Как харьковчанин рисовал пираний в аквариуме для фильма “Иллюзия Обмана”, почему огромные съемочные павильоны скоро заменит комната с компьютером и почему в Голливуде пока нет украинских специалистов – в материале Styler
На днях в прокат вышел очередной фильм о приключениях Капитана Джека Воробья – “Пираты Карибского моря: месть Салазара”. Интересно, что спецэффекты к нему создавала компания Moving Picture Company (MPC), в которой уже несколько лет успешно работает парень из Харькова, Руслан Борисов.
“Терминатор: генезис”, “Красавица и Чудовище”, “Люди икс: Апокалипсис” – это лишь некоторые фильмы, над спецэффектами к которым работал Руслан.
Всего за несколько лет парню из Украины удалось построить успешную карьеру за рубежом, занимаясь любимым делом. А начиналось все так: после года учебы в Харькове, Руслан поехал по обмену в Италию. Там он увлекся дизайном и спецэффектами. Затем переехал в Канаду для учебы в университете Торонто.
“Там были отличные специалисты, образование было очень крутое. Все преподаватели – это не строгие академические ученые, а ребята, которые каждый день работают в этой индустрии и имеют передовой опыт создания спецэффектов. Они к нам приезжали сразу же после работы и делились свежим опытом. Мне было настолько интересно, что я там жил буквально днями и ночами”, – рассказывает Руслан.
Университет он закончил с отличием. Сейчас Руслан собирает все созданные “кусочки” спецэффектов и анимации уже в финале работы над фильмами. Для каждого проекта он собирает команду людей, руководит процессом работы и затем презентует идеи режиссерам и продюсерам.
“Продюсер пришел и сказал: “Окей, вкидываю еще 50 лямов” Отчасти работе по созданию спецэффектов помогла удача, признается Руслан. Дело в том, что в тот период в Канаде как раз провели реформу налогообложения. Согласно новым законам, все фильмы, которые снимались бы в Канаде, могли вернуть себе все уплаченные налоги обратно. Американцам это было выгодно финансово, а канадцы получили возможность работать над лучшими голливудскими фильмами.
“Так я получил одну работу, через неделю – другую. И так все закрутилось! До этого был занят на фрилансе в проектах со “средним бюджетом”. Кстати, “Иллюзия обмана” – это как раз был фильм изначально со средним или даже небольшим бюджетом. Но потом он оказался намного лучше, чем его планировали. И в него вбросили еще денег. А сейчас мне говорят: “О, так ты работал над “Иллюзией обмана”. Так ты крутой чувак!” – признается парень.
После работы над этим фильмом карьера Руслана начала свой стремительный взлет. “Иллюзия обмана” – это как раз один из тех случаев, когда фильм не планировали очень масштабным по спецэффектам. В Голливуде постоянно проводят предварительные показы фильмов. И во время этих предпоказов могут увеличить бюджет фильма, добавить или убрать актера.
На первый закрытый предпоказ “Иллюзии обмана” пришел продюсер, посмотрел фильм и сказал: “Окей, вкидываю еще 50 лямов”. В итоге фильм оказался очень крутым”, – говорит Руслан. В этом фильме он работал над созданием пираний, которые плавали в аквариуме. Важно было создать их реалистичными: они должны были двигаться не быстро и не медленно, а так, как настоящие пираньи.
Их рисовали около двух месяцев. “В фильме была сцена, когда главная героиня попала в аквариум с пираньями. Я был тем, кто придумывал, как эти пираньи будут выглядеть, как они будут вокруг девушки плавать”, – говорит парень. Большая часть работы – это не только создание персонажей и эффектов, а и диалог с командой фильма.
“Постоянно нужно искать новые визуальные идеи, которые понравятся режиссеру. Особенная сложность – убедить, что это подойдет. Технически мы можем делать все что угодно, но это может не понравиться режиссеру. Тогда нужно переделывать”, – рассказывает создатель спецэффектов.
Последние несколько лет Руслан занимается только супервайзингом. Теперь он не создает спецэффекты сам, а руководит теми, кто их делает, а затем старается презентовать эту работу режиссерам, продюсерам.
Самый большой проект – работа над фильмом “Призрак в доспехах”, признается Руслан. Этот фильм недавно вышел в прокат. Над ним работали почти 10 месяцев.
“Мне, кстати, нравится работа, даже когда нужно что-то доделать. Когда клиент говорит: “Так, нарисуйте мне еще двадцать взрывов!”. Да, это круто”, – вспоминает Руслан.
На создание пятиминутного ролика порой может уйти около года, говорит он. Это время с момента рисования художником концепта до готовых спецэффектов.
“Например, для фильма “Призрак в доспехах” мы создали более тысячи кадров. Каждый голливудский режиссер просит: “Сделайте так, чтобы этого не было больше нигде. Хочу монстров самых крутых, самых страшных”. И нам это удается. Каждый фильм должен отличаться чем-то. Чтобы это не было похоже ни на что другое. В этом и заключается профессионализм”. Кстати, для отдельных сцен “Призрака в доспехах” создавалась 3D-модель Скарлетт Йохансон.
“Проблема всех созданных компьютерных существ – это то, что у них нет мелкой моторики. Нужно отдельно анимировать каждый элемент: нос, уши… Все эти мелкие детали, которые показывают, что они живые, а не “картинные”. Огромную часть времени мы проводим в мини-кинотеатрах, бесконечно просматривая один и тот же кадр. Стараемся все сделать максимально реалистичным, чтобы в итоге это вышло идеально”, – говорит Руслан.
По его словам, западная манера работы над фильмами отличается тем, что там очень быстро реагируют на любые изменения в сфере. Просьбы Стивена Спилберга и “киношные” легенды о характере Ридли Скотта “Киношники” могут провести какой-нибудь опрос и решить, что эта часть фильма не нравится людям, и тогда ее просто полностью уберут или доснимут другую, говорит Руслан.
“Доснять или создать еще какой-то элемент фильма уже после предпоказа – нормальная практика. Один из владельцев Paramount Pictures, Стивен Спилберг, пришел на предпоказ “Призрака в доспехах”, посмотрел, что-то не понравилось. Сказал, что нужно доснять кусочек. Позвонили Скарлет Йохансон и досняли. Теперь это есть в фильме, хотя раньше не было”, – объясняет он.
Зритель обычно воспринимает фильм как данность, как готовый продукт. Так и должно быть. Но те, кто создает фильмы, смотрят на картину по-другому.
“Мы смотрим на фильм как на готовый продукт и не можем представить, что могло быть иначе. Но на самом деле есть 20 вариантов фильма, 30 вариантов звука. Над фильмом работает 40 монтажеров. И еще полчаса спецэффектов, которые не попали в итоговую версию. Создатели постоянно пытаются улучшить все до последней секунды. Любой голливудский фильм смотрибелен как минимум потому, что прошел множество внутренних рецензий. Это часть рабочей культуры”, – рассказывает он.
Один из клиентов компании Руслана – Ридли Скотт, знаменитый английский кинорежиссер и продюсер. В “киношных” кругах ходит легенда о том, что Ридли Скотт часто матерится. Особенно – когда ему не нравится, как сняли ту или иную сцену.
“Он может сказать “Что это вообще за хрень?”. Только нецензурно. А еще говорят, что у него просто-таки невероятное воображение! Ему можно показать черновой вариант картинки, а он сразу же представит, как это будет выглядеть потом. И то, что мы делаем, ему сразу нравится”, – рассказывает Руслан.
По мнению Руслана, мировой кинематограф постепенно будет меняться: в будущем будет все больше фильмов, полностью созданных на компьютере. Впрочем, эта тенденция уже давно есть.
“Но при этом зритель может даже не узнать, что это было создано в реальной жизни, а нарисовано. За фильм “Книга джунглей” наша компания получила “Оскар”. Весь фильм создали на компьютере. Разве что кусок дерева, вокруг которого Маугли ходил, был реальным. Все остальное – работа на компьютере”, – вспоминает Руслан.
Руслан предполагает, что в будущем все чаще режиссеры будут снимать актеров, которые играют роль всего лишь на фоне “базового” зеленого экрана, а позже фон для него будут создавать технологии.
“Будет меньше декораций, созданных в реальности. Вместо огромных павильонов будет комната, где все это будут рисовать. Думаю, это намного проще: сделать фильм “с нуля” на компьютере”, – говорит он.
Часто бывает, что в том или ином фильме показаны технологии будущего. А затем, через несколько лет очень похожие или даже такие же технологии появляются в реальной жизни. Руслан говорит, что это связано с профессионализмом тех, кто работает над фильмом.
“Для каждого такого фильма нанимают футурологов, дизайнеров. Нанимают профессионалов своего дела, которые прекрасно разбираются в технологиях”, – объясняет Руслан.
Руслан также поделился своим мнением о фильмах, которые создают в Украине.
“Выходит фильм “Сторожова Застава”. Картинка симпатичная. Но я смотрю на картинку и сразу вижу, откуда взят тот или иной элемент. О, это срисовано со спартанцев, а это – из других персонажей. Мне бы хотелось, чтобы делали что-то совсем новое. А все новое – это обычно в Украине андеграундное. Есть сильные визуальные картинки. Но их просто нужно скомпоновать в один классный фильм”, – говорит создатель спецэффектов.
Не секрет, что украинская кинематография очень сильно отстает от Голливуда. По мнению Руслана, это происходит по комплексу причин.
“В Украине есть крутые специалисты. Но в Голливуде наших практически нет. Я долгое время был один. Потом появился парень, кажется, из России. Я никогда не работал в Украине и в России, не знаю, как это здесь работает. Но лично мне очень импонирует, что на западе ценят и уважают талант. Уважают твою работу. Все свои заслуги и возможности ты получаешь из-за того, что умеешь это хорошо делать. В Голливуде не нанимают на работу кума, брата, свата. Подходит человек или нет – судят по портфолио. Если у вас есть лучший друг, но при этом он – лентяй, то его не возьмут. В результате получается здоровая индустрия, в которую все попали потому, что они этого заслуживают”.
Конечно, режиссер в создании фильма – главный, добавляет Руслан. Но к мнению профессионала всегда прислушиваются. “Каждый участник пытается делать свою маленькую часть работы лучше, чем другие. Он понимает, что если сделать хорошо, то это попадет в фильм. Это здоровая конкуренция. И один фильм – это большая компания людей, которые занимаются общим делом”, – говорит Руслан.
Если бы Руслан не попал в киноиндустрию и имел возможность выбрать другую профессию, то стал бы спортсменом или инвестиционным банкиром, признается он.
“Мне нравятся индустрии, в которых есть дух соревнований. Я занимаюсь многими видами спорта – триатлоном, боксом, фехтованием. Катаюсь на лыжах и занимаюсь серфингом. Выбрал бы что-то из этого”, – говорит он.
В ближайших планах Руслана – выступить в качестве режиссера и снять свой собственный фильм. Об этом он мечтает на протяжении нескольких последних месяцев.
“У меня довольно хорошо получается создавать эффектную картинку. Думаю как-то применить это уже в своем кино. Свое кино – это мой план на несколько лет вперед. Сейчас я понемногу ищу людей, которые будут для меня это рисовать. И если кто-то связан с кино в Украине, и если можно с кем-то здесь сконтактироваться, то тоже буду этому рад”, – добавляет он.
Своим, возможно будущим, коллегам Руслан пожелал: “Не бойтесь делать что-то новое”. Это, по его мнению, самое важное.
“Я часто смотрю портфолио, чтобы нанять человека на работу. И самое ужасное – это копировать то, что уже было. Для полета творчества индустрия кино – абсолютно свободна. Зачем еще раз “взрывать” Статую Свободы, если она взорвана уже сто тысяч раз. Но я вижу, что все равно ее взрывают в своих первых работах. “Взорвите” православный храм, например!”, – сказал Руслан, передает styler.rbc.ua