Пока пранкеры от имени Филиппа Киркорова разыгрывали лидера группы Space по ситуации с плагиатом, сам поп-король написал на французского музыканта Дидье Маруани и его юриста заявление о вымогательстве у него 1 млн евро.
Хронологию событий пытается восстановить LIFE
Во вторник вечером многочисленные прохожие, оказавшиеся в районе отделения Сбербанка на Покровке, 19, решили, что тут произошло ограбление. Тротуар около отделения был перегорожен защитными лентами, у входа толпились полицейские. Внутри банка суетилась толпа мужчин в штатском. Среди них выделялись двое импозантно одетых господ. Это были известные столичные адвокаты Александр Добровинский и Игорь Трунов.
Они тут были по разные стороны баррикад: Добровинский представлял интересы российского поп-короля Филиппа Киркорова, а Трунов — французского музыканта, композитора и лидера легендарной группы Space Дидье Маруани. Через несколько минут полицейские вывели из банка Трунова и Маруани и увезли их в ОВД “Басманное”. На вопросы журналистов о причинах задержания, Трунов успел лишь крикнуть: “За официальную сделку”. Маруани прокричал на английском языке: “Я жертва”.
Видео задержания выложил в своем твиттере российский оппозиционер Навальный
Французского музыканта Дидье Маруани запихивают в полицейскую машину. Он сопротивляется. Задержан по заявлению Филиппа Киркорова. Фантастика pic.twitter.com/2AUtb05qjP
— Alexey Navalny (@navalny) 29 ноября 2016 г.
В это же время Киркоров ехал в Главное следственное управление МВД по Москве на Новослободскую улицу, чтобы рассказать, как французский композитор и его российский адвокат вымогали у него 1 миллион евро. Так закончилось запланированное подписание мирового соглашения между Киркоровым и Маруани, который обвинял российского певца в плагиате.
Мелодия раздора
Эта запутанная история началась несколько недель назад, когда известный московский юрист Игорь Трунов решил помочь лидеру французской группы Space Дидье Маруани с иском к королю российской эстрады Филиппу Киркорову. Композитор заподозрил, что мелодия песни Киркорова “Жестокая любовь” является плагиатом его раннего творения Symphonic space dream. До недавнего времени Трунов был адвокатом, но в сентябре 2016 года Адвокатская палата Московской области лишила его лицензии. Тем не менее, Маруани не отказался от его юридической помощи.
Игорь Трунов провёл целое расследование, скрупулёзно собрав данные обо всех концертах и выступлениях, когда Киркоров исполнял “Жестокую любовь”. Получилось, что за последние три года певец успел дать 418 концертов по всей стране, собрав в общей сложности 6 миллиардов 679 миллионов 640 тысяч рублей.
— Мы пытались сосчитать, сколько Филипп Бедросович получил за исполнение песни “Жестокая любовь”, авторство музыки к который мы оспариваем. Получилась колоссальная сумма, причём только за последние три года — 392 миллиона 920 тысяч рублей. Это связано с огромным количеством гастролей — в среднем в год Филипп Киркоров выступает на 140 концертах, — пояснил тогда Лайфу Игорь Трунов.
Эта сумма рассчитывалась примерно так: в среднем Филипп Киркоров, выступая на концерте, поёт 17 песен, выручка за билеты составляет около 16 миллионов рублей. Цены на билеты поп-короля колеблются от 2 тысяч рублей до 10 тысяч.
Эти расчёты были приложены к иску, который Игорь Трунов подал 1 ноября 2016 года в Мосгорсуд. Они требовали взыскать с Филиппа Киркорова за плагиат 75,3 млн рублей. Кроме Киркорова ответчиками по иску заявлены автор песни Олег Попков, ООО “Филипп Киркоров продакшн”, Sony Music Entertainment, группа компаний Rones, а также ВГТРК. Маруани также просил суд запретить Киркорову исполнение песни “Жестокая любовь”.
По идее, споры об авторских правах и интеллектуальной собственности разрешают арбитражные суды. Однак, иск у Трунова приняли. В ответ Филипп Киркоров заявил, что он впервые слышит о существовании группы Space, а его представители объяснили иск французских музыкантов желанием пропиариться. Они говорили, что располагают документами, согласно которым песня “Жестокая любовь” была записана и зарегистрирована за два года до даты, которая заявлена в релизе песни Space.
7 ноября заседание Мосгорсуда было недолгим. Исследовав материалы, судья справедливо решила, что иск подан не по адресу и предложила сторонам идти в арбитражный суд.
Кто раскурил трубку мира?
28 ноября Трунов неожиданно заявил, что Филипп Киркоров согласился заключить мировое соглашение с Дидье Маруани по делу о плагиате. Юрист пояснил, что переговоры между музыкантами длились три дня и теперь подготовлен договор об авторских правах, который позволит Киркорову уже на законных основания исполнять “Жестокую любовь”.
В распоряжении Лайфа оказалась переписка, в которой человек, представившийся Филиппом Киркоровым, действительно предлагает французскому композитору Дидье Маруани 1 миллион евро за отказ от претензий, а также приглашает его приехать в Москву.
— Дидье, я понимаю, но, перед тем как я дам вам контакты (своего адвоката), я хотел бы спросить прямо. Это очень важно. Мы заплатим вам миллион евро. Попков (российский автор песни) сохранит его права на песню “Жестокая любовь”. И вы прекратите жалобы к нам. Так? И вы не предъявите никаких претензий на компенсацию и в будущем? — говорится в письме, написанном от имени российского поп-короля.
Маруани отвечает:
— Дорогой Филипп, я также буду счастлив закончить этот конфликт. Так как я хочу подписать соглашение завтра или в воскресенье, можете дать мне контакты вашего юриста (прямой номер или почту), чтобы иметь прямой контакт с ним, или, если хотите, моему юристу дать ваши контакты для подготовки соглашения. То, что мы нашли джентльменское соглашение и все жалобы будут исчерпаны, гораздо лучше для вас.
“Филипп”:
— Дидье, я реально рад, что конфликт будет закончен. Что насчёт темы? Попков сохранит права на песню. Вы оставите ваши. Мы подпишем соглашение, и вы скажете, что это всё было розыгрышем (пранком). И мы закончим недопонимание. Филипп.
Маруани:
— Филипп, я думаю, мы подпишем соглашение в следующие два дня. Это может быть объявлено на пресс-конференции, что мы нашли джентльменское соглашение и не будем отвечать на все вопросы, так как соглашение было конфиденциальным. Я помню, что вы просили меня по телефону сделать пресс-конференцию вместе и что мы согласились на ваше предложение, даже если мы оба будем носить розовые рубашки. Дидье.
Я тебе не верю
Как выяснилось, Киркоров основательно подготовился к встрече с французским коллегой: утром 29 ноября поп-певец написал и подал заявление в столичную полицию о том, что Дидье Маруани и его юрист Игорь Трунов вымогают у него 1 миллион евро. Поп-король просил возбудить против них дело о вымогательстве и клевете.
— В ходе электронной переписки Дидье Маруани написал, что готов опровергнуть ранее изложенную им и Труновым в СМИ информацию взамен на выплату ему 1 млн евро, в противном случае он обещал собрать большую пресс-конференцию совместно с Труновым и ещё раз публично обвинить меня в воровстве и плагиате, — написано в заявлении. — Дидье Маруани установил в крайний срок выплаты вымогаемых 1 млн евро — 29 ноября 2016 года.
Клеветническими Киркоров посчитал заявления Трунова и Маруани о том, что именно он “украл песню “Жестокая любовь”.
— Я заведомо не мог этого сделать, поскольку никогда не заявлял себя автором этой песни. У песни есть официальный автор, авторство которого зарегистрировано в Российском авторском обществе, — пишет певец.
Киркоров считает, что это была продуманная схема.
Наносить мне по нарастающей всё больший и больший репутационный ущерб и ущерб моим чести и достоинству, чтобы довести меня переживаниями и опасениями за мою репутацию и карьеру до такого эмоционального состояния, что я буду вынужден согласится заплатить один миллион евро, — говорится в его заявлении.
Передача денег и подписание мирового соглашения между музыкантами были назначены на 29 ноября в отделении Сбербанка на Покровке. Когда там собрались адвокат Киркорова Александр Добровинский, а также Игорь Трунов и Дидье Маруани, их встречу прервали полицейские. Трунов и Маруани были задержаны в рамках доследственной проверки по заявлению Филиппа Киркорова.
Адвокат и супруга Трунова Людмила Айвар заявила, что готовность поп-короля договариваться миром по искам о плагиате была лишь иллюзией. По её словам, французский композитор Дидье Маруани стал жертвой интриг со стороны Филиппа Киркорова и его окружения.
— У меня есть впечатление, что Киркоров готовил провокацию, договаривался о встрече, вёл переговоры, согласился на мировую по делу о плагиате, а на деле просто выманивал Маруани в Россию, чтобы обратиться в полицию, — заявила Лайфу Айвар.
Сам Киркоров настаивает на своём:
— Я всё это время молчал, это было настолько абсурдно для меня, все эти претензии, обвинения, такой поток лжи в мой адрес, который предъявлял этот композитор, — поделился с Лайфом Киркоров. — Просто моя чаша терпения была переполнена, когда это перешло все грани дозволенного и законного. Когда-то этому должен был настать конец. Сегодня это произошло. Ситуация разрешилась именно так, как и должна была разрешиться по закону. Это всё вынудило меня обратиться в правоохранительные органы и попросить защиты у государства, чтобы меня оградили от подобных инсинуаций, что сегодня и произошло. Пока не могу ничего больше сказать, так как идут следственные действия.
Пранкеры в деле
Ещё более запутанной ситуация стала во время пресс-конференции, которую дал после событий на Покровке адвокат Филиппа Киркорова. Добровинский утверждал, что от имени российского певца всё это время выступали знаменитые телефонные пранкеры Вован и Лексус, а сам Киркоров якобы ни одного электронного письма до 29 ноября вымогателям не отправил.
По словам адвоката, Трунов и Маруани были до последнего уверены, что общаются с реальным Киркоровым. Когда обман вскрылся и о нём узнал Добровинский, он, по его словам, тут же направился к Киркорову. Певец решил, что вся эта ситуация может повредить его репутации, поэтому сразу же обратился в полицию.
— Мне позвонили два молодых человека и говорят: “Мы занимались шутками, а получилось что-то серьёзное”. И объясняют, что какое-то время назад они в виде шутки от имени Филиппа Киркорова позвонили Дидье Маруани, они — это Вован и Лексус, — говорил адвокат.
По словам Добровинского, у пранкеров с Маруани завязалась переписка, и позже они поняли, что эта шутка вылилась во что-то серьёзное.
— Ни одного раза Киркоров не разговаривал с Дидье Маруани и одного имейла ему не отправил. Всё это делали пранкеры, всё это они делали ради шутки, и всё зашло слишком далеко, — сказал адвокат.
Пранкеры вскоре подтвердили слова адвоката Киркорова, отметив, что хотели помирить звёзд эстрады:
— Звонок Дидье Маруани был, мы просто хотели их помирить. Мы хотели понять, что ему нужно, чтобы примириться и выйти из кризисной ситуации, — рассказал пранкер. — Мы предложили ему изначально миллион рублей. Это первая сумма, которая пришла в голову.
По его словам, позже пранкеры получили сообщение, что композитор ждёт более серьёзного предложения, тогда они озвучили сумму в миллион евро.
— Когда розыгрыш принял форму юридического соглашения, мы передали эти предложения представителям Филиппа Киркорова, чтобы они решили, подходит оно им или нет. Видимо, информация, которая содержалась в переписке и телефонных разговорах, выглядела для представителей певца как вымогательство, — отметил Лексус.
Пранкер добавил, что они не хотели, чтобы какая-либо сторона пострадала в результате этого розыгрыша.
Французу грозит Сибирь
Пока непонятно, чем вся эта история может закончиться для Маруани и его российского юриста. Ведь знаменитая рэкетирская статья 163 УК о вымогательстве считается особо тяжкой. Она грозит наказанием до 15 лет лишения свободы. Маруани и Трунову теперь нужно очень постараться, чтобы доказать, что они не вымогали у Киркорова деньги, а вели переговоры о мировом соглашении.
Ситуация очень туманная. Пока получается, что они вели переговоры и требовали деньги не у самого Филиппа Киркорова или его официальных представителей, а у его двойников. Это, кстати, осложняет позиции и обвинения — Маруани, если и вымогал деньги (тем более, что сам певец уверяет, что не общался с французом), то никак не у заявителя, а у шутников-пранкеров.
Правоведов эта ситуация также озадачила. Если Маруани потребовал от Киркорова компенсировать нарушенные права под угрозой обратиться в суд — это не вымогательство, а официальная претензия, заявил Лайфу председатель Арбитражного третейского суда города Москвы Алексей Кравцов.
— Ситуация неоднозначная. Возможно, произошёл нахлёст решения гражданско-правового спора с признаками вымогательства. Суду нужно разобраться, где заканчивается спор по компенсации нарушенных интеллектуальных прав и начинается вымогательство. Далеко не факт, что было вымогательство в прямом смысле слова. Что такое вымогательство? Это завладение средствами путём применения угрозы. Возможно, угрозы могут быть, но они сопрягаются с требованием компенсировать убытки от нарушения авторских прав. Возможно, они могли превысить пределы разумного. Одно дело —просто претензия, она предусматривает официальное предъявление требований компенсировать права под угрозой пойти в суд. Но если угрозы сопрягаются с угрозами жизни, с угрозами репутационного характера, тогда можно трактовать ситуацию с совершением преступления, — пояснил Алексей Кравцов.
Он также отметил, что если Маруани сможет доказать, что ничего не вымогал у Киркорова, пострадают уже представители российского музыканта, сделавшие громкое заявление.
— Например, пошла претензия от представителей музыканта к представителям Киркорова с требованием компенсировать убытки, а представители Киркорова пошли в полицию, сказали, мол, деньги вымогают, мы готовы их передать. Передали — и тут же всех арестовывают. При этом самого вымогательства нет. Такая ситуация тоже имеет место быть, она предусмотрена уголовным законодательством. Она сопрягается со статьёй Уголовного кодекса РФ “Заведомо ложный донос”. Рано ставить точку, возможно, всё только начинается, — сказал Кравцов.
Ранеев Украине российских пранкеров обвиняли в монтаже своего разговора с президентом Украины Петром Порошенко от имени президента Кыргызстана в интересах российских спецслужб.