Минсоцполитики внесло законопроект о социальном инспектировании, который, по сути, создает в системе соцзащиты полицейскую структуру, уполномоченную на местах проверять условия жизни любого претендента на какую-либо социальную помощь. Об этом пишет в своей статье для ZN.UA Юлия Самаева.
“Коррупционная составляющая на поверхности: один раз дать взятку инспектору, чтобы потом весь отопительный сезон государство оплачивало твои счета — выгодно. Но даже если закрыть глаза на этот аспект, справедлива ли такая политика по отношению к людям, которым два года рассказывают о том, что условия получения субсидий минимальные, и повышение тарифов их не коснется?”, – говорится в статье.
“При реформировании системы субсидий в первую очередь необходимо ориентироваться на адресность помощи. В законопроектах, которые вносились в парламент вместе с госбюджетом, например №5130, очень много внимания уделяется именно этому вопросу, но адресность понимается в несколько ином ключе. Минфин при условии, что закон будет принят, получит доступ практически ко всем существующим реестрам и возможность использовать персональные данные граждан. Это, по идее, обеспечит выявление тех получателей, которые оформили субсидии незаконно, — объяснила ZN.UA эксперт по вопросам социальной политики Института социально-экономических исследований Марианна Онуфрик. — То есть, с одной стороны, чиновники призывают граждан массово оформлять субсидии, но с другой — теперь начинают очень строго контролировать получателей”.
“Существует масса механизмов, способных предотвратить всевозможные злоупотребления еще на этапе оформления, — контроль над сокрытием доходов, проверка достоверности поданных деклараций. Например, если бы наконец-то была запущена Единая аналитическая система, большинства злоупотреблений просто не было бы. Процесс был бы прозрачен и понятен, а потребность в верификации исчезла. Но мы пошли другим путем — правительство сделало вид, что обеспечивает социальную защиту, а граждане изо всех сил делали вид, что они малообеспеченные. Теперь же правительство вместо усиления контроля на этапе оформления усиливает наказание для тех, кто уже является получателем выплат”, — отмечает Марианна Онуфрик.
По мнению автора статьи Юлии Самевой, реформирование системы субсидий — это набор хаотичных, не связанных между собой и часто алогичных решений, принимаемых многочисленными участниками процесса.
“Чего только стоит идея учитывать депозиты при оформлении субсидии в стране, где вкладчиков нужно силой затягивать в оставшиеся на рынке банки”, – спрашивает автор. “Наоборот, люди готовы отапливать воздух, лишь бы субсидию не отобрали. Переход к монетизации, которая действительно могла бы стимулировать снижение энергопотребления, спускают на тормозах. Да, это сложная реформа, о чем ZN.UA уже писало (Операция “Монетизация”, № 25 от 9.07.2016). Но отказываются от нее из других соображений. Монетизация не выгодна никому из выгодополучателей действующей системы субсидий, ведь она предполагала бы раздачу реальным людям реальных денег, а не перечисление виртуальных из госбюджета теплокоммунэнерго, пусть и через счета потребителей”, – говорится в статье.
Напомним, общая сумма субсидий, назначенных домохозяйствам, в январе-августе 2016 году составляла 2648,3 млн грн, что в 4,2 раз больше, чем в соответствующем периоде 2015 года – 625,8 млн грн, сообщает Государственная служба статистики. Средний размер назначенной субсидии на одно домохозяйство в августе 2016 года уменьшился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 25,6% и составил 142,0 грн.