Народный депутат Владимир Парасюк предлагает Верховной Раде дополнить Уголовный кодекс статьей о незаконной застройке прибрежных защитных полос водных объектов. Соответствующий законопроект №4949 был зарегистрирован в парламенте на прошлой неделе. Если депутаты примут законопроект, за незаконную застройку берегов рек, водоемов или на островах можно будет оказаться в тюрьме на 2-4 года, а за строительство у морей, заливов и лиманов – на 3-5 лет. Повторная судимость за самострой будет чревата тюремным заключением на срок от 4 до 6 лет с конфискацией имущества.
По мнению автора законопроекта, проблема самовольной застройки территорий у воды принимает угрожающие масштабы. “Довольно распространена практика самовольного занятия этих участков, их застройки без проектной документации, разрешений соответствующих органов, ограждения прибрежной территории заборами до линии воды и тому подобное”, – говорится в пояснительной записке к законопроекту. Яркий пример – ситуация в столице. По состоянию на конец 2015 года в Киеве было обнесено заборами около 30% берегов Днепра. Таким оказался результат исследования аналитического центра портала “Тексты”. Так, по данным карты Межведомственного центра мониторинга застройки, незаконное строительство ведется на участке в 5,1 га на Трухановом острове слева от Пешеходного моста, а также на территории 17,3 га на берегу реки Десенка (просп. Ватутина, 2-Т). Самостроем также назвали ресторанный комплекс “Хутор водограй” ЗАО “Пирс” на Долобецком острове.
Новая незаконная стройка в прибрежной зоне Днепра намечается и на берегу залива Берковщина. По данным СМИ, там на 8 га земли уже началось строительство без разрешительных документов
Участок по решению Киеврады с 2003 года находится в аренде у фирмы “Международный творческий центр Табачника” аккордеониста Яна Табачника и персоны нон-грата в Украине Иосифа Кобзона. Прокуратура пыталась оспорить этот землеотвод, но Конституционный суд постановил, что отменить решение о передаче земли можно только по согласию обеих сторон.
Уголовная ответственность за незаконное строительство в границах прибрежных защитных полос сейчас не предусмотрена. Но привлекать к ответственности владельцев незаконных объектов все-таки можно на основании связанных с таким строительством нарушений. Как рассказал “ДС” старший партнер ЮФ “Кушнир, Якимяк и партнеры” Олег Якимяк, поводом для исков может стать нарушение правил экологической безопасности, загрязнение земель, незаконное завладение землями водного фонда или нарушение правил использования земель. “В зависимости от тяжести и характера правонарушения действующим национальным законодательством предусмотрена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность. Статьи Уголовного кодекса Украины предусматривают ответственность за такие нарушения вплоть до лишения свободы сроком на 10 лет”, – говорит юрист.
Вопрос защиты водоемов и территорий вокруг них от уничтожения находится в компетенции местных советов. Именно они определяют прибрежные защитные полосы (ПЗП), на которых строительство запрещено. Размеры защитных полос, согласно закону, устанавливаются в зависимости от типа и размера водоема и составляют от 25 до 100 метров. Но из-за того, что законодательство не определяет четкую процедуру разработки, согласования и утверждения проекта ПЗП, часто возникают спорные вопросы относительно законности принятых местными властями решений. Если в таких спорных ситуациях сомнительная стройка уже появилась на берегу, избавиться от нее почти невозможно. “Если минимальная прибрежная защитная полоса установлена с нарушением закона (например, ПЗП определят в 25 метров, а по закону положено 50 метров – “ДС”), то ответственность за строительство у водоема застройщик нести не будет. А привлечь к ответственности чиновников, которые принимали участие в незаконном утверждении такой ПЗП, очень сложно. Снести такое здание можно только после отмены соответствующего незаконного решения об утверждении ПЗП и по решению суда”, – говорит Якимяк.
Так что бороться с самостроями у воды одним введением уголовной ответственности вряд ли получится. Для достижения результата придется также совершенствовать земельное и водное законодательство, и ужесточать ответственность чиновников за незаконные решения о передаче прибрежных участков под застройку.
Необычная ситуация сложилась, например, на Никольской Слободке. “Размер природной защитной полосы согласно закону на этом участке определялся в 100 метров. В 2009 году Киеврада приняла решение, которым якобы утвердила проект ПЗП в 50 метров. Но это решение не было опубликовано до 20 мая 2016 года, то есть не вступило в силу”, – заявил юрист Олег Якимяк. А тем временем на берегу Днепра, заходя за 100-метровую линию, появились стройки, в том числе ЖК “Солнечная Ривьера” компании “Укрбуд”.
Решения против владельцев самостроев суды выносят очень редко. Например, в 2015 году Киевский апелляционный хозсуд обязал Киевскую городскую организацию украинского общества охотников и рыболовов освободить 1,8 га земли на берегу залива “Верблюжий” на Днепре. Эта организация заняла участок незаконными хозяйственными сооружениями и беседками, имея в пользовании только 0,2 га для размещения рыболовно-спортивной базы. Но большинство незаконных построек на берегах столичных рек и озер так и стоят нетронутыми. Владельцам незаконных построек сплошь и рядом удается легализовать свою недвижимость в запретных зонах. “Одним из способов строительства и успешной легализации построек в охранной зоне является покупка участка или готового объекта в лодочном кооперативе, получившем право аренды земли. Под видом зданий для хранения судов строятся коттеджи”, – рассказала “ДС” партнер Адвокатского объединения “СК ГРУП” Юлия Курило. По ее словам, нарушители также нередко намывают берега, чтобы расширить земельный участок. Причем делается это под видом инженерной подготовки территории, углубления русла, укрепления берега якобы в интересах громады на основании договора с местным советом о проведении таких работ.