Включайте колонки погромче и врубайте самый мрачный хэви-метал, который сможете найти во Вселенной. Команда из бельгийских и германских ученых пришла к выводу о том, что метал способен смягчить для слушателя страх перед смертью, депрессию и избавить от экзистенциальной тоски. Принцип, по которому этот музыкальный жанр помогает справиться с тяготами жизни, помогла объяснить так называемая «теория управления страхом смерти».
У людей, абсолютно далеких от хэви -метала, да и у большинства фанатов, он скорее будет ассоциироваться с эстетикой смерти и даже тягой к ней. На деле же все оказалось с точностью до наоборот: согласно изданию «Журнал психологии массмедиа» (Journal of Psychology of Popular Media), хэви-метал помогает справиться со страхом смерти. Причем, речь идет не только о прямом рассудочном осознании смертности, но и успокоении на подсознательном уровне. Проще говоря, тяжелая музыка задевает какие-то глубинные, фактически животные, пласты человеческой психики, и это может оказаться полезным для отдельной личности и даже общества.
Бельгийско-германская команда поставила эксперимент с целью выяснить как именно хэви-метал влияет на принятие смерти и экзистенциальный ужас от этого понимания. Не исключено, что изначальная предпосылка была как раз обратной результатам — выяснить насколько тяжелая музыка усугубляет положение человека в депрессии и с пониженной мотивацией к жизни. Исследуя группу из тридцати добровольцев, ученые замеряли характеристики изменяющегося настроения и состояния психики, используя для этого музыку в духе Slayer и попутно более нейтральный фон — аудиокнигу.
хэви-метал метал депрессия страх смерти экзистенциализм отвратительные мужики disgusting men
Выяснилось любопытное. В своей работе исследователи опирались на теории управления страхом смерти. Согласно ей, человек — единственное существо на планете, которое сталкивается с пониманием собственной смертности и это лежит в основе всего его поведения. Культура, цивилизация и даже войны — все это результаты попытки справиться с неминуемым экзистенциальным ужасом. При этом, существуют различные способы принятия собственной смерти, но в нашем случае любопытнее всего два механизма: самоуважение и управление страхом с помощью символического преодоления смерти.
Выяснилось, что хэви-метал неплохо помогает использовать второй механизм. Громкая и мрачная музыка внезапно оказалась успокаивающей в том смысле, что снижала тревогу от осознания собственной неминуемой смерти (которым напичкали подопытных). Другой контрольной группе, которая не слушала метал, пришлось в целом тяжелее. Для того, чтобы снизить тревогу, им пришлось гораздо больше работать с механизмом самоуважения, то есть поднимать им самооценку, чтобы они успокоились. В каком-то смысле, прослушивание хэви-метала также опиралось на этот механизм, поскольку подталкивало контрольную группу к мысли о том, что их прослушивая ими музыка является культурно приемлемой и одобряемой в коллективе.
Единственная проблема: если хэви-метал казался подопытному слишком неприятным или откровенно скучным для прослушивания, то позитивного эффекта можно было не ожидать.