Не могут и не должны назначения в правоохранительных органах согласовываться с политиками; не могут и не должны политики использовать или пытаться использовать силы правопорядка для защиты своих политических интересов. Без понимания этого страна рано или поздно снова будет обречена на противостояние общества и власти. Об этом Хатиа Деканоидзе написала на своей странице в Фейсбуке, комментируя свою отставку”.
“Год назад по просьбе руководства страны я заняла должность Главы Национальной полиции Украины.
Это был сложный вызов и сложная задача.
Мне и нашей команде нужно было практически с нуля создавать новый государственный орган – преобразовать милицию в Национальную полицию и вернуть доверие общества к структуре, которая в течение многих лет дискредитировала себя в глазах граждан.
Впервые за всю историю Украины главой правоохранительного органа стал не просто гражданский, но и политически независимый человек.
Не защищая собственные интересы, интересы политиков, полиция стала органом, главной ценностью которой является человек, его права и безопасность.
Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, войну, неконтролируемое перемещение оружия, коррупцию, нереформированные суды и прокуратуру, нам удалось не только стабилизировать и удержать ситуацию под контролем, но начать реальные изменения в системе.
Мы не работали на публику, многое из сделанного нами оставалось незамеченным. Сегодня я бы хотела обратить внимание на то, что нам удалось сделать и требует дальнейшего развития и серьезной политической поддержки:
• Меньше чем за год мы разработали и внедрили совершенно новую структуру Национальной полиции Украины, которая стала основой создания нового государственного института;
• Впервые в истории правоохранительных органов мы провели тотальную переаттестацию сотрудников. Этот процесс много критиковали, он не был совершенным, но и тогда и сейчас я убеждена, что другого способа очистить систему у нас не было. По сути, аттестация стала первым шагом к обществу и открытой оценке деятельности государственных органов;
• Нами был создан независимый рекрутинговый центр, через который сегодня осуществляется не только набор в патрульную полицию, но и на все другие должности Национальной полиции Украины;
• Мы завершили формирование патрульной полиции, которая теперь работает уже в 32 (тридцати двух) городах страны, показывая новые стандарты взаимоотношений государства и человека;
• Под моим личным руководством была создана незангажированная, эффективная структура внутренней безопасности Национальной полиции, которая только за минувший год открыла более 1 000 дел против коррупции в органах полиции, в том числе в отношении высших должностных лиц системы;
• В Национальной полиции появилось управление по защите прав человека и имплементирована система электронного контроля по соблюдению прав задержанных в изоляторах временного содержания;
• Нами разработана и внедрена система прозрачных, открытых конкурсных отборов следователей, участковых и оперативных сотрудников из числа простых граждан, а также система переподготовки действующих следователей и участковых по международным стандартам. А с 1 декабря запускается пилотный проект детективов в Киевской области –функциональное объединение следователей и оперативных сотрудников.
Это то, что мы сделали всего за год. Это не все, а основное. Но самым большим достижением я считаю то, что мне удалось доказать:
полиция ДОЛЖНА быть честной, порядочной, открытой и с человеческим лицом!
Ни один начальник областного управления, ни один руководитель управлений или департаментов, ни один полицейский в стране не может сказать, что я отдавала преступные приказы или покрывала преступления.
Да, у нас были проблемы, конфликты и все еще есть недостатки. Но мы ни разу не отвернулись от трудностей, не следовали принципу круговой поруки и не игнорировали жалобы, которые слышали.
И я горжусь тем, что доверие населения к Национальной полиции выросло, а полицейские готовы работать по новым принципам.
Но я бы хотела оставаться откровенной до конца и сказать также о том что нам не удалось сделать.
К моему большому сожалению, нам не удалось избежать потерь и трагедий. Я приношу свои глубокие соболезнования семьям и близким всех пострадавших.
Я буду честна и скажу, что нам также не удалось искоренить коррупцию в наших органах. Лично у меня коррупция на любом уровне вызывает отвращение, и я делала все, чтобы такие же чувства испытывали все, кто со мной работал. Но очистить от коррупции и злоупотребления властью самый большой правоохранительный орган страны – это гораздо более сложная задача, требующая не одного года работы и жесткой политической воли. Мы заложили основы, и я очень надеюсь, что на этом преобразования не остановятся.
Я также хотела бы остановиться на трех важных составляющих, без которых я не вижу возможности создания и развития действительно независимой и эффективной Национальной полиции.
Первое – это необходимое и достаточное финансирование. Мы можем бесконечно реформировать систему, применять современные практики, увольнять старых и нанимать новых сотрудников. Но! Голые и босые, без бумаги и бензина, без современных технологий и надлежащего социального обеспечения, полиция не сможет работать эффективно.
Второе – это реформа органов прокуратуры и судов, без которых я не вижу возможности существенно изменить всю правоохранительную систему в стране. Существующий порядок вещей рано или поздно приведет и уже приводит к ценностным конфликтам между теми, кто хочет и меняться и теми, кто застряли в прошлом.
И последнее, но не менее важное. Это все еще сохранившиеся традиции вмешательства в работу полиции политиков. Я не выносила сор из избы, я государственные человек. Но считаю своим долгом обратиться к политикам и чиновникам на всех уровнях – начиная от народных депутатов и заканчивая самыми высокими кабинетами с просьбой и даже требованием отказаться от вмешательства в работу Национальной полиции.
Не могут и не должны назначения в правоохранительных органах согласовываться с политиками; не могут и не должны политики использовать или пытаться использовать силы правопорядка для защиты своих политических интересов. Без понимания этого страна рано или поздно снова будет обречена на противостояние общества и власти.
Мои дорогие родные Украинцы, в рамках своих полномочий я сделала все, что в моих силах, чтобы все эти принципы соблюдались. Я, как и обещала, в течение года создала фундамент для развития новой Национальной полиции и оставалась верна вам и вашим интересам до последней минуты своей работы.
МОЯ ФУНКЦИЯ ВЫПОЛНЕНА. Но, к сожалению, моих воли и полномочий было недостаточно для реализации изменений. В связи с чем, я заявляю о своей отставке. И считаю необходимым в кратчайшие сроки провести открытый и прозрачный конкурс на пост нового главы Национальной полиции Украины.
Я благодарна всей своей команде и всем полицейским, которые не смотря ни на что, продолжают выполнять свой долг, следуя присяге.
Я также благодарна общественности, журналистам и всем, кто был с нами за Вашу искреннюю поддержку, объективную критику и веру.
Отдельно я бы хотела поблагодарить наших международных партнеров и всех дипломатических представительств за помощь и содействие.
Но самую большую благодарность я хочу выразить всему украинскому народу – за поддержку, понимание и терпение. Надеюсь, что проделанная мною работа даст толчок дальнейшему развитию Национальной полиции и созданию новой страны, если на то будет политическая воля”.
В комментариях СМИ Деканоидзе рассказала, что теперь займется своим здоровьем и сыном.