В одной многоэтажке могут жить два парня: один создал успешный стартап, а другой даже и не слышал таких слов, как краудфандинг, краудсорсинг, хакатон. Будущее будет для каждого разным.
Наш мир сейчас называют VUCA-миром, и даже звучит это угрожающе. Сокращение VUCA образовано от английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность), рассказывает Дело.
В VUCA-мире под вопросом все ценности. Мы только учимся жить по-новому, и оказывается, что напор изменений ломает самые привычные подходы. Чему учиться, и от каких анахронизмов избавляться, чтобы не опоздать в будущее?
1. Прежде всего, стать мобильнее в поиске возможностей. Сейчас наиболее заметен отток людей из страны, но при изменении условий потоки станут динамичнее и разнонаправленнее. Модели мобильности разные уже сейчас. В Украине много аутсорс-компаний — т. е. люди живут в Украине, но работают, по сути, вне ее. Или, например, человек живет в Киеве, а работает в команде с коллегами из США, Голландии, Польши; место их периодических встреч — Лиссабон. Другой пример: создатель стартапа, побывав в акселераторе в Силиконовой долине, возвращается в свой дом в Белогородке и т. д. У меня есть подруга, которая уже 4 года путешествует за солнцем: лето в Европе, зима — в теплых краях, всегда разных. И работа у нее разнообразная: от бизнес-аналитики до преподавания детям в монастыре.
Если часто переезжать, дом становится временным жильем. Исследования, проведенные в Америке, показали, что важность недвижимости в представлении молодежи существенно ниже, чем в представлении старшего поколения.
Собственность на жилье, которая раньше была мечтой №1, начинает рассматриваться как ограничитель передвижения
Почему мы считаем американские исследования маркером изменений, которые захватят в том числе и Украину? Потому что речь идет о глобальных трендах.
Нынешние изменения названы четвертой промышленной революцией не только из-за появления инновационных технологий. Важно, что технологии сделали материалы и энергию дешевыми и доступными. А это меняет все: экономику, социальные институты, отношения и даже быт. Прогнозируют, что через 10 лет энергия солнца и ветра будет производить все электричество. Благодаря облачным технологиям мы можем оказаться в любой точке. И это еще виртуальная реальность не показала всех возможностей. Технологии придут, а какими мы их встретим?
Пора учиться двигаться за возможностями
2. При мобильном стиле жизни не имеет смысла накапливать вещи. Рюкзак удобнее чемодана. Символично, что один из украинских стартапов, успешно вышедший на международный рынок — производство рюкзаков. Молодежь больше тратит не на вещи, а на впечатления. Авангард общества вкладывает деньги в себя: обучение и развитие, поездки, спорт, увлечения. Сейчас странно выглядят домашние коллекции хрусталя образца 70-х, а современные дети с удивлением и жалостью будут смотреть на вещи родителей. Может, уже сейчас не подавать повода?
Против консьюмеризма работает sharing economy- экономика совместного использования. Прогнозируют, что частные автомобили исчезнут в течение десятка лет.
Люди, которые измеряют счастье в машинах, окажутся без мечты
3. Дешевые материалы и энергия снижают стоимость вещей. А стоит ли ценить дешевое? Производить впечатление на других благодаря брендам становится дурным тоном. Не носить на себе чей-то бренд, а создавать свой персональный бренд, уникальный стиль стало устойчивым трендом.
Tal Ben-Shahar, автор самого популярного в истории Гарварда курса, прекрасно сформулировал: “Еxpress, don”t impress”. Инструменты для самовыражения уже в пути. Например, на 3D принтерах уже печатают одежду, аксессуары, мебель. Жаль, что 3D принтеры станут доступными для нас быстрее, чем многие захотят творить и научатся интересно выражать себя.
Производить впечатление “в парадном костюме” стало не модно еще и потому, что мы становимся все более видимыми в своих разных проявлениях. Рассылая селфи, люди показывают себя на работе и на отдыхе, дома и в гостях. Подписываясь на аккаунты детей, родители узнают много нового. Социальные сети выполнили одну благородную миссию — отучают лгать. Если молодому человеку предлагают поработать в выходной, он не станет ссылаться на срочные дела, а спокойно скажет, что приглашен на день рождения и покажет фотографии из ресторана. Конечно, дело не только в сетях. Современные люди резко отличаются от совка ассертивностью, признанием своих желаний и разных чувств, большей честностью перед собой и другими. И уже не стоит обманывать детей: обнаружат, уличат, ответят.
Пора разучиваться ориентироваться на других
4. Не стоит накапливать не только вещи, но и знания. “Багаж знаний”, добытый зубрежкой, только замедляет развитие детей. Всем понятно, что конкуренции с гуглом не выдержать, но родители-староверы продолжают загружать ребенка информацией как флешку. Решение задач в современном мире — не строительство из кирпичиков знаний стандартной многоэтажки. Стандартные задачи будут автоматизированы. У будущего запрос не на повторение алгоритмов, а на решение проблем, создание новых товаров и услуг. Например, чтобы ликвидировать пробки недостаточно суммы знаний из автодорожного института, необходимо понимать экосистему современного города в ее связях и закономерностях. Формировать интегративное мышление — ключевая задача по версии Римского клуба.
Пора разучиваться накапливать знания впрок
5. Профессиональные задачи становятся намного более сложными и комплексными. Границы между традиционно определяемыми науками исчезают, наука переплетается с искусством. Например, интересная специализация — биоэстетика — результат очень оригинального “скрещивания” науки и искусства. Профессии размножаются всеми известными способами. Например, путем деления и специализации возникла профессия аналитик баз данных (Big Data Analyst). Профессии рождаются также благодаря возникновению новых реальностей: специалисты по СММ появились потому, что развиваются социальные сети, архитектор виртуальности, дизайнер виртуальных миров — профессии, которым уже обучают.
Американское бюро статистики перестало считать профессии, наш классификатор профессий давно не работает. К сожалению, родители продолжают советовать детям выбирать из трио “юрист, экономист, ИТ”. Идиома “выбрать профессию” скоро исчезнет. Сейчас актуально не выбирать профессию, а выстраивать уникальное предложение на рынке труда. Приобретать знания и опыт, работая на проектах.
Работа по найму с заранее определенными стандартными должностями движется к закату. Во всем мире остановился рост зарплаты в крупных корпорациях. Зато стремительно растут доходы стартаперов.
В 25 лет сейчас можно стать миллионером. К 2030г. в США фрилансерам будет принадлежать более трети рабочих мест. Прорыв Украины будет зависеть от того, насколько молодые люди встроятся в цифровую экономику не только, как аутсорсеры, но и как предприниматели. Смогут ли они создать новые востребованные товары и услуги.
Пора разучиваться “устраиваться на работу”. Пора учиться создавать уникальное предложение на рынке труда
6. Много механической работы автоматизируется, и с ней исчезают рабочие места. Не только бухгалтеры и водители, но и врачи и юрисконсульты могут начинать беспокоиться. По данным Института Мак-Кинси к 2030г. изменятся все профессии. Уже в 2020 году 7 млрд рабочих мест исчезнет, а появится только 2 млрд. Эксперты утверждают, что работа станет привилегией. Востребованными будут те, кто готов осваивать новые профессии, создавать новые идеи, вещи, услуги.
Университетских знаний не хватит надолго, поэтому меняется функция университетов. Даже эта, одна из самых консервативных институций общества, откликается на изменения. МТИ — один из ведущих университетов — открыл свои лекции, а вслед за ним это делают другие. Таким образом, университеты признали, что их продукт — не знания. От них ожидают формирования компетенций: умение принимать решения, креативность, гибкость.
Пора учиться постоянной “перезагрузке” и пожизненному обучению
7. Прожить несколько жизней — еще один тренд. Люди мигрируют не только в пространстве, но и в профессиях. Переход в ИТ становится массовым. В то же время ИТ-шники, которые реализовали себя как программисты, становятся предпринимателями. Часто профессией становится хобби. Экономисты начинают делать крафтовые вещи, логисты идут в дизайн. Иногда приходится сделать серьезный крюк, чтобы найти свое призвание. Но постоянно учиться и креативить можно только по призванию. Известный экономист Томаш Седлачек сказал: “Через 20 лет нельзя будет увидеть разницу между досугом и работой у большинства населения”.
Напомним, будущее уже наступило – доказано на Женевском автосалоне