Патрульная полиция, которая должна была стать образцом реформ в стране, стремительно теряет доверие сограждан и личный состав – сотрудники уходят из‑за беспомощности перед нарушителями и низких зарплат.
Об этом пишет журнал Новое Время.
Падение уровня доверия
Если на старте, летом 2015‑го, доверие к людям в черной коповской форме зашкаливало, а власти называли их “самой успешной реформой”, то теперь мундиры сильно потрепались: по данным соцопроса фонда Деминициативы, в 2017‑м доверие к патрульным испытывали 34,6 % украинцев, а недоверие – 53,5 %. Годом ранее эти цифры были заметно лучше: доля украинцев, готовых положиться на патрульных, составляла 45,8 % при 40,7 % “недоверчивых”.
На сегодня среди всех государственных и общественных институтов, по оценкам социологов, патрульные оказались на восьмом месте по уровню доверия: впереди армия, церковь, общественные организации, НАБУ и так далее.
Впрочем, у МВД в целом показатели еще хуже: Нацполиции, структурным подразделением которой и являются патрульные, доверяет 21 % опрошенных, а не доверяют 67 %.
Что пошло не так
Пока что самый очевидный успех патрульных – это то, что, начав с Киева, они распространились уже по 28 регионам Украины. И нынче копы работают не только в крупных городах, но и в провинциальных центрах.
Их нельзя упрекнуть в работе спустя рукава – за 2017‑й, по данным Нацполиции, патрульные составили 1,1 млн протоколов на различных нарушителей порядка и закона.
А как показывают внутренние оценки копов, 90 % из них в принципе не берут взяток. Хотя в прежней милиции ситуация была обратной: там такая же доля сотрудников как раз регулярно “нагревала руки”.
Однако, по словам действующих и бывших патрульных, в их власти слишком мало рычагов влияния на ситуацию, закон в полной мере не защищает, а начальство охотнее штрафует, чем поощряет. И выловленные копами нарушители зачастую избегают ответственности уже на этапе рассмотрения дел.
25-летняя киевлянка Лилия Блажеева почти три года служила в составе патрульной полиции. В декабре 2017‑го уволилась.
Сказалась большая текучка кадров, наполовину укомплектованный штат и, как следствие, двойная нагрузка. И не только это.
“У нас нет элементарного – страховки, социальной защиты. Мы ходим в старой форме, потому что новую не выдают, – перечисляет Блажеева, по привычке все еще говоря о себе и своих коллегах “мы”. – Зарплата – на уровне 2015 года, и никто ее поднимать не собирается. Патрульные не приезжают на вызовы, потому что их банально недостаточно”.
Александр Дьяченко, патрульный из Днепра большую часть беседы с НВ говорит о том, что ему не нравится в собственной работе.
По правилам, за каждым сотрудником должен быть закреплен напарник, они обязаны иметь одну машину и патрулировать строго определенный район города. С таким подходом полицейские будут хорошо ориентироваться на подшефной территории как в плане географии, так и с точки зрения знания населения.
На деле патрульных все время перебрасывают из района в район, напарники тасуются. А все потому, что в последнее время в структуре копов образовалась дыра – люди массово увольняются, и штат теперь укомплектован лишь наполовину.
“Не уходят из патрульной только иногородние и те, у кого много детей”, – уверен Дьяченко.
В то же время, первый заместитель начальника патрульной полиции Алексей Белошицкий говорит, что никаких дыр нет – при запуске всех патрулей суммарное число их служащих составило 11 тыс. человек. А сейчас служит уже более 15 тыс. И если ранее проблемы с кадрами действительно имели место быть, то теперь они решены – ведь добрали почти 4 тыс. новых копов.
Читайте также: Плюс 67: в Николаеве патрульные полицейские присягнули на верность украинскому народу