Великая чума 1665−1666 годов унесла жизни почти 100 000 жителей Лондона, что составило 20% от общего числа его жителей. Уникальные находки в захоронении, раскопанном во время строительства вокзала, позволили ученым впервые получить образцы ДНК смертоносных бацилл, сообщает ПМ
Мы уже писали про эпидемию Юстиниановой чумы, а сегодня пришло время рассказать об еще одной вспышке подобного заболевания. Конечно, по сравнению с Черной смертью лондонская чума не выглядит как широкомасштабная эпидемия. Но именно ее англичане называют «великой», поскольку она стала одним из самых заметных проявлений болезни в Англии тех времен. Возбудителем заболевания считают бактерию «чумная палочка» (Yersinia pestis), однако до сих пор у исследователей не было ни одного образца патогенных микроорганизмов.
Новые данные поступили из массового захоронения, разрытого в прошлом году во время строительства железнодорожного вокзала на Ливерпуль-стрит в Лондоне. Сотрудники Лондонского музея археологии (MOLA) раскопали 42 скелета, а также фрагменты глиняной посуды, стекла ручки гробов, что позволило им определить временной отрезок, во время которого были похоронены тела — это период с 1650 по 1670 годы, который как раз приходится на эпидемию чумы.
Этот участок, названный Новый погост или Могильник «Бедлам», очевидно был приспособлен под захоронение в тот период, когда смертность достигла пиковой точки. Археологи считают, что в захоронении находилось до 100 человек и оно возносилось на 0,6 метров над землей — и это при условии, что чумные трупы положено хоронить на глубине не менее 1,8 метра, что означает, что яма была забита до отказа. При этом нельзя сказать, что покойников просто свалили в кучу — они были аккуратно разложены и, судя по сохранившимся металлическим частям, погребены в гробах. Просто со временем дерево истлело и тела беспорядочно навалились друг на друга.
Для того, чтобы подтвердить, что это в самом деле была «чумная яма», образцы зубов 20 отдельно взятых скелетов отправили в Институт Макса Планка в Германии. Зубы идеально подходят для такого рода испытаний, поскольку эмаль сохраняет ДНК бактерий, которые присутствовали в них на момент смерти. И в самом деле, 5 скелетов дали положительный результат на пробу чумной палочки.
«Важность открытия нельзя недооценивать, поскольку это первая идентифицированная ДНК патогенных микроорганизмов из 1665 года. Суть заключается в том, что теперь ученым будет куда проще понять истоки болезни, схемы ее развития и ее воздействие на скелетную часть организма», заявил Дон Уокер, сотрудник MOLA.
Следующим шагом станет изотопный анализ останков, который позволит понять то, как жили покойные, чем они питались и каким факторам загрязнения окружающей среды и заболеваниям были подвержены при жизни. Помимо этого ученые проведут секвенирование белковой структуры патогена.