечают за развитие культуры и образования на Николаевщине, – не исключение. Недаром уже в наше время искажение истории стало фундаментом «русского мира», который вторгся на нашу землю в 2014 году. И если бы украинцы лучше знали свою историю, вряд ли бы стала возможной нынешняя оккупация Крыма и части Донбасса.
Но вернемся к историческим событиям, о которых идет речь на страницах «Николаевщины казацкой». В конце XV столетия татары, с помощью Турции, отбили южную часть Причерноморских степей у Великого княжества Литовского. Несмотря на это, украинское население не только отстояло северную часть бывшего Дикого Поля, но и расширило свое присутствие на этих землях, в том числе и на Николаевщине.
Уже в XVI веке эти земли становятся составной частью Войска Запорожского, и здесь возникает разветвленная сеть казачьих поселений и укреплений. Наиболее известное из них – Бугский Гард (один из центров Буго-Гардовской паланки Войска Запорожского). Но его особенность была в том, что местные жители, в основном, находились здесь только летом. На зиму оставался только небольшой гарнизон. А остальное казацкое население рассредоточивалось по зимовникам, которые располагались по всей территории Войска Запорожского, в том числе и на Николаевщине. В то время именно они и составляли основу поселений на запорожских землях, которые тогда уже занимали большую часть бывшего Дикого Поля.
Зимовники – основа казацкой жизни
«В своей книге мы берем за основу казацкие зимовники. Почему? Потому что это основная экономическая база, так называемые опорные пункты украинского населения», – рассказывает Ковалева.
Следует отметить, что зимовники располагались преимущественно на берегах рек и вблизи балок. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, здесь была вода. Уже в то время южные степи становились маловодными, и поэтому наличие питьевой воды было очень важно. Кроме того, не следует забывать, что вся территория Войска Запорожского была своеобразной буферной зоной между Украиной и Крымским ханством, откуда постоянно существовала угроза татарских набегов. А на берегах рек и по балкам было легче обороняться, в случае же, когда силы нападающих значительно преобладали, там была возможность спрятаться.
На Николаевщине особенно много зимовников располагалось в месте слияния рек Громоклеи и Ингула – более 40. Там был своеобразный зимний центр Буго-Гардовской паланки. Многие поселения появилось в XVII веке после национально-освободительных войн времен Богдана Хмельницкого.
Как известно, согласно Зборовского договора, от Польши к Украине отошли земли по реке Синюха (нынешняя Первомайщина). И хотя официальное действие договора продолжалось всего несколько лет, украинское население здесь так и осталось. И поляки не очень стремились селиться на территориях, которые подвергались татарским набегам.
Поселения запорожцев представляли собой не просто сеть населенных пунктов, а входили в систему обороны от нападений кочевников. В том числе, с элементами фортификационных сооружений.
«На сегодняшний день в Николаевской области нами зафиксировано 314 казацких поселений (зимовников), по 220-ти из которых определено точное местоположение. Сохранены в Южном Прибужье валы, и их фрагменты свидетельствуют о существовании здесь городищ-укреплений XVI – XVII вв. Следы оборонительных сооружений находят у Каменной Балки Первомайского района, где проходили жестокие бои казаков с татарами. Между Голтой и Грушевкой находятся остатки земляного укрепления. В пяти километрах от Грушевки есть ров с валом. У села Константиновка Арбузинского района – вал длиной более километра, местное название которого «Змиев вал». На территории города Вознесенска был опорный пункт, известный как «Запорожский вал». Просуществовал он здесь до середины XVIII века. И таких примеров очень много», – делятся своими наработками краеведы.
Прослеживается также прямая связь между зимовниками запорожцев и нынешними населенными пунктами. Удалось установить, что, как минимум, 144 населенных пункта Николаевской области возникли на базе этих поселений. Среди них райцентры Новый Буг, Кривое Озеро, села Синюхин Брод (Первомайский р-н), Анновка (Братский р-н), Белоусовка и Щербани (Вознесенский р-н), Ингулка и Пески (Первомайский р-н), Владимировка (Вознесенский р-н) и др.
Кроме зимовников, большое значение в жизни местного казачества имели переправы. В основном, они располагались там, где реки пересекались большими путями. Так, еще в XV веке возникла переправа на Кучманском пути, который соединял Крым с Подольем.
Следует заметить, что российская колонизация, которая началась с приходом Потемкинской войск, наталкивалась на отчаянное сопротивление казацкого украинского народа. Ведь царское правительство отдавало здешние земли российским помещикам, а местные жители становились их крепостными. Поэтому украинцы отвечали на это постоянным сопротивлением. Так, например, нынешнее село Трикраты Вознесенского района, которое было владением помещика Скаржинского, получило свое название от того, что казаки трижды восставали и жгли помещичье имение.
Место, где основан Николаев, с незапамятных времен принадлежало казакам
Следует отметить, что вышеописанные события были более закономерными для северной и центральной части Николаевщины, которая территориально входила в состав Войска Запорожского. На юге области картина складывалась несколько иная. На этих землях преобладало кочевое татарское население. Но, несмотря на это, и здесь располагались казачьи поселения. Всего на территории современного города Николаева насчитывалось 18 казачьих зимовников.
«Надо различать город Николаев как административно-территориальную единицу и территорию, полуостров, на котором оно расположено. Бытует мнение, что основал Николаев Потемкин, а история города начинается со строительства верфи. И это действительно так. Но мы говорим о территории, на которой как раз и возник этот город. Довольно много источников свидетельствуют, что она была казацкой, и здесь располагались их зимовники и села. На территории нынешнего судостроительного завода имени 61-го коммунара была переправа через Ингул, и там казаки поставили кузницу. Ее существование датировано 1735 годом. Поэтому здесь должна была быть постоянная стоянка запорожских казаков. Также в устье Ингула были посты казацких сторожевых команд. В 1775 году команда инженер-подполковника Томилова составила географическую «Карту течений рек Днепра и Буга от Елисаветграда и вниз к слиянию их вод», которая оказалась в нашем распоряжении. Так вот, через всю карту, охватывающую современную Николаевскую область, проходит надпись «Жилища запорожских козаков», – рассказывает Октябрина Ковалева. Также на карте Томилова обозначено много кос, балок и мысов с уже известными запорожскими названиями.
Свидетельство о наличии на территории нынешнего Николаева казацких поселений есть и в справочнике «Путеводителъ и адрес-календарь города Николаева на 1869 год». «Место, где построен Николаев, с незапамятных времен принадлежало запорожским казакам, которые имели здесь свои села, хутора и зимовники. Они занимались рыболовством», – говорится в этом издании, которое увидело свет почти 150 лет назад!
Беспамятство – болезнь опасная
Стоит заметить, что, к сожалению, в официальных архивах Николаевской области не сохранилось никаких материалов относительно казацких поселений того времени. Поэтому авторский коллектив провел большую поисковую работу и вынужден был пользоваться другими источниками для написания своей книги. Это и уже упоминавшиеся карты и справочники, и многотомный архив «Коша новой Запорожской Сечи» 1734-1735 годов. Последний – это комплекс документов центральных и местных органов власти Запорожской Сечи за весь период ее существования (XVI-XVIII вв), изданный в Киеве уже во времена независимости Украины. Следует отметить, что после ликвидации Запорожской Сечи этот архив был конфискован. Но часть документов все же сохранилась и стала основой для издания.
Еще один источник исследований авторов «Николаевщины казацкой» – каменные кресты на старых казацких захоронениях. Кроме того, пригодились и свидетельства местных жителей – потомков казаков. В некоторых семьях из поколения в поколение передаются исторические воспоминания о своих предках.
Использовалась также и опосредованная информация. В частности, в отдельных случаях на территории Николаевщины до сих пор сохранились старинные названия тех или иных объектов и местностей, которые свидетельствуют об их казацком происхождении.
Собирая материал для книги, авторы объездили почти все районы области, встречались с людьми, изучали литературу, исследовали места, где когда-то были зимовники и кресты. «Хочу подчеркнуть, что каменные кресты – это своего рода материальные свидетели существования на наших землях казачества. По ним, хотя бы приблизительно, можно определить, когда возникло поселение. Ведь пока больше ничего не осталось – ни церквей, ни зданий. Скажем, в Новобугском районе есть село Ульяновка. В документах советских времен значится, что она возникла лишь в конце XVII века. Но мы нашли там казацкий крест, надпись на котором гласит о захоронении 1702 г. То есть, жизнь здесь была и раньше», – делится своими секретами Октябрина Федоровна.
Она также беспокоится о том, что уже в наше время идет процесс активного уничтожения и тех немногих исторических памятников, которые остались со времен казачества. Скажем, до недавнего времени сохранялось немало крестов XIX века, но и они в последние годы истребляются, как и старые кладбища. Это красноречивое отношение к нашей истории.
«Беспамятство – очень опасная болезнь. Печально известный нацист Геббельс – основатель теории захвата человечества – говорил: “Если у нации забрать историю, то через поколение он уже превратится в толпу. А еще через поколение им уже можно управлять по своему усмотрению”. К сожалению, нечто подобное произошло и у нас», – с грустью констатирует собеседница.
И с этим трудно не согласиться. Есть только надежда, что такие издания как «Бугогардовская паланка», «Николаевщина казацкая» и другие, написанные неравнодушными к своему прошлому украинцами, таки оставят свой след в душах и головах нынешнего и будущего поколений.
А пока авторский коллектив работал над книгой, можно сказать, на голом энтузиазме. Практически все поездки по районам области осуществлялись за свой счет. Хотя случались на их пути единомышленники, которые помогали и поддерживали в этом благородном деле. Все они упомянуты на страницах издания со словами благодарности. Книга вышла тиражом в 1000 экземпляров в рамках Программы поддержки отечественного книгоиздания и популяризации украинской книги в Николаевской области. Еще несколько сотен экземпляров заказали за свой счет некоторые библиотеки и отдельные неравнодушные жители. Конечно, этого количества недостаточно, но уже сам факт существования такого издания о многом говорит.
Более того, хотя авторы книги – люди уже немолодые, но они полны желания продолжать свое дело, чтобы современная молодежь «не упала в беспамятство», как это было со старшими поколениями.
Поэтому теперь в их планах создать еще одно документальное произведение на данную тему. Ведь собрано много материала, который и станет основой для написания еще одной книги.
Как сообщало «Інше ТВ», Любителям истории презентовали краеведческий справочник о религиозных организациях Николаева