Подделка документов, самовольная застройка, так называемые «титушки», которые помогают захватить землю, — все это уже будни земельных конфликтов.
Но на Николаевщине пошли еще дальше — местные депутаты ради земли у моря решили закрыть школу. Ведь на трех гектарах ее территории можно возвести коттеджный городок или несколько баз отдыха.
Об этом идет речь в расследовании Ярослава Чепурного и Олега Оганова из Центра журналистских расследований (Николаев) для «Слідство.Інфо» «На краю земли»: как депутаты Николаевщины делят побережья».
Село Покровка расположено у морского побережья, в одном из самых отдаленных районов Николаевской области. Здесь есть школа. Недавно чиновники решили постепенно сокращать в ней классы. Дети из этого села и из Покровского, расположенного совсем рядом, теперь должны ездить в другое село — Васильевку, за 25 километров, ведь школа в Покровке оказалась на грани закрытия.
Сергей Филипенко — житель Покровского и отец четверых школьников. В 2015 году он ушел добровольцем на Восток Украины в составе 79-й бригады. Сейчас Сергей в отпуске и говорит, что должен скоро снова отбыть на Донбасс. До отъезда ему хотелось бы решить проблему с обучением детей в своем селе. Потому что ездить каждый день в соседнее отдаленное село физически тяжело.
«Нас собрали и сказали, что детей больше учить не могут в связи с тем, что по закону в ней не хватает учеников. То есть, что они будут учиться в селе Васильевка, расположенном в 25 километрах. Ехать туда надо полтора часа. Детей укачивает, пьют таблетки», — рассказывает участник АТО из Покровского.
Кинбурнская коса, на которой расположена Покровка, — это полуостров, покрытый песками. Полуторачасовая поездка по этим песчаным дорогам — серьезное физическое испытание для организма взрослого, не то, что ребенка. Время от времени ученики остаются дома, потому что у местного сельсовета не всегда есть средства на горючее для сельского автобуса. По словам Филипенко, первые и последние занятия в школе отменяют. На первое они не успевают, а последнее — чтобы доехали домой, пока стемнеет.
Впрочем, местные жители утверждают, что средства на школу в Покровке, при желании, можно было бы найти. Но у сельсовета другие приоритеты.
«Мы сейчас зашли в тупик по этому вопросу. Но потом мы решили его так, чтобы довозить детей до Васильевки и обучать 5-10-11 классы там», — заявил Покровский сельский голова Григорий Агафонов.
Однако местные активисты уверены, что под закрытием учебного заведения кроется схема очередного распределения ценной земли. Ведь школа занимает почти 3 гектара у моря. Сергей Филипенко уверен, что в закрытии школы заинтересован сам сельский голова:
«Школа расположена на самом берегу моря. Зачем ее закрывать? Я вам скажу. Это готовая база отдыха».
Сельский голова такие обвинения отвергает: «Это чушь и бред сивой кобылы. Но как можно учебное помещение продать куда-то или куда-то загнать еще и землю?»
Кинбурнская коса, на которой расположено село, — уникальное место. Здесь есть кефалевые озера, сосновые леса, заповедник с редкими растениями и животными. А главное — чистое море. Летом на этом полуострове, оторванном от цивилизации, отдыхают тысячи туристов. Следовательно, земля стоит немало — от 1 до 3 тыс. долларов за сотку. Единственная власть на косе — Покровский сельский совет. Уже 30 лет его бессменно возглавляет Григорий Агафонов, депутатский корпус также почти не обновляется. Понимая спрос на здешнюю землю, сельсовет поставил ее раздачу «на конвейер». Массовая раздача земли в Покровке, в конце концов, заинтересовала правоохранителей. Полиция Николаева возбудила 5 уголовных производств в отношении должностных лиц сельского совета. Два из них уже закрыты, по трем другим следствие все еще продолжается.
«Откупает он свободу землями. Посмотрите, кому он землю выделяет, и в каком количестве. Он на коротком поводке. Силовики приходят сюда и получают землю», — уверен Сергей Филипенко.
Публичная кадастровая карта дает ответ на вопрос, почему дела о переделе земли в Покровке не доводятся полицейскими до суда.
Например, только сотрудникам Очаковского отделения полиции или их родственникам предоставлено здесь 9 земельных участков. Среди бенефициаров — Дмитрий Волков, участковый в Покровском сельсовете, Артем Родыгин, бывший начальник следственного отдела, Николай Войналович, сотрудник райотдела, Юрий Литвиненко — тоже бывший начальник Очаковского райотдела. Также землю получили бывшие руководители Нацполиции Николаевщины. В среднем «нарезалось» от 10 до 25 соток, а это по рыночным ценам от 25 до 50 тысяч долларов. Можно ли это считать подкупом правоохранителей? Спрашиваем у и.о. начальника следственного управления отдела Очаковской полиции:
— Вы получали землю в Покровском сельском совете, село Покровка?
— Во-первых, не я ее получал, получала моя жена. И получали мы до того, как поженились.
— Мы посмотрели, у вас полрайотдела земельные участки получило в Покровке и Покровском районе. Нет ли в этом попытки должностных лиц Покровского сельского совета избежать ответственности путем раздачи земли сотрудникам райотдела?
— Это право каждого гражданина, если мне память не изменяет, согласно Земельного кодекса.
— Но ведь не каждый гражданин может получить эту землю.
— Да, абсолютно. Конечно. Если следователь получает землю, и у него в производстве дело, то, конечно, возникает вопрос. Наверное, подлежащий проверке обязательно, — добавляет полицейский начальник.
Налоговики, судьи, чиновники управления земельных ресурсов — все они также получили здесь земельные участки.
Не забыли сельские депутаты и о себе. На депутата сельсовета Николая Крумаленко оформлено 10 участков площадью около 16 гектаров. Места, которые можно назвать уникальными, — у самого моря и на землях регионального парка, где расположено поле орхидей. Депутат говорит, что будет пасти там скот. Местная прокуратура предприняла попытку оспорить выделение этой земли. Но вдруг сотрудница прокуратуры Виктория Чехлина, которая ведет земельное дело депутата Крумаленко, и ее муж получили участок в этих местах. Мы спросили ее, не возникает ли конфликт интересов при этом? Сотрудница прокуратура отказалась отвечать на вопросы корреспондента и рекомендовала обратиться в пресс-службу.
Селяне надеялись спасти школу посредством получения поселком Покровка статуса отдаленного района, который может претендовать на бюджетную поддержку. Но при таких темпах раздачи участков и наплыве новых землевладельцев здесь скоро будет популярный курортный центр, а не малонаселенный отдаленный район.
«Мы написали письмо с просьбой признать Покровский сельский совет труднодоступным. Мне позвонили и сказали — понятно, что будет отрицательный ответ. За последние 4 — 5 лет Покровский сельсовет выделил 2,5 тысячи участков земли», — ответил Сергей Самоуков, председатель Очаковской райгосадминистрации.
Сергей Филипенко и его односельчане считают, что, если бы часть земель была продана на открытом честном аукционе, денег бы хватило и на школу, и на другие нужды села. Зато теперь, стараниями сельсовета, у Покровки мало средств и не так много свободных участков земли. Один из которых — под местной школой. Сейчас Сергей Филипенко не надеется ни на местную власть, ни на правоохранительные органы, ни на справедливый суд.
«Почему мне из Очакова из Министерства образования звонят и говорят: мы понимаем, что это незаконно. Но что нам делать? Если они не понимают, что делать, пусть берут каску, броню и едут туда… Там есть что делать…» — добавляет возмущенный боец АТО.
Как сообщало «Інше ТВ» в июле минувшего года, Школу в Покровке на Кинбурнской косе не закроют, — решение Очаковского райсовета