Удивить – не всегда значит быть героями. Герои – они не удивляют, они оправдывают надежды. А если не оправдывают, то разочаровывают, и их вычеркивают из списков героев.
Удивляют те, от кого не ожидали. Поступков, мыслей, позиций. И в хорошем, и в плохом смысле. Мы будем говорить о тех, кто удивил по-хорошему.
1-2. Ильми Умеров и Ахтем Чийгоз. Руководители крымскотатарского народа, заместители председателя Меджлиса, политзаключенные путинского режима – они вызывают удивление и восхищение своей несокрушимостью. Первый был приговорен к двум годам колонии с запретом заниматься преподавательской и общественной деятельностью за «сепаратизм», второй – к 7 годам лишения свободы за митинг протеста против российской оккупации возле Верховной Рады Крыма 26 февраля 2014 года. И когда встал вопрос о возможном их обмене на российских шпионов, то дело оставалось за малым – признать вину и написать прошение о помиловании. Но они не признали и не подписали.
Эта неуступчивость соратников даже вызвала отчаяние у Джемилева, который боялся, что сорвется обмен. «Мустафа Джемилев в отчаянии в Страсбурге во время разговора с Порошенко сказал, что этого (прошение о помиловании – авт.) никогда не будет», – написала Геращенко. Позже в интервью Укринформу Ахтем Чийгоз объяснил: «Стыдно было опозорить свой народ, свою страну», причем – не только просьбой о помиловании, но и жалобами на пытки, стыдно было «вызвать сожаление» у тюремщиков.
В течение четверти века рядовой украинец, когда речь шла о лидерах крымскотатарского народа, мог вспомнить только две фамилии – Джемилева и Чубарова. Только яростное сопротивление крымских татар российской оккупации открыло многим из нас глаза – и мы с удивлением увидели, как богат этот народ героями, интеллектуалами, творческими личностями, как хорошо видеть их рядом с нами в нашей общей борьбе.
3. Ульяна Супрун. Казалось, американку украинского происхождения, врача Майдана, волонтера и общественного активиста после прихода на должность и.о. министра здравоохранения ждет судьба, типичная для всех иностранных «варягов», которые пытались проводить реформы в Украине. Почти никто из них долго не продержался. На Супрун напали сразу же – и влиятельные оппоненты из руководства профильного комитета ВР, и многочисленные претенденты на должность, и общественное мнение, которое у нас остро заточено на всех, кто пришел во власть. Сколько раз молва отправляла ее в отставку! И я даже не могу привести те гадкие и унизительные прозвища, которыми награждали ее раз за разом враги. Она воевала и продолжает войну с ними практически наедине, добивалась и добилась принятия необходимых законов, запуска медицинской реформы, протаскивает ее сквозь узкие жернова нашего архаичного сознания.
Правильной ли является реформа здравоохранения от Ульяны Супрун? Сделает ли она нас здоровее и счастливее? Не знаю – ответ на это даст только время. Но достойна удивления и подражания настойчивость, с которой глава украинской медицины воплощает в жизнь свои идеи. Этому можно позавидовать!
4. Артем Сытник. Найдешь ли сегодня в Украине чиновника, который бы имел больше врагов среди элиты, чем директор НАБУ? Очевидно, новую антикоррупционную систему кто-то ошибочно воспринял как очередной симулякр. А все оказалось иначе – поэтому тайные агенты, обыски со спецназом и наручники на собственных «неприкасаемых» в руках многих фигурантов вызвали искреннее удивление.
Наступление на НАБУ начали со всех сторон – подозреваемые пытаются затаскать Сытника по судам и прокуратурам, народные избранники готовятся назначить «злого» аудитора. А тут еще и Генпрокуратура с СБУ подключились, захватив антикоррупционную агентуру Бюро и обнародовав его персональные данные. Только вмешательство в конфликт зарубежных доноров Украины приостановило эскалацию противостояния.
В настоящее время общество с тревогой наблюдает: не уменьшит ли НАБУ обороты в антикоррупционной деятельности, не пойдет ли на компромисс с теми, с кем должен бороться? Не хотелось бы, чтобы оно нас разочаровало…
5. Елена Белозерская. Видео о том, как украинский снайпер одного за другим обезвреживает трех российских боевиков, выставленное в интернете, не удивило – оно шокировало! Понятным был и шум, поднятый в вотчине Путина, и протесты пацифистов: как можно выставлять в сетях такие кадры? Но разве война сама по себе не является рафинированной жестокостью? И разве не нужно знать здесь, в тылу, как оно все там, на фронте, происходит?
Многие знали Елену до Революции как блогерку с фотокамерой, которая появлялась в центре гражданских акций сопротивления. Когда пошла добровольцем на фронт, показалось, что и там занимается журналистикой. Хотя раз намекала: она не журналист, а солдат.
Ее блоги с линии фронта, где Елена выкладывала свой взгляд на события в стране, каждый раз вызывали острые дискуссии. А после того, как она рассказала, чем, собственно, занимается на войне, к ее оценкам стали прислушиваться внимательнее. Не каждый мыслитель может похвастаться тем, что смотрит на мир сквозь оптический прицел.
6. Владимир Вятрович. В прошлом году в рейтинге украинцев, которые удивили, я вспоминал, что главу Украинского института национальной памяти колаборантский сайт «новороссия» назвал «главным пропагандистом киевской хунты» – и это было признанием. В этом году «главный декоммунизатор» Украины удивил тем, что чуть ли не первым включился в борьбу с украинофобией польских радикалов. Год был тяжелый – инспирированная (не из Кремля ли?) тема «волынской резни», разрушение украинских памятников в соседнем государстве, заявления высокопоставленных чиновников о невозможности «с Бандерой войти в ЕС» – в конце концов поставили отношения между двумя странами на грань раздора. А самого Вятровича сделали «невъездным».
Стоило председателю Украинского института национальной памяти лезть на рожон? Стоило обострять ситуацию? Возможно – да, он сыграл роль так называемого «злого копа», на фоне заявлений которого другой, «нежный полицейский», смог, надеемся, добиться определенного потепления отношений с нашим стратегическим соседом.
7. Анастасия Приходько. Странные фортели выписывает судьба. Участницы Евровидения от Украины Лорак и Лобода – стали своими для оккупантов. А Анастасия Приходько, которая пела «Мамо, а я ж тоді не знала, де ж та біда» под российским флагом – с началом войны отказалась от русскоязычных песен, мотается с концертами по зоне АТО, по таким «горячим» местам, что их группе запрещали въезд. Коллаборационисты ей не прощают – угрожают. Обещают похитить или прострелить голову, поэтому приходится маскироваться под позывным, менять машины. Она еще и волонтер: где только может, поддерживает бойцов-женщин. И то, что она стала осенью заслуженной артисткой Украины, возможно, и не так греет, как волонтерские медали «За возрождение Украины» и «Ангелы любви».
Удивительной является ее твердость убеждений на фоне господствующего в шоубизе «все не так просто». «Не пускайте сюда национальных предателей!» – Гневно реагирует Приходько на приезд в Украину Лорак. И просит Раду: примите уже закон о «пророссийских гастролерах»…
8. Владимир Омелян. Когда новоназначенный новый министр инфраструктуры в правительстве Гройсмана заявил, что в случае сопротивления реформам уйдет в отставку через месяц, все подумали: «Этот пришел временно». Тем более, что достались ему разбитые автодороги, монополизировання авиация и коррумпированная Укрзализныця. Конфликт с новым, избранным по конкурсу руководителем железной дороги Войцехом Балчуном в этом году перерос в настоящую войну. Казалось, Омелян проигрывает – на сторону поляка стал Кабмин, кураторство над Укрзализныцей забрали. Игра нервами продолжалась с переменным успехом. У Омеляна они оказались крепче. Не выбил его из седла и скандал с известным лоукостером, когда судьба министра вновь повисла на волоске. Но и здесь он удержался.
Его радужные планы чиновники «с опытом» воспринимают с улыбкой. Но он не останавливается. И кажется, этот заряд у него надолго. Чем завершатся реформаторские потуги Омеляна, пока не известно, но упорное настаивание на своей правоте даже при плохом расположении звезд – не может не удивлять.
9. Святослав Вакарчук. Неожиданностью стали высокие «президентские» рейтинги фронтмена «Океана Эльзы». Но еще больше удивила новость о том, что Вакарчук учится навыкам управления государством не где-нибудь, а в Стенфорде, в школе новых политических лидеров, да еще и под руководством Френсиса Фукуямы – одного из харизматичнх философов современности. Сам Святослав объяснил, что «пока» никуда не собирается, но ненависть определенной части плебса таки завоевал: «не хватало нам, чтобы лабухи управляли государством», «лучше пусть совершенствуется в пении» – пестрело в комментариях. Впрочем, другие увидели в нем новое лицо украинской политики.
Возможно, все гораздо проще: любому, кто достиг определенного возраста и определенных успехов, хочется сказать людям что-то сверхважное, открыть какую-то непостижимую истину. Пока озвученные на Youtube «десять заповедей Вакарчука» звучат наивно, а тексты песен – настолько трансцедентные, что, ища в них логику, раздраженный писатель Винничук назвал это «словесным бредом».
Но еще не вечер. И может, именно певец, как «падаван» философа, расскажет нам, что «с нами будет сила».
10. Борис Филатов. Даже недоброжелатели городского председателя Днипра смирились с тем, что он является «самым ярким градоначальником Украины». Информационных поводов для этого Борис Филатов дает достаточно. Были и неординарные (если не сказать – скандальные) решения – как вот с назначением на работу в мэрию бывших регионалов, а руководителем муниципальной полиции – известного «беркутовца». И рискованные непартикулярные фотографии (как «обнимашки» с Корбаном); и уникальная манера общения в соцсетях, которую те же недоброжелатели окрестили «подчеркнуто грубой». Яркий пример – последнее «предупреждение» нардепам из Днипра: «Официально сообщаю вам, что если вы проголосуете за предложенный проект госбюджета-2018, то можете больше за помощью ко мне не обращаться. Даже не звоните. Крутитесь на стороне».
Кроме войны с «извечным врагом» Вилкулом Филатов успел навыдвигать ультиматумов однопартийцам из «Укропа», поссорился с представителями БПП и многими другими влиятельными людьми. Его обвиняли даже в рукоприкладстве (как оказалось, безосновательно).
Но удивительно то, что, несмотря на все это, он за последний год укрепил свои позиции в городе.
В чем причина? То ли грубость в войне за справедливость становится модной на фоне войны? То ли Филатов, поставив себя над партийными интересами ради спокойствия в городе, в то время, как политическая поляризация в стране нарастает, сделал единственно верный шаг? Думаю, что последнее…
11. Андрей Кокотюха. Я не являюсь сторонником этого литератора. Его детективы и «авантюрные романы» иногда – слишком легкий жанр, а язык не поражает глубиной и метафоричностью. Сам он, издав более 50 книг, бывает, признает, что не считает себя писателем.
Однако в последнее время что-то в нем изменилось. И верю, что не в конъюнктуре дело, а, похоже, в совести. Потому что фильм «Красный», снятый по его роману и по его же сценарию режиссером Зазой Буадзе, попал «в яблочко». В нем Кокотюха филигранно (насколько мог) трагическую тему приодеть в одежду масс-культуры. И то, в чем обвиняют его снобы – прямолинейное деление на «своих»-«чужих», неоправданный «соцреализм» – на самом деле, лишь признак «искусства для народа». А его, чтобы донести понятным языком человеческую и цивилизационную трагедию украинской истории до рядового зрителя, нам как раз и не хватает. Иногда патриотизм должен побивать рефлексивную художественность.
12. Юлия Тимошенко. Рейтинг был бы неполным без одного из оппозиционеров. Назвать можно множество фамилий, но заявления и поступки (даже самые авантюрные) большинства из них давно не удивляют. А вот что впечатлило и даже вызвало зависть – это видео очередного двенадцатикилометрового забега «на спор» и под секундомер главной украинской оппозиционерки всех времен.
Столько поражений выпало на ее долю, столько ошибок, что, казалось бы, пора уже все понять и успокоиться. А она все не сдается, а она все бежит свою марафонскую дистанцию, не теряя лидерства. Мчится за призом, который большинство уже считает для нее недосягаемым. Мать всех украинских драконов… Я не поклонник ее талантов, но преклоняюсь перед ее характером.
Конечно, все эти заметки, как и сам рейтинг Укринформа, – весьма субъективные. Есть немало персон, которые ждут своей очереди быть названными среди тех, кто удивил.
Напомним, украинцы создают уникальные деревянные игрушки, которые пользуются спросом во всем мире