С 1 сентября в так называемой “Луганской народной республике” установилось шаткое перемирие. Обстрелы и диверсии почти прекратились, противостояние все больше переходит в экономическую и политическую сферу. При этом активизировались местные “спецслужбы”: регулярно проводятся задержания лиц, которых местные “силовики” считают диверсантами. Воспользовавшись перемирием, тысячи людей устремились на контролируемую Украиной территорию, чтобы получить пенсии, зарплаты, купить подешевле продукты и лекарства. Впрочем, к ситуации с перемирием сами местные жители относятся в целом равнодушно, отмечая, что главной проблемой для них является даже не война, а выживание, пишет Апостроф
Перемирие в действии
Штаб АТО практически каждый день отчитывается об успехах перемирия. Уже более недели активные боевые действия практически не ведутся, например 8 сентября с территории так называемой ЛНР было зафиксировано только два обстрела украинских позиций, которые произошли в районе Попасной. Потерь при этом не было. И хотя уже 9 сентября появилось сообщение о гибели украинского военнослужащего (под Марьинкой, Донецкой области, – “Апостроф”) и увеличении количества обстрелов, тем не менее, их интенсивность все же не сопоставима, например, с августом. О наступлении относительной тишины говорят и сепаратисты, правда отмечают, что, по их мнению, явление это обманчивое, поскольку под его прикрытием ВСУ якобы осуществляют ротацию военнослужащих и подвозят боеприпасы.
Впрочем, по словам местных жителей так называемой ЛНР, ситуация там уже давно кардинально отличается от ситуации в соседней ДНР. “Я еще в 2015 году заметил, что интенсивность боевых действий на линии разграничения между территориями, подконтрольными Украине и ЛНР, заметно упала. Такое впечатление, что стороны по каким-то пунктам договорились и просто не хотят проблем”, – рассказал “Апострофу” предприниматель из Луганска Дмитрий К., который регулярно выезжает на подконтрольную Украине территорию в Станицу-Луганскую за товаром. Более или менее спокойную обстановку на линии разграничения с так называемой ЛНР регулярно подтверждают и в штабе АТО. За последние несколько месяцев самой напряженной обстановка была только в точке соприкосновения сил незаконных ДНР и ЛНР – так называемой “Светлодарской дуге” и на территории Попаснянского района.
Наличие определенных договоренностей допускает также источник “Апострофа” в Главном управлении Национальной полиции Луганской области: “В нынешней национальной полиции, как и в “милиции” так называемой ЛНР, часто работают бывшие коллеги, которые иногда поддерживают друг с другом контакт и даже поздравляют друг друга с днем рождения и днем милиции. Так что я не исключаю факта прямых переговоров нашего руководства с ЛНР”.
Зарплатный “туризм”
Более или менее продолжительное перемирие способствует массовой миграции населения из так называемой ЛНР на подконтрольную украинским властям территорию. Как раз на июль-сентябрь у многих сотрудников местных предприятий и пенсионеров пришлось время переоформления их банковских карт. Собеседники “Апострофа” рассказывают, что возле отделений банков и отделов социального обеспечения практически всех крупных населенных пунктов на “украинской” стороне, сейчас наблюдаются очереди жителей так называемой ЛНР, занимающих место еще раним утром. Обратно в незаконную “республику” люди везут продукты и медикаменты, которые там либо отсутствуют, либо стоят в несколько раз дороже. Например, банка меда или килограмм говядины стоят в ЛНР в 3 раза дороже, чем на подконтрольной Украине части Луганской области.
Для жителей так называемой ЛНР серьезной проблемой остается попасть на контролируемую Украиной территорию. На линии разграничения с незаконной “республикой” постоянно действует только один пешеходный переход – в Станице-Луганской через реку Северский Донец. Пройти через него можно только группой, по специальному коридору и только после разрешения украинских пограничников.
“Путешествие “на ту сторону”, производит угнетающее впечатление. Нужно небольшой группой, соблюдая дистанцию, один за другим, пройти по участку, держа вещи перед собой. Этот участок представляет собой коридор, с двух сторон огороженный колючей проволокой, за которой стоят вооруженные пограничники с собаками. С начала войны я первый раз ездила в Украину, но такое ощущение, что побывала в концлагере на этом пункте”, – рассказала “Апострофу” жительница Алчевска Елена К. По ее словам, такие ситуации, как и сам факт блокады так называемых ДНР и ЛНР, сепаратисты активно используют в своей пропаганде. “Говорят – “смотрите, как к вам относится Украина, вас держат за людей второго сорта”. Мол, вы можете нормально себя чувствовать только в ЛНР и России”, – рассказала она.
По словам собеседников “Апострофа”, во время прохождении украинских пунктов пропуска больше всего их раздражает то, что проезд через них умышленно затягивается. “Я видел, как на пункт пропуска в Зайцево подъехала машина ОБСЕ. Украинские пограничники пропустили очередь из нескольких сотен машин менее чем за час. Но стоит ОБСЕ уехать, снова начинается “тянучка”, когда стоять приходится часами. Можно и не стоять в очереди, платишь 100-200 грн за каждого человека в автомобиле – и тебе пограничники обеспечивают свободный проезд”, – рассказал автору один из водителей-перевозчиков, совершающих регулярные рейсы из Луганска в Киев.
Ни денег, ни жизни
Экономическая и социальная ситуация в незаконной ЛНР продолжается оставаться тяжелой. Большинство предприятий либо стоят, либо работают не на полную мощность. Экономический упадок ярко заметен на примере Луганска, который и до 2014 года был далеко не самым развитым городом Украины. По словам собеседников “Апострофа”, активность местных жителей наблюдается только днем. К 18:00 улицы города стремительно пустеют, с них исчезает транспорт, в том числе – общественный. Луганск становится похож на “город-призрак”.
“Делать у нас тут решительно нечего. Работы, особенно с нормальной оплатой, почти нет, если ты, конечно, не близок к “власти”. Многие уехали в Россию или Украину, а здесь живут те, кто выезжал, но не смог там закрепиться или те, кому терять особо уже нечего”, – поделился своими размышлениями луганчанин Игорь В.
Зарплаты в бюджетном секторе сепаратистской “республики” крайне низкие при высоких ценах. В среднем, зарплаты учителей, врачей, чиновников, в переводе с российских рублей, составляют 1,5-2 тыс. грн. На частных производствах можно зарабатывать 3-5 тыс. грн. Значительно больше получают местные “силовики” – в среднем от 6,5 тыс. грн.
По словам Игоря В., такие города так называемой ЛНР, как Алчевск и Краснодон, где есть хоть какая-то экономическая активность, выглядят в сравнении с Луганском “едва ли не Лас-Вегасом”. “Чисто военная обстановка для нас не очень актуальна. Каких-либо активных боевых действий под Луганском нет уже давно. Самой главной проблемой для нас является выживание”, – отметил Игорь.
Особое раздражение у местных жителей вызывает руководство крупных предприятий области, которое, в основном, давно покинуло так называемую ЛНР и появляется там лишь время от времени. “Руководство Алчевского металлургического завода давно живет в Киеве и Москве, и оттуда по телефону пытается чем-то тут руководить. Людей это раздражает, особенно когда их приказы расходятся с местными реалиями”, – рассказал “Апострофу” один из местных жителей.
Характерно, что по наблюдениям местных жителей, в незаконной ЛНР, в отличие от ДНР, отсутствует активная борьба с “украинским прошлым”. “У меня на работе в цеху есть несколько человек с проукраинскими взглядами, особо они это не скрывают, с ними никто не конфликтует, хотя и не поддерживает. Как мне кажется, “власти” ЛНР не особо стремятся акцентировать внимание на этой теме и бороться с такими людьми, видимо, считая, что проблем в “республике” и так хватает”, – рассказал автору один из жителей Алчевска.
По словам другого собеседника “Апострофа”, в последнее время местные “власти” более обеспокоены борьбой с украинскими товарами, которые часто ввозятся контрабандным способом. “С виду это преподносится как благое дело и борьба со спекуляцией. Местные “силовики” приходят на рынок, конфискуют товар у “спекулянтов”, выписывают им штрафы. Но среди торговцев все больше слухов, что на самом деле идет зачистка рынка ЛНР с целью освободить место для российских товаров, которые по качеству пока проигрывают украинским, поскольку из России к нам везут не хороший товар, а то, что подешевле, и что здесь могут купить. Поэтому если где-то появляется украинская продукция, то в первую очередь разбирают ее, даже если она дороже”, – рассказывает Игорь В.
Силовики берутся за агентуру
В условиях отсутствия активных боевых действий, резко снизилось количество вооруженных людей на улицах городов. По словам местных жителей, боевики ЛНР после августовской активности, связанной с событиями в Крыму, сейчас находятся либо на полигонах, либо на загородных базах, например, в бывших детских лагерях отдыха и шахтерских санаториях. “Сейчас все более или менее спокойно, активности особой нет, практически нет слухов о появлении российских военных, которые всегда возникают во время политических обострений”, – отметил один из собеседников “Апострофа”.
На этом фоне местное так называемое “Министерство госбезопасности”, которое, по словам источников, находится под контролем российских “кураторов”, активизировало борьбу с “диверсантами”. Последним задержанным 6 сентября стал житель Ровенской области Валентин Можаев, который, по версии МГБ, приехал в так называемую ЛНР с заданием внедриться к местным боевикам и собирать о них информацию.
Что касается российских военных, то, как отмечает источник в Главном управлении полиции Луганской области, по имеющимся данным в так называемой ЛНР сейчас присутствует корпус военных советников, а также специалисты по вооружению, подразделения РЭБ и перехвата, отдельные артиллерийские подразделения и отряды специального назначения. В основном, они стараются располагаться в районе украинско-российской границы и в окрестностях Луганска.
Автор: Алексей Константинов, Апостроф