Многие картины, продаваемые сегодня на аукционах за миллионы долларов, в свое время считались художественным шлаком и бредом сумасшедшего. Но вот живопись, собранная в американском Музее плохого искусства (англ. Museum of Bad Art, MOBA), вряд ли повторит их судьбу, пишет his.ua.
«Мы делаем это, чтобы отпраздновать право художника на неудачу», – заявляют основатели необычного музея и добавляют: «В каждом городе мира есть хотя бы один музей, посвященный лучшим произведениям искусства. MOBA – единственный музей, посвященный сбору и экспонированию худшего. Наша цель – отмечать труды художников, чьи работы не были оценены ни в одном другом музее». Сегодня музей имеет отделения в городах Дедем и Бруклайн (Массачусетс), а также Сомервилле (пригород Бостона). Его постоянная коллекция включает около 500 странных произведений искусства.
Музей был основан в 1993 году, когда антиквар Скотт Уилсон увидел картину «Люси в поле с цветами», выглядывающую из бостонского мусорного бака. Уилсон забрал картину, а вскоре приобрел еще одно нелепое полотно.
Антиквар понял, что подобные «шедевры» должны быть сохранены, и выставил их в доме своего товарища – Джерри Рейли, а заодно попросил всех знакомых приносить новые экспонаты. В 1995 году коллекция переехали в подвал любительского театра Дедема, где была размещена неподалеку от мужского туалета, чтобы «соответствующие звуки и запахи помогали поддерживать равномерную влажность».
Чтобы попасть в коллекцию МОВА, произведения должны быть оригинальными и созданными всерьез, иметь существенные недостатки и не быть скучными. Преднамеренный китч, а также детские работы в музей не принимают. Основатели музея отмечают, что их коллекция – это «дань уважения к искренности художников, которые упорны в своем стремлении достичь идеала, несмотря на то, что в процессе получаются ужасные картины».
Вы не поверите, но даже из этого музея крадут экспонаты! В 1996 году из музея исчезла картина «Эйлин», работы Р. Анджело Ли. За ее возвращение МОВА предложил 6 долларов и 50 центов. Но даже после того, как эта сумма выросла до 36 долларов, картину в течение нескольких лет не возвращали.
После этого случая в музее установили поддельные видеокамеры с табличками «Внимание! Галерея защищена поддельными видеокамерами». Несмотря на столь серьезные меры безопасности, в 2004 году из музея было украдено еще одно полотно. Воры оставили записку с требование выкупа в 10 долларов. Но так как злоумышленники забыли указать контактную информацию, связаться с ними никто не смог. Вскоре полотно таинственным образом вернулось с 10 долларами компенсации. Руководство музея не удивилось, ведь, по их словам: «вору было непросто скрывать украденный шедевр, к тому же авторитетные институты вести с преступниками переговоры отказываются».