Режиссер документального фильма “Немецкая жизнь” Кристиан Кренес сообщил журналистам о кончине центрального персонажа картины – Брунхильды Помсель, бывшей секретарши главного пропагандиста нацистской Германии Йозефа Геббельса. 106-летняя долгожительница оставалась одной из немногих, кто лично знал лидеров НСДАП и выступал со свидетельствами о трагической эпохе.
По словам Кренеса, в последний раз он разговаривал с Помсель 11 января, в ее день рождения, тогда она находилась в полном сознании. Бывшая секретарша министра пропаганды Третьего рейха скончалась во сне в своем доме в Мюнхене 27 января, уточняет DW-World.
Как напоминает The Washington Post, в последние годы Брунхильда Помсель делилась воспоминаниями о трех годах, когда она работала в сердце нацистского правительства, рассуждала о личной и коллективной ответственности за Холокост и другие преступления фашизма. Она утверждала, что ничего не знала о концлагерях, когда работала с Геббельсом. По ее словам, во время Третьего рейха Германия жила “словно под заклятием”, а массовые убийства были “тщательно охраняемым секретом”.
В документальном фильме-интервью Помсель снялась, уже отметив столетний юбилей. В основу картины легли десятки часов интервью, которые она давала в 103-летнем возрасте. Премьера ленты состоялась в 2016 году.
“Все прекрасное имеет свои изъяны. И все ужасное тоже имеет свою черную сторону. Нет ничего черно-белого. Всегда и во всем есть немного серого”, – говорит Помсель в фильме, настаивая на своей неинформированности и рассуждая о чувстве вины, сообщает newsru
Брунхильда Помсель родилась в Берлине в 1911 году. По ее словам, привычку безрассудно подчиняться в нее вбил отец, ветеран Первой мировой войны. Другими факторами, которые определили ее судьбу, Помсель называет “легкомыслие юности и невнимание к национальным делам”.
В юности она работала в магазине одежды, принадлежавшем еврейскому бизнесмену, а также стенографировала для адвоката-еврея. Она подрабатывала, помогая записывать мемуары нацистскому писателю Вулфу Блаю. Именно он помог ей устроиться на работу в радиовещательную корпорацию, благодаря чему она попала в секретариат к Геббельсу. Эта работа потребовала от Помсель членства в НСДАП.
“Это была моя судьба. Кто из нас контролирует свою судьбу? Особенно во времена таких потрясений”, – говорила она в интервью.
Помсель утверждала, что поддерживала отношения со своей подругой-еврейкой Евой Лоуэнталь, даже когда правительство начало кампанию преследования. Секретарша Геббельса полагала, что евреев депортируют в исправительные лагеря в Судетах за совершенные преступления.
“Никто никогда не верит нам. Все думают, что мы знали все. Мы ничего не знали”, – уверяет она в документальном фильме.
Брунхильда Помсель была секретарем Геббельса начиная с 1942 года и вплоть до его самоубийства, совершенного вместе с женой и шестью детьми. В ее обязанности входил прием телефонных звонков, стенографирование встреч, организация поездок. Помсель описывает Геббельса как учтивого человека с хорошо ухоженными руками. По ее словам, ее работодатель, как и его жена Марта, были исключительно вежливы и ласковы с ней, хотя и несколько высокомерны. При этом, рассказывает Помсель в “Немецкой жизни”, во время публичных выступлений Геббельс превращался из “благородной элегантности” в “бушующего лилипута”.
В последние дни войны, когда поражение нацистов стало неизбежным, Помсель вместе с другими государственными служащими сидела на полу в Министерстве пропаганды, поддерживая себя алкоголем. Геббельс и его семья находились в Фюрербункере. 30 апреля 1945 года Гитлер покончил с собой. На следующий день Геббельс и его жена отравили шестерых своих детей и также совершили самоубийство.
“Я никогда не прощу Геббельсу то, что он сделал с миром, и то, что он убил своих невинных детей”, – говорила Помсель в одном из своих последних интервью.
Брунхильда Помсель ждала смерти и радовалась своей бездетности
Она вместе с коллегами сдалась советским солдатам и пять лет провела в лагерях. После возвращения она до выхода на пенсию работала в Западно-германской теле- и радиовещательной компании. Помсель жила в пригороде Мюнхена, никогда не выходила замуж и не имела детей.
Прошлым летом, уже потеряв зрение, она дала одно из своих самых откровенных интервью.
“Мне осталось совсем немного времени – я надеюсь, несколько месяцев, а не лет – и я цепляюсь за надежду, что мир не перевернется снова, как это было тогда, хотя некоторые ужасные события все равно происходят. Я радуюсь тому, что у меня никогда не было детей, о которых нужно было бы беспокоиться”, – цитирует ее слова The Guardian.
Помсель рассказала, как спустя шесть десятилетий после окончания Второй мировой войны нашла в себе силы узнать о судьбе подруги, Евы Лоуэнталь. Она обратилась в Мемориал Холокоста, открытый в 2005 году, и узнала, что Лоуэнталь была депортирована в Освенцим в ноябре 1943 года и была объявлена мертвой в 1945 году.
“Бог не существует, но дьявол, конечно же, есть. И нет никакой справедливости”, – говорила журналистам Брунхильда Помсель.