Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) принял к рассмотрению заявление старшего помощника капитана буксира “Юпитер” Эдуарда Александрова. Как сообщили “УкрРудПрому” в юридической компании “LeGran.TT”, соответствующее подтверждение было получено от ЕСПЧ 7 сентября.
Напомним детали. Как сообщила 1 июля 2015 года Николаевская таможня 23.06.2015 г. при проведении таможенного контроля буксира, капитаном были предоставлены документы о наличии дизтоплива в количестве 11,1 тонн. Однако 25 июня при проведении таможенного контроля, капитан заявил о наличии среди судовых припасов уже 96 тонн дизтоплива стоимостью 1,3 млн грн.
В ходе проверки было установлено, что судно осуществило рейс в нейтральные воды, где и пополнило запасы топлива, а также, что это топливо будет использоваться на таможенной территории Украины, что является нарушением ст.189 Таможенного кодекса. Кроме того, на судно с плавкрана была погружена бухта полипропиленового каната длиной 220 метров и стоимостью 50 тыс грн.
На основании статьи 472 Таможенного кодекса Украины “Недекларирование товаров, транспортных средств коммерческого назначения” составлен протокол. Санкция предусматривает штраф в размере 100% стоимости товаров с их полной конфискацией.
Как сообщили тогда “УкрРудПрому” в компании-фрахтователе судно выходило для проведения операций при рейдовой перевалке. 25 июня после возвращения в Николаев на приходной комиссии для таможенного контроля были предоставлены все документы, предусмотренные действующим законодательством. Дизельное топливо в количестве 96 т было задекларировано в генеральной декларации и в декларации о судовых припасах. Однако инспектор таможни заявил, что указанное топливо не относится к судовым припасам, а является грузом и должно быть задекларировано как груз, с оплатой всех таможенных пошлин и платежей. Капитан заявил, что в соответствии с главой 224 ТКУ, припасы освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что они остаются на борту судна. Более того, капитан предоставил таможне гарантийное письмо о том, что припасы не будут перемещаться с борта судна. Таможенник также заявил, что бухта каната, которая во всем мире считалась бы судовым снаряжением и неотъемлемой частью судна, также должна была быть вписана в декларацию о грузе. А поскольку в декларацию канат вписан не был, инспектор решил, что капитан попытался завезти его на таможенную территорию с сокрытием от таможенного контроля, несмотря на то, что лежал канат на видном месте на палубе.
После продолжительных угроз и обвинений, инспектор таможни заявил, что все топливо и бухта каната будут конфискованы и покинул борт судна.
27 июня на “Юпитер” прибыли сотрудники Николаевской таможни и попытались вручить капитану заблаговременно составленный протокол о нарушении таможенных правил. Пока капитан пытался выяснить, в чем его вина, таможенники зафиксировали в протоколе, что капитан отказался от подписи, и спешно покинули борт судна.
3 июля таможенники снова прибыли на борт судна для “изъятия предмета нарушения таможенных правил” и потребовали от капитана выдать все топливо на ответственное хранение на таможенный склад. Капитан попросил предъявить письменные основания для изъятия топлива и заявил, что на судне отсутствует техническая возможность для выдачи топлива. На это инспекторы таможни предупредили капитана, чтоб он готовился “к всплеску адреналина” и покинули судно.
На самом деле судно было оформлено за два дня до этого. Таможенники по нормам ТКУ не имели права предъявлять дополнительные претензии после оформления судна. Фактически это или рэкет госструктуры или просто провокация, направленная на стимулирование вымогательства, считают юристы Александрова.
Еще 26 июня представитель фрахтователя встречался с заместителем начальника Николаевской таможни Сергеем Лавренюком, который заявил, что “нельзя так просто завозить топливо, минуя таможню” и что на следующий день он будет по всем каналам рассказывать, как накрыл преступную схему по контрабанде топлива в Украину, за что может получить награду. В октябре он попал в список 37 высокопоставленных чиновников ГФС, подлежащих люстрации.
Но 22.12.2015 Центральный районный суд г. Николаева признал старшого помощника капитана виновным в совершении административного правонарушения по ст. 472 ТКУ и оштрафовал его на сумму 2 561 730 грн (около 92 718 евро).
Обжалование этого судебного решения в вышестоящих судах вплоть до Высшего специализированного суда не дало результата.
Как отмечается в заявлении Эдуарда Александрова в ЕСПЧ “заявитель исчерпал доступные средства правовой защиты в Государстве Украина и вынужден обратиться в Европейский Суд по Правам Человека”.