«Невидимыми жертвами забытого кризиса» назвали украинских детей в ЮНИСЕФ. Только за последний год число детей, нуждающихся в экстренной помощи, удвоилось и достигло миллиона. 200 тысяч из них живут в районах, прилегающих к линии соприкосновения, где в последнее время резко обострились вооруженные столкновения. Елена Вапничная расспросила о ситуации руководителя представительства ЮНИСЕФ в Украине Джованну Барберис.
ДБ: Нам известно, что порядка 200 тысяч детей живут в пределах 15 км от линии соприкосновения с обеих сторон. Они живут, окруженные насилием, они подвергаются опасности подорваться на минах, они не всегда могут получить медицинскую помощь, ходить в школу, просто жить нормальной жизнью. Ситуация очень тяжелая. Добавить к этому огромную психологическую травму, которую переживают дети. Их преследуют кошмары, они впадают в панику при любом громком звуке. Так что ситуация очень сложная».
ЕВ: Последний отчет миссии ООН по наблюдению за правами человека в Украине посвящен сексуальному насилию в ходе конфликта. Там говорится о том, что сексуальным посягательствам подвергаются и дети. Что Вам об этом известно?
ДБ: Да, такие сообщения поступают. Мы, разумеется, пристально следим за ситуацией и появляется все больше информации о подобных случаях. У нас нет конкретных свидетельств, но мы знаем, что это происходит, и это чрезвычайно тревожит. Вместе с коллегами из других организаций мы работаем над тем, чтобы, в первую очередь, лучше понять, что происходит, и оказать поддержку и детям, пережившим сексуальное насилие, и их близким.
ЕВ: У ЮНИСЕФ есть возможность бывать на территориях, неподконтрольных правительству?
ДБ: Попасть в эти районы, разумеется, не так легко, но иногда мы получаем доступ туда и стараемся сделать все, что в наших силах, чтобы оказать помощь и поддержку тем, кто в ней нуждается, – особенно детям, которые живут вблизи линии соприкосновения с той стороны. Трудности, в основном, связаны с опасной обстановкой и получением разрешения на то, чтобы пересечь контактную линию, но мы готовы в любой момент отравиться туда и оказать необходимую помощь.
ЕВ: Скажите, а Вы лично бывали в тех районах, которые особенно пострадали от вооруженных действий? Что Вы там увидели?
ДБ: Да, конечно, я стараюсь бывать там, где живут дети, которые оказались в такой тяжелой ситуации. Мы расширили свое присутствие на территории всей восточной Украины с тем, чтобы отслеживать положение детей. И сама регулярно туда езжу, чтобы своими глазами увидеть, что происходит на месте, и убедиться в том, что дети получают необходимую поддержку.
ЕВ: Что вам особенно запомнилось, что поразило?
ДБ: Поражает то, что многие дети вынуждены прятаться от обстрелов и даже жить в бомбоубежищах. Тысячи детей живут в районах, которые более или менее регулярно подвергаются обстрелам. Поэтому они прячутся в подвалах и фактически лишены элементарных условий существования. Это поистине трагическая ситуация. Конфликт длится уже четвертый год, и пока не найдено никакого решения. Но для того, чтобы дети смогли вернуться к нормальной жизни, необходимо найти выход их кризиса, сообщает Радио ООН.
Напомним, как сообщало Инше ТВ, немецкие социологи провели соцопрос на Донбассе — по обе стороны фронта